Индивидуальный образовательный маршрут педагога Гусейнова О.С по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Гусейнова Ольга Семёновна

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний .Предполагаемый результат: 

- Находят и называют противоречивые свойства разных объектов и явлений;

- Имеют представление о веществах, из которых состоят некоторые предметы;

- Проявляют интерес к составлению загадок, рифмованных текстов;

- Сравнивают объекты по разным признакам; 

- Описывают объект по его основному назначению и находят его скрытые возможности;

-  Проявляют навыки в области культуры общения и коммуникативные качества

Сроки работы над проблемой: 1 учебный год. (20-21 учебный год)

Задачи:

1.Педагогические:

-  создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);

 - развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру;

- воспитывать творческую личность, обучать применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении.                                                                                                                           

2.Для воспитанников:

- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

3.Для родителей:

- продолжать знакомить с технологией ТРИЗ через консультативный материал, игры с элементами ТРИЗ технологии, открытый показ НОД, родительские собрания

4. ППРС: пополнить  центр  «ТРИЗ-минутки»  наглядным материалом: алгоритмы, плакаты, предметные картинки, карточки по темам занятий, дидактические игры, картотека дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iomp_guseynova_20-21.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Северного района Новосибирской области

 детский сад «Сказка»

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Гусейнова О.С

Занимаемая должностьвоспитатель

Педагогический стаж: 14 лет      

с.Северное, 2020г

Образование: высшее, НГПУ, 25.09.2006, педагог профессионального обучения

Квалификационная категория: высшая квалификационная категория

Дата прохождения аттестации:13.11.2017 г.

 Дата прохождения курсов повышения квалификации05.03.2018г

Кредо:  "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер).

Информационная справка:

Пояснительная записка:

   Индивидуальная тема по самообразованию:

«Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

   Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний .

Задачи:

1.Педагогические:

-  создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);

 - развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру;

- воспитывать творческую личность, обучать применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении.                                                                                                                          

2.Для воспитанников:

- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

3.Для родителей:

- продолжать знакомить с технологией ТРИЗ через консультативный материал, игры с элементами ТРИЗ технологии, открытый показ НОД, родительские собрания

4. ППРС: пополнить  центр  «ТРИЗ-минутки»  наглядным материалом: алгоритмы, плакаты, предметные картинки, карточки по темам занятий, дидактические игры, картотека дидактических игр.

Актуальность:

Я давно обратила внимания, насколько сложно детям стало мыслить  самостоятельно, делать выводы,  анализировать и применять свои знания в повседневной жизни.

Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития личности, обладающей  системно-логическим мышлением, способной  осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи. В условиях реализации ФГОС ДО  технология  ТРИЗ,  на мой взгляд, является источником полноценного развития умений дошкольников в приобретении  знаний и самостоятельной реализации своих возможностей благодаря изобретательской деятельности.

Предполагаемый результат:  

- Находят и называют противоречивые свойства разных объектов и явлений;

- Имеют представление о веществах, из которых состоят некоторые предметы;

- Проявляют интерес к составлению загадок, рифмованных текстов;

- Сравнивают объекты по разным признакам;  

- Описывают объект по его основному назначению и находят его скрытые возможности;

-  Проявляют навыки в области культуры общения и коммуникативные качества

Сроки работы над проблемой: 1 учебный год. (20-21 учебный год)

Форма отчета о проделанной работе: годовой аналитический отчет в форме таблицы

Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности: 

«Формирование целостной картины мира у детей» О.М. Подгорных

«Путешествие по Фанталии» Л.Н. Прохорова

«Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками» И.Я. Гуткович

Интернет ресурсы: социальные сети работников образования nsportal.ru, Маам. ru.

Форма самообразования:    Индивидуальная.  

Матрица ИОМ                                                                         

Направления работы

Действия и мероприятия

Сроки

Формы представления результата

Где, когда и кем заслушивается

Результаты проделанной работы, отметка о выполнении

1.профессиональное

1.продолжать изучение новых образовательных стандартов, уяснять их особенности

2.разработать К-ТП по темам в соответствии требований ФГОС и образовательной программы ДОУ

3.участие в конкурсах профессионального мастерства

4.изучение ОП ДОУ, уяснение их особенностей и требований

5.знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет

6.профессиональные публикации, брошюры (районный, областной, международный)

В течение года

Июнь-август

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

РП

Педсовет ДОУ

Годовой отчет

2.психолого-педагогическое

1.изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы

2.повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения

В течение года

В течение года

Разработка конспектов занятий, подборка упражнений, дидактических игр и материалов

3.методическое

1.Совершенствовать знания содержания системно-деятельностного подхода

2.знакомиться с новыми формами, методами и приемами воспитания и обучения

3.повышение своего уровня педагогического мастерства на МО

4.изучить опыт работы лучших педагогов ДОУ, города, региона

5.знакомиться с содержанием работы с детьми с ОВЗ и одаренными детьми

6.посещать НОД проводимые коллегами и участвовать в обмене опытом

7.периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

8.внендрять в педагогический процесс новые формы индивидуализации

9.посещение семинаров, педсоветов, конференций на уровне ДОУ

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

октябрь

Повысить профессиональный уровень знаний путем изучения нормативно- правовой, организационно-методической литературы, интернет источников, участие и посещение РМО.

4.информационно-компьютерные технологии

1.Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в образовательный процесс.

2.Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).

3.Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве воспитателя

4.Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному обучению , педагогике и психологии.

5.Разработать комплект НОД с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов

6.Участие в конкурсах в Интернете.

7.Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Работа с мультимедийной установкой (компьютер, ноутбук, мультимедиа)Обработка фотографий работ воспитанников, просмотр презентаций в программе Microsoft Power Point

Охрана здоровья: реализовывать в соответствии с РП ДОУ

Перспективный план работы с детьми 2020-2021гг

Месяц

Неделя

Название игры

Ход игры

Задачи

Сентябрь

2 -3-4

неделя

Игра «Хорошо - плохо».

(роза,  компьютер, дождь, рыба, солнце )

Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, компьютер и другие картинки по выбору детей.  Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого.

Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Формировать устойчивость внимания.

Активизировать словарь детей.

Октябрь

1 -2

неделя

Игра "Маша-Растеряша"

Ведущий  сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

 Умение видеть ресурсы решения проблем.

Ознакомление детей с различными функциями предметов.

 Тренировать внимание.

Побуждать отвечать полными предложениями.

3-4

неделя

«Перевертыши»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).

Продолжать пополнение словаря детей антонимами.

Упражнять в быстроте реакции.

Активизация словаря.

Продолжать знакомить со словами «перевёртышами»

5 неделя

«Что умеет делать?» 

(мяч, телевизор, лягушка, река)

Ведущий называет объект.  Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Например: Телевизор.  может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

Продолжать формировать  умения выявлять функции объекта

Активизация словаря.

Учить подбирать к существительным глаголы.

Ноябрь

1 -2

неделя

«Раньше-позже»  

 

   Мы гуляем с вами на улице, а что было до того, как мы вышли гулять. Дети отвечают: Мы одевались  и т. д.

 Учить детей составлять логическую цепочку действий.     

Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера"  

Продолжать развивать речь, память.

3-4

неделя

«Где живет?»

Ведущий называет предметы окружающего мира  - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, задаёт вопрос: Где живёт: например медведь (в лесу, в мультфильме, в книге и т. д.)

 Научить детей  выявлять  над-системные связи объектов живой и неживой природы.

Продолжать развивать речь детей, мышление.

Учить различать объекты живой и неживой природы и называть их.

Декабрь

1 -2

неделя

"Найди друзей"  

Называется предмет, например "пылесос". Дети подбирают предметы, образуя свои классификационные группы, объединенные одним общим качеством. (Например: фен, кофемолка - "бытовые приборы"; или веник, щетка, метла - помогающие в уборке предметы).

Упражнять в классификации предметов рукотворного мира.

Учить узнавать и называть объекты рукотворного мира.

Пополнять словарь.

Формировать представления о назначении того или иного объекта.

3-4 неделя

"Кто или что это дело может сделать лучше»  

Воспитатель называет рукотворный объект (занавеска), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект (занавеска защищает комнату от солнца).  Обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше (жалюзи, тонированное стекло и т.д.).

Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Учить определять функцию любого объекта.

Учить детей рассуждать.

Активизировать словарь детей.

Январь

2 -3

неделя

"Дразнилка"  

Ведущий обозначает объект, дети называют его функцию, и с помощью суффиксов -лка, -чк, -ще поддразнивают объект.

Кругляшка (велосипед) –так называем объекты круглые по форме.

Шумилки(машина, вентилятор) признак звук

Вкусняшка (конфета, мороженое, варенье)

Холодючка (сосулька,  лёд  )признак температура.

Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Логически мыслить.

Учить быть внимательными.

Пополнение словаря.

4 неделя

"Назови предмет"  

 Воспитатель называет способ действия предмета (например: он умеет летать). Ребенок,   называет предмет (самолет).  Затем отвечает следующий ребёнок. Дети следят за правильностью ответов.

Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.

Учить детей отвечать на вопросы.

Учить быть внимательными.

Активизировать словарь детей.

Февраль

1-2

неделя

"Что на что похоже?"  

Каждому ребенку предлагается две картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Например, на одной изображен самолет, на другой - птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета - крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различие: птица - живая, самолет - неодушевленный предмет)

 Дать понятия о том,  что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы,  а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам  

Продолжать учить сравнивать 2 объекта по сходству и различаю.

Активизация словаря.

Учить логически мыслить

3 -4

неделя

Игра «Бывает - не бывает»

 

 

Чередовать реальные и    нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

 Развитие логического мышления.

Учить объяснять свои точки зрения, обосновывать их.

Отвечать на вопросы используя ранее приобретённые знания.

Активизация словаря.

Март

1 -2

неделя

«Природа и человек» 

Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания  о том, что окружающие нас предметы  или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов  он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

Закрепить, знания  о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.  

Продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком.

Активизация словаря.

3 -4

неделя

«Чем был - чем стал» 

Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Например: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

Учить  определять  линии развития объекта.  

Развивать логическое мышление, речь

Апрель

1-2 неделя

«Расставь по порядку»

Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького. После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка - большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?

Формировать понимание у детей  относительности размера. .

Систематизировать знания детей о размерах животных.

 Развивать мыслительную деятельность.

 Речь детей.

3-4 неделя

«Да-нетка»

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.  

Упражнять  в нахождении вещественно – полевых ресурсов.  

Учить задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизация словаря.

4 неделя

«Да-нетка»

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть любые  объекты.

Помогать  детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Продолжать учить детей  задавать вопросы. Развитие логического мышления.

Активизировать речь детей.

Май

1-2 неделя

"Четвертый лишний"  

Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида (например: стул, стол, шифоньер) и одну картинку другого вида (телефон). Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему.

Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку. Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему. Учить логически мыслить.

Пополнять словарный запас слов.

3 неделя

"Положи на место"  .

Дети должны разложить картинки или реальные предметы в нужные коробки (продукты, одежда, посуда и т.д.)

Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу. Продолжать учить детей классифицировать объекты. Развивать логическое мышление. Речь детей.

4 неделя

"Дорисуй, что я задумал"  

Воспитатель предлагает задумать предмет и нарисовать только его часть, а товарища попросить закончить рисунок.

Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета. Учить детей быстроте реакции. Логическому мышлению. Учить называть получившийся объект.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Наглядная информация (консультации, памятки)

Активные формы работы

сентябрь

октябрь

Консультация « игры ТРИЗ в повседневной жизни »

ноябрь

Консультация «Умные дети»

декабрь

январь

родительское собрание «Развиваем познавательную активность детей с помощью ТРИЗ-игр»

февраль

Памятка «ТРИЗ – игры для развития познавательной активности»

март

апрель

Памятка «ТРИЗ – игры для развития речи»

май

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Развитие воображения и речи дошкольников через игровые технологии»

Это открытое мероприятие проходило после занятия «Весна-красна идёт» весной 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.Представленные игры проводились с детьми разных возр...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Обобщение педагогического опыта на тему : «Развитие логического мышления дошкольников через математические представления»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Развитие творческого мышления и речи дошкольников через ТРИЗ-технологию

Консультация предназначена для воспитателей детского сада по использованию ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:-  создать...