Проект в средней группе "Волшебная пуговица"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Хрипунова Елена Владимировна

Цель проекта: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира через их исследовательскую деятельность.

     Задачи проекта:

•  развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;

•  организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;

•  развитие мыслительной активности и творческих способностей;

•  совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;

•  развитие коммуникативных навыков;

•  обогащение сенсорного опыта детей;

•  развитие лексико-грамматического строя речи;

•  развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;

•  воспитание нравственно - волевых качеств;

•  применение полученных знаний в жизнь.

Участники проекта: воспитатель – Хрипунова Е.В., дети средней группы (возраст 4-5 лет), родители (законные представители) воспитанников.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

•  заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;

•  повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;

•  улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

•  создание коллекции для мини – музея «Пуговка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_pugovitsa.odt347.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Костромского муниципального района Костромской области

"Детский сад села Шунга".

Проект «Волшебная пуговица»

в средней группе.

 Подготовила воспитатель:

Хрипунова Елена Владимировна.

2019.

  1. Проект «Волшебная пуговица» в средней группе

Даже самое странное собирательство не является пустым занятием,

поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор,

вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то,

чего не видят другие.

Л. А. Жаданов

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Цель проекта: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира через их исследовательскую деятельность.

     Задачи проекта:

•  развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;

•  организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;

•  развитие мыслительной активности и творческих способностей;

•  совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;

•  развитие коммуникативных навыков;

•  обогащение сенсорного опыта детей;

•  развитие лексико-грамматического строя речи;

•  развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;

•  воспитание нравственно - волевых качеств;

•  применение полученных знаний в жизнь.

Участники проекта: воспитатель – Хрипунова Е.В., дети средней группы (возраст 4-5 лет), родители (законные представители) воспитанников.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

•  заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;

•  повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;

•  улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

•  создание коллекции для мини – музея «Пуговка».

Срок реализации: долгосрочный.

Этапы реализации проекта:

1) организационный;

2) практический 

3) презентационный.

    Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

    В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

    Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

    Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

    Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

    Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием, художественным творчеством и др.

    Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно.            Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

1 этап. Организационный. Введение детей в проблему.

Формы работы с детьми:

•  Постановка проблемы через образовательную ситуацию в режиме дня. Чтение сказки о пуговке.

•  Обращение к опыту. Постановка детской цели. Поможем пуговке найти друзей.

•  Беседа с детьми «Что мы знаем о пуговице?». Цель: выявить представление детей о пуговицах, разработка маршрута. (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что будем делать).

•  Основные направления поиска: что означает слово «пуговица», что означает слово «коллекция»«коллекционирование», чем пользовались люди, когда пуговиц ещё не было, какие были первые пуговицы, из каких материалов бывают пуговицы, чем пуговицы похожи и чем отличаются, как их можно использовать.

Формы работы с родителями:

Создание папки-передвижки: «История пуговицы», проведение консультации «Коллекция пуговиц- как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста».

•  Обсуждение темы, цели и задач проекта.

•  Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал.

•  Разработка маршрута проекта.

•  Обсуждение продуктов реализации проекта.

•  Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

2 Этап. Практический этап. Основной.

Формы работы с детьми:

Познавательная деятельность.

•  Беседа«История пуговицы»«Коллекционирование». Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. Дети узнали, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские. Просмотр иллюстраций. Рассматривание кукол в разных национальных одеждах.

-Загадки о пуговице.

-Стихи о пуговице.

-Пословицы и поговорки о пуговицах.

-Приметы о пуговицах.

Игровая деятельность.

•  Дидактические игры:

«Собери пуговицу»

«Придумай сказку»

«Пуговичные фантазии».

• на сравнение «Составь узор из пуговицы»,

• «Нанизывание пуговиц на шнурок по цвету, форме, величине»,

• игра на внимание «Какой пуговицы не стало?»

«чудесный мешочек» и др.

Сюжетные игры«Магазин»

Подвижные игры «Перебежки»«Кто больше перенесёт пуговиц»«Кто дальше бросит мешочек с пуговицами»«Попади в цель»«Кто больше мешочков перенесёт на голове»«Мышеловка»«Перенеси на палочках» и др.

Игровая ситуация:

• "Помоги другу застегнуть пуговицы"

«У кого какая пуговица»

«Откуда я»(дети отгадывают, какой одежде принадлежит пуговица: военных, полицейских, медиков и т. д)

«Если у тебя оторвалась пуговица на пальто…»

«Какие пуговицы блестят на солнце?»

• Образовательная игровая ситуация по ФЭМП «Пуговицы разные, все очень важные!»(пуговицы маленькие-большие, тонкие-толстые, разные по форме, сравнение), " У кого больше пуговиц на одежде".

     Продуктивная деятельность.

• Рисование«Весёлая пуговица»

• Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине «Бабочки»

• Конструирование: создание объёмных конструкций из пуговиц: «Гусеница».

Экспериментально-поисковая деятельность.

•  Рассматривание пуговиц под лупой.

•  Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

•  Игры-эксперименты с пуговицами (сравнение по-величине, форме, цвету).

•  Опыты-эксперименты с пуговицами (взвешивание, тонет -не тонет, измерение)

Речевая деятельность:

Составление описательных рассказов о пуговицах.

•  Речевые упражнения «Какая пуговица?».

«Подбери и расскажи»

•  Придумывание сказок и историй о пуговицах.

Музыкальная деятельность:

Мастерская по изготовлению шумового музыкального инструмента из пуговиц (маракас). Игра на музыкальных инструментах в группе.

Формы работы с родителями:

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

•  Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».

•  Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.

•  Мастерская по изготовлению салфеток, оформлению их пуговицами.

•  Смотр поделок, выполненных совместно с родителями.

3 Этап. Презентационный. Заключительный.

Представление коллекции пуговиц.

Выставка выполненных совместно с детьми, родителями поделок из пуговиц.

Просмотр презентации проекта «Волшебная пуговица».

Создание мини-музея «Пуговка».

Вывод.

•  В рамках проекта, были задействованы все образовательные области.

•  Создана коллекция пуговиц в группе.

     Полученную коллекцию мы планируем поместить в мини – музее «Пуговка» и использовать на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, в экспериментально-поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.

     Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

    Проект оказался интересным для всех его участников. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. История пуговицы настолько охватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования - филобутонистика (от англ. button - пуговица).

    Главное, чему научил проект и детей, и взрослых – это, осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Поэтому очень важно построить совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы она максимально была приближена к исследовательско -познавательной деятельности.

История пуговицы

История пуговицы началась семьсот лет назад. Но имени человека, который ее придумал, история не сохранила. Интересно, что женщины по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин.

Так как в те времена мужская одежда была не менее яркой, чем женская пуговицы делали из дорогих металлов, украшали драгоценными камнями. А на мужское платье пришивалось так много пуговиц, больше нескольких тысяч, что оно становилось очень тяжелым. История помнит, что французский король Франциск заказал для отделки своего бархатного костюма 13 600 золотых пуговиц.

По пуговицам определялось положение человека. Пуговицы из золота и серебра делали для дворян, из недрагоценных материалов - для солдат и слуг, из стекла и дерева для простых людей.

«Пуговица» в русском языке имеет то же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца.

За столетия, каких только пуговиц не было. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. А современных галантерейных магазинах в продаже потрясающий выбор пуговиц!

Это интересно

На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он  отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед. 

Приложение 1

Загадки о пуговице

1. Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

2. Мышка из норки выглядывает.

3. Маленький, горбатенький в переулке завяз.

4. Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

Приложение 2

Стихи о пуговице

К. Брель

Пуговка раз, пуговка два,

Это не сложно, поверь, я права.

Не хочешь одеться? Но надо, дружок!

Гулять мы идем, а там ветерок.

В.Бредихин

Надевают Петеньке

За одну минуточку,

Брюки и штиблетики,

Шапочку и курточку.

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Всё, одели Петеньку!

Т. Ефимова

Пуговицы вредные

На пальто у Верочки!

Мучаются бедные

Пальчики у девочки!

Пуговки над Верочкой

Будто издеваются:

Прыгают, как белочки,

С ниток обрываются!

Злые слёзки катятся,

Лоб сурово хмурится:

«Не идти же в платьице

Мне зимой на улицу!»

Приложение 3

Пословицы и поговорки о пуговицах

1. Умная умница — что светлая пуговица.

2. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

3. На чужой рот пуговицу не нашить.

4. С солдата пуговку не сорвёшь.

5. Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.

6. Застёгнут на все пуговицы.

7. Прост, как пуговица.

8. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица (таджикская пословица).

Приложение 4

Приметы о пуговицах

1. Народная мудрость гласит, если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.

2. Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

3. Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.

4. Потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.

5. Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».

6. Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте.

Внимание! Внимание! Внимание!

Проект «Волшебная пуговица»

Уважаемые родители!

Прошу Вас принять активное участие в сборе материалов для проекта.

(с вопросами по проекту к воспитателю Хрипуновой Е.В.)

Заранее Вам благодарна за помощь.

С уважением, Елена Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе "Волшебная пуговица"

Краткосрочный проектИсследовательско – творческийМы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими во...

Проект по теме "История пуговицы."

Предлагаю проект для детей старшего дошкольного возраста по теме "История пуговицы". Данный материал будет полезен воспитателям старших  и подготовительных  групп....

Проект «Большие возможности маленькой пуговицы». Старшая группа

Цель проекта:1.     Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.2.     Развивать желание больше узнать о каком-либо объекте. Задачи проекта:1....

Проект на тему " Музей пуговиц"

создан музей пуговиц. в нем поделки детей с родителяли, лепбук...

Проект в старшей группе "Пуговица - чудесница".

     В настоящее время появилась проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, так как сейчас заметно возрастает количество детей с нарушением звукопроизношения р...

Проект для средней группы «Волшебная пуговица».

Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте....