5. Познавательно-исследовательский проект в рамках всероссийского конкурса «Проектная деятельность в образовательном учреждении»" «Международный день без бумаги» «Как мы бережем ресурсы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Суханова Светлана Вячеславновна
  1. Познавательно-исследовательский проект «Международный день без бумаги»     «Как мы бережем ресурсы»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Юные экологи Москвы»

Познавательно-исследовательский проект

В рамках всероссийского конкурса «Проектная деятельность в образовательном учреждении»"

Руководители проекта:

Воспитатели: Попова Татьяна Александровна, Суханова Светлана Вячеславовна

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда  и голоса,

 хотя бы на расстоянии вытянутой руки.                         Д.С. Лихачев

Международный день без бумаги

«Как мы бережем ресурсы»

дата и место проведения

г Москва, Школа №657, дошкольное отделение №2, подготовительная группа №10

Осень-зима 2017-2018г

Актуальность

Год экологии в России (2017 год) — тематический год, определенный Правительством РФ для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны окружающей среды и привлечения внимания общественности к этой проблеме. 

Начинать работу по формированию экологической культуры надо с дошкольного возраста. Именно сейчас у детей закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Взрослые и в первую очередь воспитатель (педагог) должны воспитывать осознанное отношение к природе не только вооружая детей экологическими знаниями, но и помогая выработать активную позицию, желание оберегать и защищать природу родного края доступными способами.

Одной из наиболее срочных мер по охране окружающей среды относят ограничение вырубки лесов путем усиления контроля над этим процессом.

Выбор темы проекта

Мы остановили свой выбор на проблеме зеленой зоны нашей Родины. В стране процесс вырубки лесных массивов практически бесконтрольный, в ходе чего вырубаются сотни гектаров зелёной зоны. Многие лесные экосистемы изменяются. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится разбалансированным. 

Цели:

  • Формирование основ экологического мировоззрения и культуры, экологического мышления.
  • Формирование понимания взаимосвязанности человека и природы:

  • Воспитание  бережного и разумного  отношения к окружающему миру, природным богатствам, привитие устойчивых экологических привычек.

Задачи:

  • Развивать мыслительные способности детей, путем изучения детьми проблем защиты природной среды, сбережения природных богатств родного края и поиск решений выхода из поставленной проблемы

  • Знакомить детей с видами полезной деятельности человека в природе, привлекать их к оказанию посильной помощи флоре и фауне.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи, углубляя представления детей об окружающем мире
  • Выработать у детей активную экологическую позицию,
  • Развивать у детей устойчивые экологические привычки.
  • Вовлекать будущих школьников столицы в социально-значимую проектную и исследовательскую деятельность.

Участниками  стали дети подготовительной группы ГБОУ школы 657 , их родители и воспитатели группы. Всего в проекте приняло участие 27 человек

Длительность проекта: Проект рассчитан на 3 месяца

С чего все началось

Тема этого проекта возникла не случайно. Мы - воспитатели, как и все граждане России, тоже озабочены экологической ситуацией в стране и в мире в целом, решили внести свою лепту в реализацию задач по сохранению и восстановлению природы в год экологии, и приняли участие в проекте подмосковья «Посади свое дерево» в сентябре этого года. Участвовали в посадке саженцев сосны на месте вырубленного леса в Коломенском районе подмосковья 16.09.2017г.

Площадь вырубленного леса нас поразила. Малюсенькие саженцы…когда еще на этом месте вырастет полноценный лес? И мы решили донести до ребят наши чувства и постараться привить им мысль, что каждый гражданин страны должен внести свою лепту в сохранение природы на планете, в родном крае. Мы провели занятие по экологии в рамках нод, используя  экологическое пособие. Так же, рассказали ребятам  об акции «Посади свое дерево». На ребят это тоже произвело впечятление! И посыпались вопросы от детей:

- А что мы можем сделать?

- Как мы можем помочь природе?.....и т. д.

Тут настал наш черед, как воспитателей, продумать - как наши дошкольники могут внести свой вклад в движение по экологии?

Почему вырубается лес?- для изготовления бумаги, в том числе.

Без бумаги нам не обойтись, но мы можем оптимизировать ее применение, привить привычку бережного отношения к бумаге, тем самым уменьшить вырубку леса.

Вот так возникла тема нашего проекта.

  1. «Как делают бумагу»- Показ детям образовательного фильма

 2. Занятие «Международный день без бумаги» 26.10.17г

Беседа

В: -  Ребята, с бумагой мы сталкиваемся повсеместно: дома, в садике, в школе на подготовке. Рисуем на бумаге, читаем книги, газеты, журналы, и многое другое.

Семь лет назад, международная организация, впервые провела акцию «День без бумаги». С тех пор событие отмечается ежегодно, каждый четвертый четверг октября по всему миру, в том числе и в России.

«Научимся  использовать бумагу рационально!» -  таков основной тезис международной «безбумажной» кампании. Кто знает, что такое рационально?

В: - Слово рациона́льность, ребята, происходит от латинского ( ratio — разум) — термин, означающий разумность, осмысленность. Поступать рационально - это значит поступать правильно, обдуманно. То есть, прежде, чем что то сделать, надо подумать – правильно ли я это делаю?

Цель нашего «Международного дня без бумаги» - рациональное использование бумаги, для сохранения природных ресурсов

В: - Так, как мы с вами можем поучаствовать в этом дне? Мы же не можем полностью отказаться от бумаги?

В: - Давайте заглянем в нашу мусорную корзинку в уголке ИЗО!

-начали рисовать рисунок, не закончили и выбросили ! Это разумно

Д: - Нет

В: - Что бы сэкономить бумагу, наверное,  надо дорисовать рисунок или отложить в стол до завтра, если сейчас расхотелось рисовать. А теперь повернем лист. Обратная сторона чистая. Можем мы и на ней порисовать? Или выбросим?

Д: - Выбрасывать не будем, будем рисовать на обратной стороне.

В: - Решили - рисуем на двух сторонах листа.

А потом, выбрасывать? А можем мы еще как-то использовать такой лист? Подумайте

Д: - Да, можем делать самолетики, вертолетики, кораблики и разные другие поделки!

В: - Хорошее предложение! Теперь посмотрим в уголок чтения.

Вот надорванная страничка в книжке. Если ее не отремонтировать, то она оторвется совсем и придется книжку выбросить. А без книг никак невозможно обойтись. Придется покупать другую книгу. А чтобы ее напечатать, нужна бумага, а бумагу делают из деревьев, значит, погибнет дерево. Что будем делать, что бы продлить жизнь книге?

Д: - Аккуратно обращаться с книгами.

В: - А если порвалась?

Д: - Можно ее отремонтировать.

В: -  Молодцы! Все правильно. Теперь посмотрим на наши салфетки, которыми мы пользуемся за обеденным столом. Они тоже бумажные. А давайте вспомним всегда ли разумно мы их используем? Бывает ли такое, что за едой, кто то из ребят решил побаловаться, поиграть с салфетками?

Д: - Бывает.

В: - Разумно? Салфетки быстрее закончатся, придется покупать новые, а салфетки бумажные, для их изготовления придется что сделать?

Д: - Рубить деревья.

В: - Так что же нам делать, как правильно использовать салфетки?

Д: - Только для использования по назначению, после еды вытирать рот и руки.

В: - Правильно. Молодцы. Теперь поговорим о туалетной бумаге - это тоже бумага, предназначенная для гигиены.

Разве никто никогда не игрался с бумагой, не разматывал ее?

Д: - Было дело…

В: - А ведь бывало так, что кто- то из вас, из- за неосторожного обращения, ронял рулон в унитаз.

Так что же мы решим?

Д: - Аккуратно пользоваться туалетной бумагой.

В: - Молодцы, ребята. Много хороших решений. Посмотрите, как много бумаги мы можем сэкономить!

Принятие решения.

В: - Ребята, а помните, мы смотрели с вами презентацию? «Как делают бумагу»? Ведь много бумажных изделий делают и из макулатуры!

Д: - Да, помним. А давайте не будем выбрасывать использованные листки и поделки, а будем собирать тоже все в макулатуру!

В: - Отличная идея! Так и поступим!

Но, что бы спасти от вырубкии одно большое дерево, надо не один день собирать макулатуру.

Д: - А мы будем собирать, пока не спасем хотя бы одно дерево!

В: - Молодцы, хорошее предложение!

В: - Ребята, а дома вы будете беречь бумагу?

Д: - Будем и родителям расскажем о нашем проекте.

В: - Тогда, начинаем! А когда соберем макулатуру, ваши родители помогут отвезти ее на пункт приема.

Д: - Начинаем!

Создание плана проекта

  1. Бережем бумагу в группе и собираем макулатуру
  2. Бережем бумагу дома и собираем макулатуру
  3. Ведем график сбора
  4. Относим макулатуру в пункт приема

Для родителей была распечатана памятка и вывешена в уголке для родителей. Так же эту памятку мы отправили в родительский чат нашей группы.

Памятка для родителей

Каждый из нас может поучаствовать в процессе сохранения природных ресурсов, следуя простым правилам сам и призывая других:

  • Печатайте нужную информацию с двух сторон листа.
  • Не используйте для печати файлы с большими междустрочными интервалами – так вы значительно сократите объем документа.
  • Вычитывайте документ прямо с экрана, а не распечатывайте его. Если подсветка монитора режет глаза – установите нужную вам резкость экрана.
  • Посылайте в электронном варианте: клиентам – документы, преподавателям – выполненные работы, друзьям и знакомым – нужную информацию.
  • Используйте электронные блокноты или напоминания в календаре мобильного телефона вместо привычных бумажных ежедневников. Кроме экономии бумаги есть и другой значительный плюс – устройство напомнит о важном событии!
  • Печатные издания почти всегда имеют электронные версии, равно как и книги можно найти в Сети. Кроме того, нужными изданиями можно обмениваться с друзьями и коллегами или брать в библиотеке.
  • Детям для рисования (по крайней мере, дома) можно давать листы, чистые с одной стороны, а не приобретать новые альбомы.
  • По возможности используйте бумагу, созданную из вторсырья – к примеру, для распечатки документов в офисе.
  • Старые ненужные книги, журналы, газеты, учебники сдавайте в макулатуру.
  • Если вы преподаватель, то задания для студентов и школьников можно размещать на сайте, а принимать выполненные – по электронной почте.
  • Старайтесь покупать продукты, где используется как можно меньше упаковки – как бумажной, так и из других материалов.
  • По возможности используйте электронные билеты на самолет.
  • Оплачивайте коммунальные услуги и кладите деньги на мобильный телефон онлайн – так не придется сохранять бумажные квитанции и чеки. Хранить квитанции можно в электронном виде, а распечатывать только в случае возникновения спорного вопроса.

  

3. Занятие «Напоминалки»

Занятие проведено для закрепления тех решений, которые дети приняли, и  будут придерживаться их воплощения на протяжении всего проекта. И для выработки устойчивых экологических привычек на будущее, были рассмотрены картинки, которые напоминают ребятам о бережном отношении к бумаге.

Но дети решили, поскольку они уже взрослые, они сами могут нарисовать схемы и нарисовали!

Схемы по картинкам, которые дети назвали «напоминалки – привыкалки», были прикреплены везде, где использовалась бумага.

1. В уголке ИЗО

2. В книжном уголке

3. В уголке дежурств, над салфетницами с салфетками

4. На двери туалетной комнаты

5. На коробки для сбора макулатуры

А картинки решили отнести в младшую группу.

4 «Невидимые нити природы» Занятие для младшей группе по экологическому пособию, которое провели сами дети.

Ребята изъявили желание не только подарить картинки малышам, но и рассказать детям из младших групп о проекте.

  • Ребята провели беседу с детьми младшей группы по экологическому пособию «Юные экологи Москвы» - Экологический словарик
  • Поиграли с малышами в дидактическую игру «Деревья в городе»
  • Показали и рассказали младшим ребятам, как  помогают «напоминалки-привыкалки» в нашем проекте и подарили картинки детям, для  вырабатывания у малышей правильных привычек.

Младшие дети с интересом слушали наших старших дошкольников. И не исключено, что в следующем году, младшие дети тоже захотят принять участие в экологических проектах.

5.Создаем уголок проекта

  • Рисуем схему проекта
  • Рисуем график сбора макулатуры

6. Собираем макулатуру

На протяжении всего проекта, ребята складывают все отработанные бумаги в коробки.

Родители, спустя некоторое время, стали обращаться к нам, воспитателям:

-Вот это проект! Дети нам запрещают выбрасывать бумагу, газеты! Учат экономно обращаться с бумагой!

Вот он момент истины! Ребята прониклись проектом сами и привлекли родителей!

Теперь и у ребят дома собирается макулатура. Все вместе мы наверняка соберем не 70 килограмм макулатуры для спасения одного дерева, а 100 – для спасения от вырубки одного большого дерева! А может и больше!

Дети складывают макулатуру в стопки, завязывают и взвешивают безменом. Все данные заносят в график. Когда были собраны 100 кг, дети решили и дальше собирать макулатуру. Провели еще одну шкалу на графике. К концу проекта, получилось набрать 170 килограммов!  Ура! Собрали макулатуры на 2 дерева!

7. Сдаем макулатуру на пункт приема

Мы, воспитатели, связались с пунктом приема вторсырья, который работает на базе экоцентра «Битцевский лес». Родители помогли довезти наши 170 кг. Работники пункта приняли у нас макулатуру и выписали диплом за наш посильный вклад в охрану окружающей среды. Мы зарегистрировались на сайте Мосприрода. И теперь, вместе с родителями, будем посещать, интересные, для наших детей мероприятия по экологии. Ведь будущее природы зависит от подрастающего поколения.

 Заключительный этап

8. Рефлексия

В: - Ребята, что вам понравилось в проекте по сохранению природных ресурсов - леса в нашей стране (в нашем родном крае)?

Д: - Мы много нового узнали о том, как изготавливают бумагу, из чего. Узнали, о том, что если бережно и рационально относиться к бумаге, то меньше будут вырубать деревья в нашей стране и от этого всем -  растениям, животным, птицам и людям будет лучше жить на земле.

В: - Как вы считаете, ребята, можем ли вы своими силами и действиями помочь природе, улучшить экологию?

Д: - Да! Можем, каждый может помочь природе – сохранять ее, оберегать, улучшать.

В: - Что у нас получилось в итоге  проекта?

Д: - У нас получилось спасти от вырубки одно большое дерево и одно маленькое!

В: - Что будете делать дальше, для того чтобы сохранять, сберегать лес в нашей стране?

Д: - Мы можем рассказать о нашем проекте другим детям, друзьям, даже взрослым, что бы приобщить всех окружающих, ссылаясь на свой опыт!

В: - Молодцы!

Итоги проекта:

  • У детей сформировалась начальная экологическая позиция.
  • Дети научились видеть причинно-следственные связи о влиянии деятельности человека на природные ресурсы.
  • У воспитанников появился интерес к активному участию в проектно-исследовательской деятельности и интерес к деятельности по сбережению природных ресурсов.

Но самое главное – наши воспитанники почувствовали, что они тоже могут повлиять на экологию планеты, помочь природе, внести, пусть и небольшую, но свою лепту в сохранение здоровья планеты, города, родного края.

Приобщили свои семьи, родители говорят, что и дома, дети им постоянно напоминают о бережном отношении к бумаге. Значит, проект сработал! Начало экологическим привычкам положено! А это и было главной целью нашего проекта!

Ребята продолжают бережно относиться к бумаге, продолжают собирать макулатуру, хоть проект уже  закончен. Мы решим, как с этим поступить в дальнейшем. Но это уже другая история.

Желаем всем участникам успехов в проектной деятельности по экологическому воспитанию детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника с участием родителей в рамках Всероссийского конкурса" Физкультура, спорт и цирк-2014. Австралия и Папуа".Семицветик принимает гостей.

Сценарий спортивного праздника с участием родителей "Австралия и Папуа" ," Семицветик принимает гостей" посвященный Олимпийским играм в Сочи....

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Познавательно-исследовательский проект. В рамках всероссийского конкурса "Проектная деятельность в образовательном учреждении" Международный день без бумаги «Как мы бережем ресурсы»

Международный день без бумаги«Как мы бережем ресурсы»Презентация к проекту[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15877515","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...

Проект "Мои зеленые сказки" в рамках Всероссийского конкурса " Живая планета"

quot; Люблю березку русскую..." Во время прогулки ребята средней группы " Семицветик" рассматривали и наблюдали за березой в осенний период. Закрепили знания о строении дерева, об окра...

Проект "Мои зеленые сказки" в рамках Всероссийского конкурса " Живая планета"

quot; Люблю березку русскую..." Во время прогулки ребята средней группы " Семицветик" рассматривали и наблюдали за березой в осенний период. Закрепили знания о строении дерева, об окра...

«Развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»

Процесс воспитания ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы живем во время бурного развития научно-технического  прогресса и ускорения темпа жизни. Главный признак совре...