«Формирование нравственного и ценностного отношения к природе у дошкольников.»
статья по окружающему миру (средняя группа)

Кирсанова Галина Валентиновна

Природа- самое удивительное явление на свете. Как передать истинную любовь к живым созданиям, научить ребёнка необходимости защищать и охранять красоту нашего мира, уметь любоваться, наблюдать и восхищаться этой красотой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

на тему

«Формирование нравственного и ценностного отношения к природе у дошкольников.»

Природа- самое удивительное явление на свете. Как передать истинную любовь к живым созданиям, научить ребёнка необходимости защищать и охранять красоту нашего мира, уметь любоваться, наблюдать и восхищаться этой красотой?

Мы все прекрасно знаем, что всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Мне хочется поговорить о воспитании ценностного и нравственного отношения  к природе детей и взрослых. Иссякло духовное отношение и обогащение человека к природе. Ведь таинственный и разнообразный мир природы развивает у детей интерес, любознательность, побуждает к художественной и трудовой деятельности. Мы должны согласиться с тем, что познание тайн природы, соприкосновение с ней облагораживает человека,  заставляет размышлять, творить, любить свой край, в котором ты живёшь. Огромное воспитательное значение оказывает природа, если не пропускать мимо своего взгляда интересные её явления, наблюдать их и разгадывать.

Задача воспитателей, родителей и всего окружения - научить ребёнка общаться с живой и неживой природой, бережно и заботливо к ней относиться. Имея знания, накопив опыт, дети смогут сначала совместно со взрослыми, а затем самостоятельно овладеть способами выращивания растений,  ухода за животными, видеть её красоту и наслаждаться ею. Тогда уже можно будет говорить о любви к природе, родному краю.

Если научить ребёнка видеть и слушать природу, то у него появляется интерес к ней, расширяются знания, нравственные качества личности и ценностное отношение к ней, формируется характер.

Мы, воспитатели в д/с  знакомим детей с природой, с изменениями в ней в разное время года, с окружающим миром., даём большой запас знаний, слов и выражений, учим наблюдать, знакомим с литературными жанрами, относящимися к природе, логически мыслить, развиваем  любознательность.  

Важно научить ребёнка самостоятельно применять полученные знания, опыт при общении с природой, правильно относиться к растениям и животным, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Воспитать и развить способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней, научить самостоятельно украшать природу, стремиться к этому. Подвести ребёнка к тому, что огромное значение в сохранности природы, её благостное значение для людей имеет сам человек, который стремится управлять природой, пользоваться её ресурсами и при этом не нарушая нравственных качеств. Чтоб ребёнок это понял, следует отбирать эмоционально близкие факты и явления. Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность:

* беседы, экскурсии, наблюдения,

* исследовательская, изобразительная деятельность и  конструктивная;

* игры-путешествия, подвижные игры, дидактические и творческие.

*Экологические практикумы,

* интерактивные занятия,

*творческие мастерские.

Словом- вложить максимум усилий, чтобы у детей в каждом его шаге срабатывал нравственный и ценностный инстинкт по отношению к природе; чтоб складывался патриотический характер и  стиль экологического поведения.

В окружении нашего д/с имеется множество разнообразных деревьев, кустов, цветов и миниогород. Разработана экологическая тропа с паспортами на все деревья, кусты и цветы, которая помогает организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок стремился познавать окружающий мир, умел устанавливать взаимосвязи, мог применять полученные знания в своей практической деятельности.

Большое значение в этом вопросе имеют самые близкие- родители, старшие друзья, которые своим примером добиваются правильного и нужного результата, прививают любовь к родному краю. Просвещение родителей помогает в экологическом, нравственном и патриотическом воспитании детей.

Принципы освоения компонентов изучения родного края.

*применение знаний в разнообразных видах практической деятельности.

*решение задач воспитания нравственных и патриотических чувств.

*создание благоприятных условий для самовыражения.

*принцип доступности: воспитание природоведческой культуры у детей, формирование начал экологической культуры:- это правильное отношение к самой природе, к людям, охраняющими и созидающими её, а так же к людям, создающим материальные и духовные ценности на её основе.

Дети по своей  природе -исследователи. Исследовательская поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира – проводит опыты с разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды, пересыпает или формует песок и т.д. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника -главный источник для получения представлений о мире, природе.

Наша задача- помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Если мы подбираем сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, а не подаём просто сухую информацию или формулировку. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте,- так ребёнок постепенно подходит к нравственному жизненному опыту в отношении к природе.

Идея, заключающаяся в воспитании ценностного нравственного воспитания к природе.

Ведущие нравственные задачи:

*формировать нравственные качества: доброта, сострадание, внимательность, осознанное сохранение природы, привитие природоведческих навыков,

*ведение просвещения родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях, экологической направленности, мастер-классы, круглые столы, и т.д.

*научить детей самостоятельно делать оценку действиям других людей по отношению к природе.

*формирование системы экологических знаний и представлений о природе.

* развитие эстетических чувств.

*участие детей в посильной деятельности  по уходу за растениями и животными.

* воспитание любви к природе через общение с ней, восприятие её красоты и определение ценности в жизни человека.

*привлечение своих сверстников к бережному и сохранному отношению природы.

Экологическое воспитание детей нужно рассматривать как нравственное воспитание, т.к. в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок- терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И, к тому же, в их труде

Всё по справедливости:

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте.

Каждый день зимой и летом

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.  

В.Орлов.

 

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.

В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода....

Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе

Формирования у детей стойкого интереса к позновательно-исследовательской деятельности и безопасного отношения к природе...

Педагогический опыт «Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе »

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном отношении человека к миру природы.Это связано  с потребительским и часто агрессивным отношением к природе . Эти и другие негативные тенденции де...

План саморазвития «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»

Тема: «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»Актуальность, планирование на весь учебный год , работа с родителями, литература...

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе средствами детской художественной литературы».

Под ценностным отношением я понимаю способность человека воспринимать мир природы, как «разумный» и изначально целесообразный, это способность осознанно переживать свою сопричастность этом...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...