НОД по экологии "Животный мир Южного Урала"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кандакова Анастасия Григорьевна

Цель: Систематизировать  знания детей о диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 »

Конспект образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

Тема: «Дикие животные лесов Южного-Урала»

Выполнила: Кандакова А.Г.

Троицк, 2022 г.

Цель: Систематизировать  знания детей о диких животных.

Программные задачи:

Образовательные:

1) закрепить названия диких животных и их детенышей.

2)закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные;

3)дать понятие хищник, не хищник;

3) учить отвечать на вопросы полными ответами;

4.) Закрепить знания детей о  профессии– ветеринар. Показать детям значение ветеринарной медицины для животных.

Развивающие:

1) способствовать развитию слухового внимания;

2) способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;

3) способствовать развитию логического мышления;

Воспитательные:

1. стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к животным.

2. Учить внимательно вдумчиво слушать воспитателя, отвечать на задаваемые вопросы по тексту

3.Вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий.

4.Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь.

Материалы и оборудование:

 Интерактивная панель, запись звуков леса и иго обитателей; перфокарты с изображением диких животных и их жилищ, карандаши; разрезные картинки диких животных; иллюстрации диких животных и их детёнышей; иллюстрации ветеринарной клиники с изображением ветеринара; магнитная доска; мольберт.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок по теме “Дикие животные”; рассматривание иллюстраций (дикие животные Южного Урала, забота человека о диких животных, зоопарк и др.); знакомство с профессией «Ветеринар» и с нравственными качествами человека данной профессии; Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н. Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В. Бианки и др; Разучивание физкультминутки «Дикие животные»

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ( деятельностный этап):

 I. Вступительная часть

1. Организационный момент.

 Дети стоят полукругом.

Вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво.

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

II. Основная часть

В: Ребята сегодня я шла в наш детский сад и встретила удивительную птицу, а какую, вы сейчас отгадаете.

Это что за мужичок

Сел у дуба на сучок?

Невелик, да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

Трещинку в коре найдет -

Длинный нос в нее сует,

Вытащит за спинку

Всякую личинку.

Мужичок тот не простой -

Это доктор наш лесной. Что это за птица?

Ответ детей (Дятел)

В: В клюве он держал конверт

В: Здравствуйте ребята. У нас в лесу случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и шёл снег, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти свои домики и детёнышей. Помогите им, пожалуйста.

А для того чтобы узнать какие животные разбежались, мы узнаем из загадок

1. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

3. Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

4. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

5. Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

В: Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных?

Предполагаемый ответ детей:  Дикие животные.

Воспитатель:  Ребята давайте вспомним, как они выглядят

Когда дятел летел к нам с письмом, он нёс рисунки животных составленных из частей, но так как был сильный ветер все части перепутались, мы   соберем их и увидим этих животных (Лиса, медведь, волк, заяц, белка)

4. Игра “Собери животное” (обсуждаем признаки животных)

В: В: Молодцы, справились. А вы знаете чем они питаются? Ответы детей.

5. Физкультминутка “Дикие животные”

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)

В: Животных мы с вами нашли, а помните в письме дятел говорил, что они разбежались и не могут найти домики, поможем отыскать их?

Д: Да.

3.Игра: “Кто, где живет?”

В: Соединим линией дикого животного с его жилищем.

Д: Медведь спит в берлоге.

Волк живет в логове.

Лиса живет в норе.

Белка живет в дупле.

Заяц живет под кустиком.

В: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Их можно разделить на две группы:

• одни из них питаются травой, цветами, фруктами, листьями деревьев и акций – их называют травоядными,

• другие охотятся, преследуют добычу, любят мясо, их называют хищниками.

В: Теперь пора отдохнуть. Мы свами пройдём на ковёр и представим, что оказались на лесной полянке. Давайте присядем и послушаем сказку от дятла.

6.Сказка: “Как зайчонку маму искали”

Однажды дятел в лесу услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных, чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – “Мама! Мама!”

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

– Что случилось? Ты потерялся?

– Да я потерял маму.

– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?

– Нет,– горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.

– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.

– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?

– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. –Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?

– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

– Моя мама самая красивая!

– Знаем, знаем, – загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы. И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!

В: Дети, о каком малыше идет речь в этой сказке?

Д: Это зайчонок.

В: Какие животные предлагали стать его мамой?

Д: Белчиха, ежиха, лисица, медведица.

В: А вы рады, что зайчонок нашел свою маму?

Д: Да.

      В: Как вы думаете возможен ли другой  вариант окончания сказки

Предполагаемый ответ детей……

При каких обстоятельствах зайчонок ни встретил бы свою маму?

Предполагаемый ответ детей……(пожар, браконьеры, хищные животные)

Давайте вспомним

ПРЕДОТВРАТИТЬ,

Но если беда произошла беда и детёныш остался один, как человек может ему помочь

Предполагаемый ответ детей……(приют)

Правильно! Мы все с вами читали или слушали сказку К. И. Чуковского «Айболит» и знаем, что он очень любит животных и всегда готов им помочь.

Воспитатель: - А кто из вас знает, как называется врач, который лечит всех животных? (ответы детей)

врач ветеринар;

если дети затрудняются ответить, то название озвучивает воспитатель)

Воспитатель: - Правильно, его профессия называется ветеринар. Животные не могут сами заботиться о своем здоровье. Поэтому им помогает ветеринар

Клиника, где лечат животных, называется ветеринарная лечебница (клиника) или ветлечебница.

Ветеринары работают не только в ветеринарных клиниках, но и там, где есть животные - в цирках, зоопарках и на фермах.

Нелегко им приходиться, ведь животные не могут сказать, что и где у них болит! Кроме того, многие животные не подпускают к себе врача, поэтому работа ветеринара может даже быть опасна. Ветеринар лечит не только кошек и собак, но и крупных животных. Например, таких, как тигры, бегемоты, слоны, лошади…Он может вылечить и маленькую рыбку, и громадного медведя. Ему необходимо много знать и уметь. Но самое главное – ветеринарный врач должен быть очень добрым и любить животных

Скажите, какими ещё качествами должен обладать ветеринар.

Предполагаемый ответ детей (Внимательный, терпеливый, заботливый, ласковый, отзывчивый, чуткий, добрый….)

III. Заключительная часть - рефлексия.

Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Справились со всеми заданиями, которые вам предложил дятел в своем письме. Вспомнили название диких животных и название жилищ в которых они обитают. Скажите,  а что нового вы узнали на нашем занятии?

Дети отвечают, что познакомились с новой профессией «Ветеринар»  и о его нравственных и профессиональных качествах.

А теперь, я вам предлагаю поиграть в игру «Ветеринарная клиника», В этой игре вы можете проявить все те качества,  которые выражаются в заботе к животным

Дети играют в С/Р игру самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Бабочки Южного Урала"

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы, включающее в себя 2 части: - проверка усвоенных детьми знаний;                        ...

Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...

Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...