Проект нравственно - патриотическому воспитанию «Малые формы фольклора для детей раннего возраста» в группе раннего возраста №13 «Пчёлки»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Малютина Марина Александровна

Детский фольклор необходим воспитателю , т. к. отражает в играх. песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malye_formy_folk.21.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект нравственно - патриотическому воспитанию 

«Малые формы фольклора для детей раннего возраста»

в группе раннего возраста №13 «Пчёлки»

        

Тип проекта: познавательно - игровой

Вид проекта: краткосрочный с 15.03- 26.03.21

Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.

        

Актуальность проекта:

 

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре». 

Первая наша хрестоматия, как и последующие, начинается с произведений народного творчества. Песенки, потешки, сказочки, забавляя детей, незаметно, но эффективно решают многие педагогические задачи. В частности, расширяют и уточняют представления об окружающем мире, дают первые уроки нравственности (не ешь прянички одна; не ленись, иначе от сороки – белобоки каши не жди; спеши помочь гусенку, унесенному волком и т. д.)

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. В песенках и потешках много трудных созвучий и звукоподражательных слов, и, вслушиваясь в мелодику родного языка, малыш учится произносить их. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Проблема:

 

  • Недостаточные навыки речевой деятельности детей,  поступающих в детский сад, они имеют ограниченный словарный запас, скудные эмоции.
  • Родители не воспринимают всерьёз потешку, как  инструмент педагогического воздействия на ребёнка, хотя трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в решении проблем с речью детей и в их общем развитии.

Цель проекта:

  • Развитие внутреннего и духовного мира ребёнка и развитие речи средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  • Создать  условия для формирования у детей интереса к народному фольклору, вызывать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения.
  • Формировать у детей способность к восприятию потешек, повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
  • Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества.

 

Ожидаемые результаты:

•  Словарь детей обогатился  новыми словами, оборотами, выражениями;

•  Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

•  Сформировано положительное отношение к режимным моментам;

•  У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Этапы и сроки реализации:

1 этап: подготовительный;

2 этап: практический;

3 этап: заключительный.

1 этап – подготовительный:

• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;

• Разработка перспективного плана;

• Подготовка цикла тематических мероприятий;

• Подготовка консультаций для родителей;

2 этап – практический, реализация проекта:

                            План работы с детьми

Дата

                            Мероприятия

  15.03

Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к альбому «Русские потешки»

16.03

Чтение потешки «Потягуни — потягушечки»

17.03

Подготовка к завтраку: Игра м/п «Зайка серый умывается…»

18.03

Подготовка к полднику: пальчиковые игры «Сорока-сорока…..»

«Ладушки, ладушки…»

19.03

Игровая ситуация «Покормим куклу кашей»: чтение потешек «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку…»

22.03

Обыгрывание потешек «Киска – киска - киска брысь…», «Вышла курочка гулять…»

23.03

Игровая ситуация «Куклу нужно причесать»: чтение потешки «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса…»

24.03

Подготовка ко сну: пение колыбельных «Баю, баю, баиньки, купим Тане валенки..», «Баю, бай, ты, собачка, не лай», «А качи, качи, качи…»

25.03

Подвижная игра «Мишка бурый»

26.03

Хороводная игра «Кто у нас хороший?»

Работа с родителями:

Оформление папки – передвижки:

«Потешки для детей»

Консультация:

«Малые формы фольклора»

III. Заключительный этап.

Продукт проекта:

                

Создание альбома «Фольклор для малышей»

(рисунки детeй и их рoдитeлeй - иллюcтpaции к пoтeшкaм)

Литература:

Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115

Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.

Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М.: Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.

Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных жанров //  Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С15-18.

Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

Приложение:

Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Хороводная игра «Кто у нас хороший?»

(Дети стоят в кругу, поют и хлопают в ладоши)

Ванечка» выходит на середину круга:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Ванечка хороший, Ванечка пригожий.

Игра м/п «Зайка серый умывается…»

Цель: упражнять детей выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, использовать всю площадь зала.

Ход игры:

Дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе произносят: «Зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо!». В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости»

Пальчиковые игры: «Сорока-сорока…..»,  

Цель: активизировать движение пальцев рук.

Указать пальцем правой руки выполняются  круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождается словами:

Сорока-сорока         Воспитатель загибает пальцы ребенка:

Кашу варила,            мизинец,

Деток кормила.         Безымянный,

Этому дала.               Средний,

Этому дала.                указательный

Этому дала.                 Большой.

Этому дала.

         «Ладушки – ладушки»

 Цель: формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры.

Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка , сопровождая  собственные действия стихотворным текстом, побуждает малыша к ответным действиям.

Ладушки-ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

Потешка  «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку…»

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

***

- Ешь, Катя, кашку, вкусная:
Каша из гречки,
Варилась на печке.
Сварилась, упрела,
Чтобы Катенька ела.

Обыгрывание потешек: «Киска, киска, киска брысь!»

 Цели: учить воспринимать ритм потешки. Обучать игровым движениям согласно тексту (прогонять кошку, делать запрещающие движениями указательным пальцем правой руки).    (Дети сидят на стуле. Перед ними картинка или игрушка - пушистый котёнок)

Взрослый: - Кто это? Это котик, киска.

Дети повторяют слова «киска».

Взрослый: (по картинке) киска красивая, зелёные глазки, длинные усы, мягкая пушистая шубка. Киска стоит.

Взрослый спрашивает: - Кто это? Какая киска? Какая у неё шубка? Какие усы? Что делает киска?  (Потешка прочитывается несколько раз)

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт!

Чтение сопровождается игровыми действиями: прогоняет котёнка, делает запрещающие движения указательным пальцем правой руки, предлагает детям следовать его игровым движениям, повторять за ним слова: «брысь, садись, пойдёт, упадёт». Затем вместо слова «деточка» взрослый называет имена детей.

 «Вышла курочка гулять…»

  Взрослый показывает картинку или игрушки- курочку и цыплят. Спрашивает и сам же отвечает: кто это? (курочка, цыплята). Дети повторяют слова: «курочка, цыплята».

 Курочка гуляет, цыплята гуляют. Какие цыплята? (жёлтые), как зовёт цыплят курочка?      (ко-ко-ко).

  Цыплята клюют зёрна. Покажите, как они это делают? (дети стучат пальчиками по столу).

  Цыплята гребут лапками. Как они это делают? (дети имитируют движения ногами).

  Что делают цыплята? (ищут червяка, пьют воду, клюют зёрна).

  Взрослый читает потешку, воспроизводит игровые движения. Дети повторяют за ним.

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать.

А за ней ребятки-

жёлтые цыплятки.

«ко-ко-ко, ко-ко-ко,

не ходите далеко!

Лапками гребите,

зёрнышки ищите».

Съели толстого жука,

дождевого червяка,

выпили водицы

полное корытце.

Чтение потешки «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса…»

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Колыбельные: 

«Баю, баю, баиньки, купим сыну валенки..», 

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

 «Баю, бай, ты, собачка, не лай»

Баю, бай, ты, собачка, не лай

Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!

 «А качи, качи, качи…»

Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Николка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Николка спит, спит.

Подвижная игра «Мишка бурый»

Дети стоят в кругу, в центре «медведь» - взрослый. Дети идут по кругу со словами:
- Мишка бурый, мишка бурый
Отчего ты такой хмурый?
Медведь им отвечает:
-Я медком не угостился
И на всех я рассердился.
Один, два, три, четыре, пять
- Буду вас я догонять.
Дети убегают, пойманный ребёнок становится медведем в новой игре.

Хоровод "Кто у нас хороший?"

Цель: вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей.

Кто у нас хороший,
Ванечка хороший,
кто у нас пригожий?
Ванечка пригожий.

Дети, сидя на стульях или стоя в кругу, поют и хлопают в ладоши. Названный ребёнок выходит на середину круга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей раннего возраста "Музыка в раннем возрасте"

Рекомендации для родителей по использованию музыкальных произведений в быту и жизненном пространстве ребёнка. Предлагаемый  музыкальный материал опробован в качестве музыкотерапии для детей и взр...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста («Музыка в раннем возрасте»)

Если вы хотите, чтобы у вас вырос грамотный, жизнерадостный, уравновешенный ребёнок,умеющий понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире, то.......

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей третьего года жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерной общеобр...

Программа адаптации детей раннего возраста. (вторая группа раннего возраста с 2-3года)

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей раннего возраста»

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.«Адаптация детей раннего возраста»Ведущие : воспитатели группы.Цель:  Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений ...

Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста в группе раннего возраста"

Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста в группе раннего возраста"...