«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы» в первой младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кузьмина Анжела Николаевна

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 5 «Радуга»

Проект на тему:

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы» в первой младшей группе

Воспитатели: Кузьмина А.Н.

Бершацкая О.В.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Актуальность проекта:

В возрасте 2-3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты. Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).

Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Я предлагаю, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цели проекта:

  • Развитие                 познавательной                 активности                 детей                 в                 процессе экспериментирования;
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,                 установление                 причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
  • Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
  • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Тип проекта: практико-экспериментальный.

Длительность: Январь – август 2019 года (долгосрочный).

Ожидаемый результат:

  1. Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
  2. Развитие наблюдательности, любознательности.
  3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
  4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе;

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
  2. Подбор загадок, стихотворений  и игр для занятий.

Основной этап:

  1. Планирование занятий на период с января по август 2015 года.
  2. Приложения: ход эксперимента от 1 по 32 приложение.
  3. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

  1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
  2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?

Реализация проекта:

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала  свою последующую работу, где реализация поставленных задач  будет осуществляться   в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.

Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывала 1 раз в неделю по 10-15 минут.

Работа будет проводиться   в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  

 После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,  величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»:  веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.

По проекту «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» предусмотрена также работа с родителями, как: Памятка для родителей «экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.

Тема

Совместное элементарное

экспериментирование (содержание)

Выводы

(задачи и цели)

Сентябрь

«Узнаем, какая вода»

Материал: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Цель: выявить свойства воды

 (прозрачная, без запаха, льется, в ней  растворяются некоторые вещества, имеет вес, текучая).

«Что в пакете?»

Материал: полиэтиленовые пакеты.

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

«Тонет-не тонет, плавает»

Материал:  таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

Цели: развивать игровую деятельность детей;  развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение  называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

«Волшебница - вода»

 

Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинкагриб, краски (красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.

Цель: Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц

Октябрь

        «Снег                 и         его

свойства!»

Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий,

 Цель: формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей

        рассыпчатый,                 плохо

лепится)

Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце.

анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

«Хрустальные льдинки»

Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

Материал: тазик с холодной водой,  тазик с теплой водой, 2 кусочка льда.

Цели: познакомить со свойствами воды (замораживание).  Развитие внимания, любознательности.

«Как воду превратить в лед»

Вода превращается в лед при низких температурах. Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести.

Материал: банка с водой

Цель: познакомить со свойствами воды.

«Снег – снежок»

Материал: снег, ведерки.

Цель: формирование представлений о свойствах и особенностях снега; Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления.

Ноябрь

«Плавает-тонет»

Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон.

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы

«Бумага, ее качества и свойства»

Качества бумаги (цвет,

гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит).

Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой.

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества  и свойства.

«Посадка лука»

Материал: пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц.

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

«Кораблики»

Материал: тазик, бумага.

Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.

Декабрь

«Камушки – какие они?»

Материал: картинки с изображением камешков, коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.

Цель:  развитие восприятия, воображения.

Развитие речи (обогащение словарного запаса); Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие логического мышления.

Легкий – тяжелый.

Материал: Чебурашка и

Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Материал: зеркала.

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

«Игры с соломинкой»

Материал: трубочки, стаканы с водой.

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его

(Трубочка)

 

легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Январь

Почему песок хорошо сыплется?  

Материал: емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

 «Что в коробке»

Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

«Надувание мыльных пузырей»

Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды.

 «Летающие шарики»

Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)

Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.

Февраль

Ветер.

Материал: прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Цель: выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

        «Пластмасса, ее качества и свойства»

Материал:

пластмассовые стаканчики, вода, спички.

Цель: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

«Ткань, ее качества и свойства»

Образцы

хлопчатобумажной ткани

двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Чудесные фигурки»

Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.

Март

Резина, его качества и свойства.

Материал: резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм.

Цель: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

«Волшебная водичка»

        «Забавы                 жарким

летом»

Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.

Цель: развитие восприятия, развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.

 

 «Сравнение песка и глины»

Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.

Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Апрель

 «Вот какой песочек»

Материал: тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.

Цель: развитие восприятия, воображения, логического мышления;

Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка.

Мокрый песок принимает любую нужную форму".  

Материал: тазик воды, песок.

Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка

«Перо»

Материал: тазик с водой, пух.

Цели: формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха .

«Дождик» (игры с водой)

(приложение №32)

Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.

Цель: закреплять свойства воды.

Планирование работы с родителями по теме:

«Экспериментальная деятельность дошкольников»

Сентябрь

Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»

Октябрь

Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»

Ноябрь

Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»

Консультация для родителей: «Играя, познаем»

Декабрь

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Январь

Консультация для родителей " Организация экспериментальной деятельности при   ознакомлении дошкольников с окружающим миром»

Февраль

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисковоисследовательской активности ребенка»

Март

Консультация для родителей "«Организация игр с песком и водой» апрель. 

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

Литература:

  1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.:

ТЦ «Сфера», 2005.

  1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебнометодическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
  2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. № 5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  1. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  2. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  3. Рыжова НА.Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во вт...

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"Актуальность.С самого рождения детей окружают различные ...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цель проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента....