ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Раскина Елена Петровна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Юные патриоты"52.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ»

 

Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

         

                                               

                                                                   Выполнила:

                                                     

                                                                  Воспитатель Раскина Елена Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары, 2020

Содержание

1.Паспорт проекта………………………………………………………………...3

2.Введение…………………………………………………………………………4

3.Актуальность……………………………………………………………………6

4.Анализ ситуации………………………………………………………………...9

4.1.Анализ внешней среды……………………………………………………….9

4.2.Анализ внутренней среды…………………………………………………...13

4.3.Проблема……………………………………………………………………..14

4.4.Гипотеза………………………………………………………………………15

5.Целепологание…………………………………………………………………15

5.1.1Цель проекта………………………………………………………………..15

5.2.Задачи проекта……………………………………………………………….16

5.3.Ожидаемые результаты……………………………………………………...16

6.Ресурсы…………………………………………………………………………17

7.Реализация проекта……………………………………………………………18

   Этапы проекта………………………………………………………………….18

8.Перспективы дальнейшего развития проекта………………………………..24

9.Список литературы…………………………………………………………….24

1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Юные патриоты»

Тема проекта

Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор проекта

Раскина Елена Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» г. Чебоксары

Место реализации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» города Чебоксары Чувашская республика, старшая группа

Проблема, на решение которой направлен проект

Дети имеют недостаточно знаний о государстве и его символах, в котором живут

Цель проекта

Формировать патриотические чувства детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами

Задачи проекта

1.​ Углубить представления детей о России как государстве, в котором они живут. Осуществить ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного государства.

2.​ Ознакомить детей с государственными символами Российской Федерации и Чувашской Республики: гимном, гербом, флагом.

3.​ Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, любовь к родине, гордость за нее.

4.​ Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам ознакомления дошкольников и их семей с государственными символами в рамках патриотического воспитания.

Участники проекта

Воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации

Средней продолжительности – с 01.10.17 по 31.02.2018

Ожидаемые результаты

1.У дошкольников сформированы представления о гербе, флаге и гимне нашей страны, их значимости в истории страны, государства. Обозначение цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение. Красный цвет символизирует отвагу, героизм, самопожертвование. Синий - небо, верность, честь. Белый – мир, чистоту, благородство, совершенство.

2.Наблюдается проявление патриотических чувств.

3.Дети применяют знания о гербе, флаге и гимне нашей страны в ходе общения в игровых и жизненных ситуациях.

4. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам ознакомления дошкольников и их семей с государственными символами в рамках патриотического воспитания

2.ВВЕДЕНИЕ

             В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуется люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно- исторического опыта своего народа.

        Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Формирование личности с активной гражданской позиции, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому невозможно без обращения государственной символике. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся проблема нравственного и патриотического воспитания детей. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для всего народа.

      Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Старший дошкольник ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и её государственными символами.

    Чтобы познакомить детей с гербом и флагом России и Чувашской Республики, необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить её символический смысл, а также проникнуть мироощущением традиционной культуры.

            Герб и флаг в ходе исторического развития приобрели разнообразные функции: они объединяют людей, являются отличительными знаками для человека, сообщества, государства, символом власти.

     Государственная символика имеет и воспитательное значение. Целью и средством выступают заключенные в ней наиболее устойчивые, традиционные нравственные качества народа. Ознакомление с гербом и флагом страны – существенный потенциал для нравственного воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения и общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству. В наше время мало кто знает историю создания государственных символов  Чувашии, и тем более многие флаг, герб и гимн воспринимают как достояния народа. Мы живём в Чувашской Республике и должны знать, уважать и гордиться её историей, бережно относится к традициям своего народа. Отношение к государственной символике сегодня является особенно важным.

3.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Одна из самых актуальных проблем – проблема патриотического воспитания дошкольников. Ведь это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю, страны, уважительного отношения к другим народам и людям другой национальности, но и уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда, защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной Войны, государственной символики, символики родного края и своей малой родины, традициям государства и общенародным праздникам. Патриотическое воспитание начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, с любви к своему дому и детскому саду.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень сильны и ярки и остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.  Патриотизм – сложное человеческое чувство. Это любовь к близким людям, к детскому саду, родному селу и родной стране. Поэтому нужно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления о нашей Родине.

В настоящее время во всем мире наблюдается ситуация, когда у людей материальные ценности доминируют над духовными. Современное общество характеризуется напряженностью, конфликтностью. Поэтому вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения становится актуальным, важным на современном этапе развития нашей страны. Возрождение духовно- нравственного, патриотического воспитания – это шаг к возрождению России.

Великий академик Д.С. Лихачёв, являясь истинным патриотом, писал, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Именно в детском возрасте формируется любовь к родным местам и гордость за свой народ, уважение к защитникам Отчизны, уважение к государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков). В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Патриотическое чувство не возникает у детей дошкольного возраста
само по себе. Это результат длительного целенаправленного
воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста,
который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы
в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

«Герб, флаг и гимн - самые главные отличительные знаки государства. Они обозначают единство страны, равноправие её народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»

      Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.

Однако принципы, методы, конкретные примеры такой работы раскрыты и представлены недостаточно не только в программах, но и в методической литературе по этому разделу.

В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело не простое и для школьников, и даже для младшего школьника, поскольку образно-символическое мышление у них развито ещё недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.

С дошкольного возраста нужно воспитывать детей гражданами своей малой и большой Родины. Поэтому необходимо, кроме элементарных сведений о республике, в которой они проживают, дать ознакомительные сведения о гербе и флаге России. У народа они символизирует святость и гордость. Их назначение – объединение народов, проживающих на одной территории, на основе общей истории и традиций, отраженных в гербе, флаге и гимне.

Очень важно воспитывать у детей дошкольников ответственность, гражданскую позицию, любви к своей малой Родине.

Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов Чувашии представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребёнке. Поэтому очень важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении.

4.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

4.1.Анализ внешней среды

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

С 1 сентября 2013 г. Вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В.В. Путин на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей родины, стремление сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с остальными представителями своего народа, стремление бороться за интересы своей Отечества. В последнее время, в рамках данного направления большое распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность.

Одна из основных задач учреждения дошкольного образования является формирование патриотических чувств детей, основа которой – развитие нравственных чувств. С.А. Козлова отмечает, что патриотическое воспитание дошкольников – педагогическое воздействие, направленное на личность ребенка с той целью, чтобы ребенок обогатил свои знания о родине, сформировал навыки и умения нравственного поведения, развивал потребности на всеобщую пользу. Л.Е. Никонова считает, что патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек

В Российском обществе цель патриотического воспитания – развитие высокой общественной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, которые обладают положительными качествами и ценностями, умеющих применить их в созидательном деле в интересах Родины, укрепления страны, обеспечения его жизненно важных интересов и надежного развития. Патриотизм включает в себя: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. Широко известно определение патриотизма как любви к Отчизне из словаря В.И. Даля. «Патриот», по В.И. Далю, — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». С.И. Ожегов определяет патриотизм как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Период дошкольного детства – наиболее подходящий для формирования патриотических чувств, т.к. ребенок верит и доверяет взрослому, ему характерна внушаемость, подражательность, эмоциональная чуткость, неподдельность чувств. Впечатления, которые ребенок пережил в детстве, сохраняются у него на всю жизнь.

ФГОС ДО включает в себя область социально- коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Ребёнок 5-6 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением.

Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех её жителей. Праздничное оформление улиц в дни государственных праздников призвано создать атмосферу единения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности событию. Тот же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжественных мероприятиях, во время встречи Нового года. Объединительная функция наиболее понятная и доступная для дошкольников. Ребята хорошо усваивают представления о том, что символика города объединяет горожан, эмблема детского сада - детей, их родителей, а также его сотрудников.

Старшим дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит символом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолётах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика.

Во время прогулок и экскурсий стоит обращать внимание детей на то, что различные знаки и символы окружают нас в повседневной жизни, например, флаги, вывешенные на зданиях городской администрации.

Затрагивая столь сложную и серьёзную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны и республики, стоит обратить особое внимание на роль воспитателя. Ребёнок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом. Роль воспитателя очень велика: воспитатель, в первую очередь, должен быть примером для детей. Педагогу важно получить отклик детей, услышать их высказывания, размышления.

Помимо ознакомления детей с символикой России на занятиях по окружающему миру, накоплению у ребёнка впечатлений, повторению и закреплению знаний, представлений способствуют беседы с воспитателем, наблюдения в повседневной жизни, игровая и творческая деятельность, праздники и развлечения. В процессе подготовки наглядно-дидактических материалов и пособий, дидактических игр и упражнений необходимо учитывать юридическую основу государственной символики России и Чувашии.

В связи с этим не следует использовать различного рода «разрезные картинки» с изображением государственных герба и флага России, т. е. любые пособия, нарушающие целостность их рисунка. Не стоит также предлагать детям старшего дошкольного возраста раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Раскрашивая рисунок, они руководствуются не столько правилами, сколько собственными представлениями о красоте. Однако такого рода ограничения не распространяются на самостоятельное детское изобразительное творчество. Рисуя, например, улицу родного города, ребята украшают дома изображением флагов, рисуют двуглавого орла на милицейской машине или военном самолёте. Стремление детей изобразить герб или флаг воспитателю следует поощрять. Если же рисунок содержит ошибки, необходимо указать на них ребёнку, объяснить, в чём они заключаются, помочь их исправить.

Принципиально важным для ознакомления с государственными символами является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для детей в силу психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-нибудь другой продуктивной деятельности.

Накоплению впечатлений, развитию эстетического восприятия окружающей природы способствуют занятия по изобразительной деятельности, на которых ребята создают образы солнца, белой берёзы, синего неба и весенних ручейков, красной рябины и др. Основу символических значений цвета в геральдике составляют краски природы, что позволяет построить ознакомление детей с государственными символами на основе образов природы, подвести ребят к пониманию того, что цвета герба и флага России и Чувашии отражают красоту природы нашей страны и республики.

Знакомя детей с гербом и флагом нашей страны, возможно использование фольклора и народного искусства. Дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственного герба и флага. При этом следует избегать упрощений. Например, не стоит объяснять, что двуглавый орёл - это сказочная птица с двумя головами.

В работе с детьми шестого года жизни целесообразно использовать иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России» в качестве демонстрационного материала для проведения занятий, а также для индивидуальной работы с детьми вне занятий. В свободное от занятий время, например, в процессе индивидуальных бесед с детьми, можно рассмотреть рисунок государственного герба нашей страны и республики.

Обращаясь к фольклору, необходимо вспомнить и о пословицах и поговорках, которые также нужно использовать в работе с детьми. Знакомство с ними детей - очень важный элемент нравственно-патриотического воспитания.

4.2.Анализ внутренней среды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» города Чебоксары Чувашской Республики; сокращенное наименование учреждения- МБДОУ «Детский сад №5» г. Чебоксары расположен по адресу: ул.Социалистическая13б г. Чебоксары, Чувашская Республика.

Дошкольное образовательное учреждение имеет собственный интернет-сайт, на котором размещается актуальная информация по дошкольному образованию.

Учредителем Учреждения и собственником имущества является муниципальное образование г. Чебоксары – столица Чувашской Республики. Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, является управление образования администрации города Чебоксары Чувашской Республики.

Дошкольное учреждение работает пять дней в неделю, часы работы:с 06:30 до 18:30, выходные: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством РФ.

Мощность учреждения: 298 мест,13 групп.

Комплектование групп:

Младшая группа – 2.

Вторая младшая группа – 4.

Средняя группа – 3.

Старшая группа – 2.

Подготовительная к школе группа – 2.

В работе образовательного учреждения используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А Васильевой, Т.С Комаровой (М.,2014) и «Программа воспитания ребёнка – дошкольника» под руководством О.В Драгуновой г. Чебоксары, 1995.

 В ДОУ осуществляется образовательная деятельность с воспитанниками, в тесном взаимодействии разных специалистов: учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Для полноценного и всестороннего развития детей в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда. Есть методические материалы, иллюстрации, символика, альбомы «Моя семья», «Мой любимый город», план и карта города, уголок патриотического воспитания, игротека игр разных народов России, уголки изобразительной деятельности, театрализованные уголки; библиотека, где находятся сказки народов России, уголок экологии, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры. Есть музыкальный и физкультурный залы.

 В методическом кабинете учреждения создана библиотека учебно-методической литературы. Есть раздаточный и демонстрационный материал для работы с детьми.

4.4.Проблема  

Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущееПатриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

      Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

       Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

        Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

       Проект актуален для решения такой проблемы, как воспитание нравственно-патриотической личности, развитие толерантности, творческих способностей, что очень важно формировать еще в дошкольном возрасте.

         Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

4.5.Гипотеза

процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:

  • в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
  • поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родному городу, краю, стране.

5.ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

5.1.Цель проекта:

Формировать патриотические чувства детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления государственными символами.

 Сформировать положительное эстетическое отношение к Государственным символам Чувашской Республики и Российской Федерации в рамках патриотического воспитания дошкольников.

5.2.Задачи проекта:

1. Углубить представления детей о России как государстве, в котором они живут. Осуществить ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного государства.

2.​ Ознакомить детей с государственными символами Российской Федерации и Чувашской Республики: гимном, гербом, флагом.

3.​ Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, любовь к родине, гордость за нее.

4.​ Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам ознакомления дошкольников и их семей с государственными символами в рамках патриотического воспитания.

Участники и их роль в реализации проекта.

Участники

Роль в реализации проекта

Педагоги МБДОУ «Детский сад №5» г. Чебоксары

 Разрабатывают и реализуют проект.

Родители

 Принимают участие в реализации проекта, взаимодействуют с педагогами.

Дети

 Активные участники проекта

4.3.Ожидаемые результаты

1.​ У дошкольников сформированы представления о гербе, флаге и гимне нашей страны, их значимости в истории страны, государства. Обозначение цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение. Красный цвет символизирует отвагу, героизм, самопожертвование. Синий - небо, верность, честь. Белый – мир, чистоту, благородство, совершенство.

2.​ Наблюдается проявление патриотических чувств( уважение к малой родине и стране).

3.​ Дети применяют знания о гербе, флаге и гимне нашей страны в ходе общения в игровых и жизненных ситуациях.

4.​ Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам ознакомления дошкольников и их семей с государственными символами в рамках патриотического воспитания

5. Созданы условия в группе и ДОУ для расширения представлений у детей о государственной символике России и Чувашской Республики.

Критерии оценки эффективности

1.​ Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2.​ Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3.​ Достижение ожидаемых результатов.

6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

3. Сан Пин 2.4.1.3049-13 (с изм. От 04.04.2014) «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564.

4. «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва,2014

«Программа воспитания ребёнка – дошкольника» под руководством О.В Драгуновой г. Чебоксары, 1995

Программно-методические ресурсы:

Содержание образовательной деятельности в группах выстроено в соответствии с программой:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015    

Информационные ресурсы:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет-ресурсы, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, электронные носители с презентациями.

Материально-технические ресурсы:

в групповом помещении оформлен уголок родного края, в котором располагаются куклы в национальных костюмах, флаг, герб, карта Чувашской Республики и России, сувениры, игрушки, предметы быта чувашского и российского народа, книги по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством Чувашии, набор открыток "Чебоксары", "Чувашия". В книжном уголке располагаются детские книги со сказками и рассказами о чувашском крае, сборник пословиц и поговорок, детские произведения чувашских авторов

7.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Работа педагога

-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- изучение нормативно-правовых документов;

- изучение научно-методической литературы;

-определение участников проекта, плана проектных мероприятий и сроков его реализации.

- Разработка плана мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта.

- Подбор литературы, иллюстраций, игр; составление анкет для родителей;

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

-Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

В ходе подготовительного этапа с родителями воспитанников проводились беседы, консультации, анкетирование «Что вы знаете о государственной символике РФ и Республики Чувашии?» с целью изучения семейного опыта патриотического воспитания детей. 

Работа с родителями

 - Проведение консультаций, бесед с родителями.

-сбор экспонатов и материалов для уголка национального компонента в группе.

- конкурсы совместных рисунков.

- во время прогулок по городу обращать внимание детей на то, где вывешиваются флаг России и флаг Республики Чувашии.

Работа с детьми

-Беседа с детьми: «Где я живу».

- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

- Знакомство с пословицами о Родине.

- Чтение художественных произведений.

-Рассматривание иллюстраций и картин о государственных символах Российской Федерации и Республике Чувашии.

- Дидактическая игра «Найди флаг», «Исправь ошибку»

- Подвижная игра «Раз, два, три - к чувашскому флагу беги!»

- Прослушивание гимна России и РЧ, музыкальная игра «Угадай мелодию!»

- Викторина «Что я знаю о РЧ?»

- Выполнение аппликации «Сила солнца в его лучах».

Этап включает в себя интеграцию образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», которая осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

 

Исполнительский этап

Мероприятие

Сроки

Ответственный

-Знакомство с пословицами о Родине

-Чтение художественных произведений

-Беседа «Традиции моей семьи»

-Дидактическая игра «Семья»

-Беседа "С чего начинается Родина?"

 

-Интегрированное занятие «Наша Родина – Россия!»

-Вечер русских - народных подвижных игр «Венок дружбы»

-Беседа «Моя малая Родина - Чебоксары»

-Виртуальная экскурсия по городу

Октябрь

Воспитатель группы

-Знакомство с флагом РФ и ЧР

-  Беседа с применением мультимедийного оборудования (просмотр видеороликов)

- Дидактическая игра «Найди флаг», «Исправь ошибку»

-  Просмотр фотоальбома «Флаги мира»

-  Аппликации «Российский флаг»

-  Игры дидактической направленности

-Подвижная игра «Раз, два, три - к чувашскому флагу беги!»

Ноябрь

Воспитатель группы

-Знакомство с гимном РФ и ЧР

-Беседа с применением мультимедийного оборудования (просмотр видеороликов)

- Прослушивание гимна РФ и ЧР

- Игры дидактической направленности на узнавание гимна РФ и ЧР среди гимнов других стран.

- Разучивание стихов о России»

-НОД «Россия - огромная страна»

Декабрь

Воспитатель группы

-Знакомство с гербом РФ и ЧР

 -Беседа с применением мультимедийного оборудования (презентации)

- Просмотр фотоальбома «Гербы мира»

- Участие в групповом семейном конкурсе «Герб моей семьи»

-НОД (лепка): «Государственные символы России»

-Игры дидактической направленности.

Январь

Воспитатель группы

-НОД «Символы России»

-викторина «Знатоки своей страны»

Февраль

Воспитатель группы

 

Работа с родителями

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активные участники: помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок.

Я использовали следующие формы работы с родителями:

Форма работы с родителями

Цель

1

КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей.

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности с детьми,   получить положительные эмоции от совместной игры, пополнить знания о России.

2

Помощь в создании фотовыставки из репродукций «О Москве»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности.

3

Родной природы малый уголок. Страничка выходного дня. Стихи о природе, о малой родине. - Сочиняем сами. (Словотворчество)

Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию

4

Создание герба, флага и гимна семьи - конкурс. Зарисовки в альбом «Про меня».

Привлечь родителей к воспитанию детей, Получить положительные  эмоции, удовлетворение от совместного участия в творческой деятельности. Воспитывать сплочение, коммуникабельность

5

Изготовление альбома совместно с родителями «Мой город»

Побудить желание родителей воспитывать у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.

Заключительный этап

Работа педагога:

-обобщение результатов работы над проектом;

Работа с детьми:

-конкурс-викторина «Знатоки своей страны»

-организация выставки детских работ

-презентация материала воспитанникам других групп

Работа с родителями:

-круглый стол по обсуждению итогов реализации проекта

-анкетирование родителей по результатам реализации проекта

8.Перспективы дальнейшего развития проекта

       Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательных отношений. Педагоги и родители продолжают работу с детьми по патриотическому воспитанию в детском саду и дома. Данный проект могут использовать в своей работе образовательные учреждениях при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с государственными символами.

      Таким образом, формирование представлений о государственной символике России и Чувашской Республики у детей старшего дошкольного возраста – это необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

9. Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим до​ступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrfl/

2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

3. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм.От 04.04.2014) «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564.

4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – 10-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2017. – 416с.

5. Вороненко А.Г. Патриотическое воспитание в России. 2006г

6. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского
сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А.
Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп.

7.Маханёва, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. ФГОС ДО / М.Д. Маханёва, О.А. Ушакова-Славолюбова. – М.: Сфера, 2017. – 224 с.

8.Об образовании в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 30.06.2013г. №50 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://rg.ru/2013/08/16/chuvashiya-zakon50-reg-dok.html

9.Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / сост. Н.А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108 с.

10.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

11.Проектная деятельность в детском саду: метод.пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева. - Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200 с.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014 г. – 32 с.

13.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.

14.Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. №2562 г. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим до​ступа:https://rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html

15. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) - М.:УЦ «Перспектива»,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...

Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...

Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Государственные символы - средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой....