Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. В этот период происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Филиппова Анна Валентиновна

Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. В этот период происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая  включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.

Именно пословицы и поговорки отражают традиции русского народа, которые, передаваясь в процессе взаимодействия поколений, являются одним из определяющих  элементов воспитания. В них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе.

С древнейших времен народ воспитывал в ребенке любовь к Родине, готовность к борьбе, желание защищать свой народ от беды, непримиримое отношение к предательству. Важнейшие события исторической жизни закреплялись в народной памяти посредством пословиц.

Историческая память, традиции семьи – важнейшие факторы воспитания. Поэтому, перед нами – живущими сегодня, стоит цель – продолжать работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, в частности через использование пословиц и поговорок.

Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. 

На первом этапе, вводя пословицы в речь детей, мы проводили работу над отдельными словами и их значением,  объясняли  детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений,  подбирали соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили пословицы или поговорки. В последствие переходили к объяснению переносного значения всей пословицы.  Таким образом, дети старшего дошкольного возраста приобретали значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса у них формировалась способность к сравнению, обобщению, классификации предметов.

Также в своей работе мы использовали словесные и настольно-печатные игры, подбирали пословицы к сказкам и рассказам, использовали пословицы и поговорки, давая характеристику героям сказок.

Обратившись к опыту коллег, начали использовать игру  «Разноцветный алфавит». В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб. С помощью шифра, дети с большим интересом декодируют пословицы и поговорки целиком или по частям, а затем объясняют ее значение. 

Однако наибольший интерес у детей вызывали игры «У пословицы в гостях» и «В гости к дедушке Фольклору», разработанные и изготовленные нами совместно с родителями воспитанников. Данные игры могут использоваться в индивидуальной работе с детьми, совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра «У пословицы в гостях» состоит из  двух игровых полей, набора карточек с частями пословиц и поговорок, набора карточек на магнитах, отражающих общую тематику пословиц и поговорок, картотеки пословиц и поговорок, кубика с цветными гранями и прищепок. Мы предлагаем несколько вариантов использования данной игры.

На первое игровое поле воспитатель в свободном порядке прикрепляет прищепками по две части шести пословиц в картинках. Ребенку предлагается соединить на поле обе части пословиц стрелками и объяснить ее значение. Также на поле может быть прикреплена только первая или вторая часть пословицы, а перед ребенком выложены карточки с оставшимися частями. Ему предлагается самостоятельно найти недостающую часть и прикрепить ее к соответствующей пословице.

Для третьего варианта проведения игры используется второе поле, которое разбито на шесть цветных секторов. На каждый сектор с помощью магнита крепится карточка с обобщающей темой пословиц – о дружбе, о семье, о Родине и т.д. Ребенку предлагается бросить кубик с цветными гранями, соответствующими цветам секторов на игровом поле. В зависимости от темы, расположенной на выпавшем секторе, детям необходимо вспомнить и назвать соответствующую этой теме пословицу.

 Вторая игра, которая была нами разработана, называется «В гости к дедушке Фольклору». Она может использоваться в совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей. Игровое поле похоже на игру-бродилку. При первом знакомстве детей с игрой они определяли,  какие сказки, пословицы и поговорки зашифрованы в картинках на игровом поле. Также в игре используются два кубика с цифрами и один со знаками сложения и вычитания. Детям нужно кинуть все три кубика. Если выпадает знак «+», ребенок ходит вперед на то количество ходов, которое получится при сложении выпавших чисел. Если выпадает знак «-», ходим назад, вычитая из большего числа меньшее. Цифры на кубиках подобраны таким образом, что максимальное количество ходов вперед – 6, а при вычитании никогда не получится «0». То есть ребенок не останется на месте, у него всегда будет возможность быть активным участником игры.

Ходы на игровом поле обозначены красным, синим и желтым цветом. Каждому из них соответствует определенное задание из картотеки. Если выпадает красный – детям предлагается отгадать загадки по теме «Предметы народного быта», желтый – отгадать русскую народную сказку, зашифрованную в стихотворении, синий – закончить и объяснить пословицу.

С помощью данных игр мы легко устанавливаем эмоциональный контакт с детьми, обогащаем чувства и речь ребенка, формируем у подрастающего поколения уважение к нормам морали, чувство любви к Родине, стремление сохранять и уважать культурные ценности и традиции своего народа, что является неотъемлемой частью патриотического воспитания и играет огромную роль во всестороннем  развитии личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания....

Взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время, как никогда, возникла необходимость патриотического воспитания детей....

Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...

Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»

В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...