Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Волшебный магнит»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фирсунина Инна Николаевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Волшебный магнит» (с использованием приемов экспериментально – опытной деятельности и с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

в подготовительной к школе группе

«Волшебный магнит»

(с использованием приемов экспериментально – опытной деятельности и с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»)

Цель:

-развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов;

-расширение кругозора дошкольников по теме «Магнетизм».

Задачи:

1. Обучающая

- познакомить детей с физическим явлением «магнетизм» (магнитным полем);

- формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

- способствовать расширению словарного запаса по теме.

2. Развивающая

- развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.

3. Воспитательная

- воспитывать желание приходить на помощь другим;

- воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время работы групповой и подгрупповой форм работы;

- воспитывать чувство коллективизма;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.

Словарная работа –активизировать в речи детей слова и словосочетания:

притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

- Наглядный (показ способов действий).

- Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

- Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

- Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

Интеграция образовательных областей:  «Познание»«Коммуникация»,   «Социализация»

Материалы к занятию: мелкие металлические, пластмассовые, резиновые предметы; магниты разных размеров; большие скрепки; стакан с водой; компас; бумага; ёмкость с манной крупой, дидактические игры: «Магнитная азбука», «Геометрическая мозаика», «Одень куклу», «Магнитный конструктор», «Магнитный театр», «Рыбалка».

1 этап. Формирование внутренней мотивации

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

Добро пожаловать в нашу лабораторию. Сегодня мы будем экспериментировать, делать опыты.

Загадка:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий непременно,

Найдёт иголку в куче сена.

Сегодня я хочу познакомить вас с магнитом, вы сможете узнать о его свойствах не только из рассказов взрослых, а делая самостоятельно опыты с магнитами.

Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?

Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо. Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

А кто же мне скажет, что такое магнит и магнитное поле?

Ребята слушают высказывания ученного Наураши.

Что-то находится в чудесном мешочке

Предположения детей

Просмотр презентации

2 этап. Планирование деятельности детей.

Ребята, послушав ученного, что бы вы хотели узнать о магните и проверить это самостоятельно.

Хорошо, я смотрю вариантов много, поэтому я предлагаю вам план работы.

Воспитатель ставит перед детьми доску с рисунками (схематичное изображение основных свойств и особенностей магнита).

Рисунки.  На первом рисунке нарисованы квадраты поделенные пополам разным цветом, если друг на против друга, то стрелочки смотрят в разные стороны, а если разного цвета, то направлены друг на друга.

На втором рисунке – большой магнит соединяет много скрепок, делая из них ком.

На третьем рисунке – магнит нарисован с полями, как у шляпы.

Дети договариваются между собой, если не приходят к общему мнению голосуем.

Выбор картинки никак не влияет на проведение занятия.

3 этап. Реализация детского замысла

Я предлагаю нам начать с первой картинки.

Как вы видите, на картинки изображены два кубика окрашенные пополам двумя цветами синим и красным. Как вы думаете почему?

Опыт 1

Предлагаю детям поднести 2 магнита друг к другу и понаблюдать, как они притягиваются.

 Что вы сделали, и что у вас получилось?

 А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверьте, что получится.

 Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.

Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось?

Значит, магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

Дело в том, что у магнита есть два полюса- южный и северный. Южный обозначается красным цветом, а северный синим.  Магниты притягиваются друг к другу разными полюсами, а одинаковыми отталкиваются.

И мы это можем проверить.  Я сейчас к каждому поднесу свой магнит с обозначенными полюсами, а вы скажите, какой полюс вы ко мне повернули.

А вы хотите проверить это с научной точки зрения в цифровой лаборатории ученого Наураши?

Следующая картинка, например, магнит со скрепками.

Ребята, у меня в коробке перепутались железные, деревянные, резиновые, пластмассовые и др. предметы. Мне нужно выбрать металлические предметы, а как сделать это быстро я не знаю. Может быть, вы мне поможете? Как можно отличить железные детали, от остальных?

Правильно, а можно использовать магнит, он притягивает железо. Нужно провести магнитом над предметами и железные детали притянуться. Попробуем?

        Опыт 2

Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.

 Расскажите, что делали? И что получилось?

Значит, магнит притягивает железные предметы. А резиновые, пластмассовые, деревянные предметы притянулись к магниту?

Давайте проверим это еще в лаборатории Наураши.

     Посмотрите внимательно на эту тарелочку. Что вы в ней видите?

Под манной крупой я спрятала кое-что, а вы должны найти клад, только прикасаться к тарелочке нельзя, крупу нельзя пересыпать, трогать руками. Подумайте, как можно найти клад, что может нам помочь? Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в манной крупе. Приступайте.

        Опыт 3.

Дети проводят над ёмкостью с крупой магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под крупой.

Расскажите, что вы сделали и что получили?

Молодцы! Вы справились!

Предлагаю вам немного отдохнуть, задание –то было не из легких.

Физминутка «Попробуй повтори»

Под музыку из мультфильма «Фиксики» воспитатель показывает картинки с движениями , а дети должны их повторить.

          Опыт 4.

Перед вами стаканы с водой и скрепки. Возьмите скрепку и опустите её в стакан. А теперь подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив при этом рук? Как это можно сделать?

Может быть, стекло не препятствует действию магнита? Возьмите стакан в руки. Размышляйте, думайте. Молодцы. Вы все догадались, если прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх, можно достать скрепку. Видите, скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, её можно смело и легко достать из воды, не замочив рук. У всех получилось?

Вода мешает действию магнита? (Нет). А стекло? (Тоже нет). Правильно. А сможет ли картон помешать работе магнита? Давайте проверим.

            Опыт 5.

Дети кладут картон на магнит, на картон кладут железные предметы, двигая магнит, наблюдают за движением железных предметов.

Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

 

Значит, магнитные силы действуют и через картон.  

Предположение детей.

Если ответ прозвучал правильный, то подтвердить. Если нет ответа, продолжить объяснение.

Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись.

Я поднес магниты друг к другу, и они оттолкнулись.

Ребята подносят свои магниты к магниту воспитателя и делают соответствующие выводы. К детям повернут магнит северным полюсом.

Предположения детей

Измерить с помощью датчика «Божья коровка» в лаборатории Наураши.

Ребята, выполняют измерения и делают вывод, что сила полюсов магнита одинаковая, т.е. они притягивают с одинаковой силой.

Магнит притягивается к металлическим предметам.

Если дети не отвечают, подвести их к выводу наводящими вопросами.

Ребята выполняют задание.

Перед занятием проверить осуществимость задания.

Провели  магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему.

Нет

Дети с помощью датчика измеряют магнитное поле у пластика и др. предметов.

Манная крупа

Ребята играют с воспитателем.

Можно  магнитом провести над тарелочкой и , если предметы железные, они притянутся к магниту.

 

Я провел магнитом над крупой и к нему притянулись предметы, спрятанные в тарелочке.

Дети играют

Дети будут пытаться достать палочкой, вылить воду из стакана, если никто не догадается, можно дать подсказку. 

Дети пробуют приложить магнит к стеклу.

Ответы детей.

Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом.

Измеряем в лаборатории Наураши датчиком магнитное поле через картон.

4 этап. Проведение детской рефлексии по итогам детской деятельности.

Вы молодцы! Вы внимательно слушали и выполняли все эксперименты самостоятельно.

Давайте теперь уточним, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?

Я вам подготовила картинки, которые были нарисованы  в нашем плане. Предлагаю ответить на вопросы, прикрепляя картинки с помощью удивительного магнита.

Повесьте картинку, изучение которой вам понравилось больше всего?

Повесьте картинку, где у вас возникли трудности.

Повесьте картинку,  при изучении которой вы узнали, что - то новое.

А теперь я предлагаю вам посмотреть поиграть в «магнитные игры»

Дети вспоминают свойства магнитов:

             Магнит притягивает железные предметы.

             Магнит имеет магнитное поле.

             Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон).

              2 магнита могут притягиваться и отталкиваться

Ребята вешают на магнитную доску, ответы на вопросы.

Используемая литература: Методическое руководство к программе «Наураша в стране Наурандии».Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. О. Поваляев- ООО «МАКССПЕЙС»- М., 2014.-72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» для подготовительной группы 6-7 лет на тему: «Победный май»

Цель: Воспитание патриотических чувств.Обучающие задачи: 1.  Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). 2. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Познавательное развитие в подготовительной группе на тему «Волшебный мир мультипликации»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной областиПознавательное развитиев подготовительной группе «Волшебный мир мультипликации»...