краткосрочный проект " Перелётные и зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Малышева Оксана Вилутовна

Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в старшей логопедической группе на тему «Перелетные и зимующие птицы»

Подготовили и провели воспитатели группы:

Малышева.О.В, Калинникова.М.В и учитель-логопед Григорьева.Е.В

Срок реализации: с 15.10.2022г. по 28.10.2022г.

 Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-информационный.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Участники: дети старшей логопедической группы «Улыбка», родители   воспитанников..

Актуальность: экологически грамотное отношение к живой природе, бережное и заботливое отношение к пернатым.

Цели проекта: -формировать системы экологических знаний и представлений.

- формировать осознанно правильное отношение к объектам живой природы (птицам).

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за птицами, по охране и защите природы.

Задачи проекта: - расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах нашего поселка, их образе жизнедеятельности;

-обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц;

-формировать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по внешнему виду, по повадкам, по среде обитания, по особенностям жизнедеятельности;

- расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;

- заинтересовать детей и их родителей природоохранной деятельностью, ее организацией, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам;

-воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.

Предполагаемый результат:-формирование представлений о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц;

-формирование осознанного отношения к объектам живой природы;

-развитие практических действий по охране природы;

-воспитание любви и бережного отношения к птицам.

Предварительная работа: подбор иллюстративного материала и литературы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и альбомов «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», создание дидактических игр экологического содержания, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц».

Актуальность:

Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Осенью перед птицами встают также жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает, перелетные птицы снова возвращаются в родные края.

Наша задача – расширять представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, а также о птицах, которые прилетают обратно весной, с их видами и особенностями; воспитывать желание заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время и в весенний период.

Этапы проекта:   1. Подготовительный:

- создание необходимых условий для реализации проекта;

-постановка цели и задач;

- подбор познавательной и художественной литературы;

-проведение бесед, чтение художественной литературы, оформление консультаций, изготовление дидактических игр.

2. Основной (практический):

-оформление альбома «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»;

-выставка детских рисунков;

-наблюдения за птицами, их повадками; составление описательных рассказов о зимующих и перелетных птицах;

- изучение корма для подкормки птиц;

-наблюдение за поведением птиц на кормушке,   на деревьях;

-викторина «Что мы знаем о птицах»;

3. Заключительный:

-обобщение результатов работы, их анализ;

- закрепление полученных знаний;

-организация выставки «Птичья столовая», «Скворечник».

Работа с родителями:

- консультации: «Наблюдаем вместе за птицами», «Берегите птиц», «Как изготовить кормушку для птиц своими руками», «Покормите птиц зимой», «Выбор корма для птиц», «Как помочь птицам пережить зиму», «Угощенье для птиц», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»

-оформление папки-передвижки «Птицы – наши друзья»

-экологическая акция «Помогите птицам»

-организация выставки «Лучшая кормушка», «Скворечник»

-участие родителей в изготовлении кормушек и скворечников; в реализации проекта.

План реализации проекта: Вид деятельности:

Беседы:

«Зимующие птицы»

«Удивительный мир птиц»

«Охрана птиц»

«Правила кормления птиц»

«Для чего нужны кормушки?»

«Птичья столовая»

«Что ты знаешь о птицах?»

«Какие птицы прилетают к птичьей столовой?»

 «Как зимуют птицы?»

«Чем питаются птицы зимой?

 «Перелетные птицы»

«Куда улетают перелетные птицы?»

«Чем питаются перелетные птицы?»

Цель: расширять знания детей о жизни зимующих и перелетных птиц в зимне-весенний и летне-осенний период, об их повадках, образе жизни, уточнить названия птиц, знания о приспособленности зимующих птиц к условиям погоды зимой, знания о причинах перелета птиц в теплые края, уточнить знания о правилах кормления птиц зимой, о значении подкормки птиц; развивать связную речь, память, логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к объектам живой природы; воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым, желание заботиться о них.

Образовательная деятельность:

Познание: «Азбука птиц», «Перелетные птицы», «Знакомство с зимующими птицами», «Зачем птицы поют?», «Птицы наши друзья», «Что мы знаем о птицах», «Птицы нашего края», «Энциклопедия птиц», «Особенности птиц», «Перелетные и зимующие птицы»

Речевое развитие: составление рассказа о зимующих и перелетных птицах, составление сравнительных рассказов «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», пересказ рассказа В. Бианки «Подкидыш», заучивание стихотворений   А. Барто «Свиристели», «Гадкий утонок» Г. Х. Андерсен

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование: «Птицы на кормушке», «Голуби», «Моя любимая птичка»,

Лепка: «Птичьи гнезда»,

Аппликация: «Синичка-невеличка», «Птицы на ветках»,

«Скворечник»,

Цель:-формировать умение детей составлять описательный и сравнительный рассказ о зимующих и перелетных птицах; закреплять знания о жизнедеятельности зимующих и перелетных птицах, об отличительных особенностях этих птиц, об их повадках;

-формировать умение детей узнавать зимующих и перелетных птиц по описанию внешнего вида птиц, умение составлять и разгадывать загадки о птицах;

-закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц;

-расширять представления о зимующих птицах посредством изобразительной деятельности;

-формировать умение детей изображать птиц, передавая характерные особенности каждой птицы (форму, величину, исходя из ряда наблюдений за птицами;

-формировать умение детей использовать полученные знания и навыки в изобразительной деятельности, в изготовлении поделок;

-развивать связную речь, память, логическое мышление, творчество, мелкую моторику пальцев;

-развивать интерес к художественному творчеству через обогащение кругозора детей на прогулке, чувство прекрасного к красоте окружающего мира;

- воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам, вызвать желание оберегать птиц.

Опытно-исследовательская деятельность. Наблюдения за зимующими птицами на участке; за птицами, прилетающие к кормушке. Наблюдения за перелетными птицами; за птицами на деревьях.

Цель: продолжать наблюдение за птицами на участке, прилетающих к кормушке, поселившиеся в скворечнике, их повадками; формировать умение узнавать птиц по внешнему виду, умение сравнивать перелетных и зимующих птиц, выявлять отличительные особенности, характерные особенности; расширять представления об отличительных особенностях питания зимующих и перелетных птиц; расширять знания о жизни птиц в зимний и весенний период; расширять представления об особенностях гнездования перелетных птиц; воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам зимой; вызывать интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас; развивать любознательность, связную речь, логическое мышление, память, внимание.

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений: «Покормите птиц зимой», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Воробей», «Синица», «Сороки», «Голубь», «Снегирь»,

Н. Заболоцкая «Раненая птица»

И. Токмакова «Голуби»

Ю. Никонова «Зимние гости»

З. Александрова «Новая столовая»

М. Юрахно «Веселые загадки о птицах»

Павел Барто «О чем поют птицы», «Пусть поют птицы»

«Столовая для птиц»

Александр Яшин «Покормите птиц»

Загадывание загадок

Чтение пословиц о птицах

Цели:- формировать умение детей по описанию угадывать птицу, расширять знания детей о внешнем виде птиц, об их повадках.

-расширять представления детей о многообразии художественной литературы о зимующих и перелетных птицах познавательного характера.

-уточнить знания детей об отличительных особенностях птиц через ознакомление с художественной литературой.

-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через ознакомление с литературой.

-развивать связную речь, память, образное мышление, слуховое восприятие, интерес к произведениям художественной литературы.

-воспитывать желание заботиться о пернатых.

Работа в книжном уголке. Рассматривание иллюстраций, альбомов, плакатов

«Перелетные птицы» «Зимующие птицы» «В мире птиц»

Цель:  –продолжать формировать умение самостоятельно составлять рассказы из личного опыта по теме.

-уточнить знания детей об особенностях внешнего вида зимующих и перелетных птиц. -развивать самостоятельность, стремление познать и размышлять.

Дидактические игры:

 «Найди, о ком расскажу» «Угадай по описанию» «Кто улетел?»

«Кто лишний?» «Чей хвост?», «Покормим птиц?»

«Собери и расскажи про птичку» «Раздели птиц на перелетных и зимующих»

 «Узнай по голосу»

Цель: -формировать умение детей классифицировать перелетных и зимующих птиц по одному признаку.

-формировать умение детей узнавать по внешнему описанию птицу, умение составлять загадку о птице.

-развивать логическое мышление, связную речь, память, внимание, любознательность.

-расширять представления об особенностях внешнего вида зимующих и перелетных птиц.

-воспитывать доброжелательное отношение к пернатым.

Трудовая деятельность: подбор корма для птиц; насыпание корма для птиц в птичьей столовой; уход за кормушками.

цель: формировать умение детей правильно кормить пернатых, выбирая корм, подходящий разным птицам; воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам зимой и весной, желание поддерживать чистоту и порядок у кормушек, желание изготавливать кормушки и скворечники.

Подвижные игры: «Воробушки и кот» «Птички и кошка» «Летает-не летает» «Перелет птиц»  «Птицы в гнездышках» «Совушка» «Гуси-лебеди» «Летал, летал воробей…» (народная игра) «Воробьи и ястреб» «Птицы»

Цель: - формировать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, увертываться от водящего, быстро убегать, занимая свое место.

- формировать умение детей двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движений, скорость реакции на сигнал.

-способствовать повышению двигательной активности детей.

- расширять представления о повадках и способах передвижения птиц посредством подвижных игр.

-воспитывать желание заботиться о пернатых.

Пальчиковые игры:

«На березку птичка села…» «10 птичек – стайка» «Прилетайте птички»

«Зимующие птицы» «Скворечник» «Перелетные птицы»  «Птичка в лесу»

«Филин» «Шла кукушка»  «Птенчики в гнездышке» «Птица и птенчики»

«Кормушка» «Снегири»

Цель: -продолжать расширять представления детей о жизнедеятельности птиц посредством пальчиковых игр.

-развивать речь, звуковую культуру речи, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев.

-способствовать повышению эмоционального настроя детей посредством упражнений.

-создать благоприятную обстановку при формировании новых знаний.

Таким образом, мы считаем, что у дошкольников были сформированы целостные представления о жизни зимующих и перелетных птиц посредством «живого общения» с птицами; повысилась заинтересованность родителей в заботе о птицах, желание заботиться о них в зимний период (изготовление кормушек и скворечников); повысилась заинтересованность детей в заботливом и бережном отношении к птицам (подкормка птиц). Тем самым, мы вместе с родителями и детьми повысили заинтересованность в природоохранной деятельности, формировали осознанное отношение к живой природе, посильную для детей работу по уходу и охране птиц. По результатам нашей проделанной работы, мы решили продолжать работу по охране и заботе птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме "Зимующие птицы" в старшей группе.

Краткосрочный (недельный) проект по теме "Зимующие птицы".Вид проекта информационно-творческий.Предлагаю в виде модели проекта....

проект "Перелётные и Зимующие птицы"

Актуальность:  Осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух.  Когда становится холодно, и н...

Краткосрочный проект "Перелётные и зимующие птицы"

Проект разработан для детей 5-7 лет, включает различные этапы работы во всех образовательных областях....

Экологический проект "Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края"

Экологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края»Панасенко-Агаркова Любава ЕвгеньевнаЭкологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарско...

Краткосрочный проект на тему: "Зимующие птицы"

Данный материал пригодится воспитателям логопедических групп....

Проект "Перелётные и зимующие птицы"

Проект на тему "Перелётные и зимующие птицы" средняя группа...

Проект "Перелётные и зимующие птицы"

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоватьс...