Методическая разработка конспекта занятия в старшей группе «От зернышка, до хлебушка».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Клочкова Светлана Александровна

Занятие и дидактическая игра по познавательно - речевому развитию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «От зернышка, до хлебушка».

Тема: «От зернышка, до хлебушка».

Возраст: Старшая  группа.

Цель: Создание условий для закрепления  представлений детей о произрастание злаковых и  изготовление хлеба посредством просмотра мультфильмов,  презентаций, моделей, создания проблемных ситуаций, интеграции с образовательными областями математика, развитие речи. Создание условий вести диалог, отвечать полным ответом.

Материал и оборудование: Иллюстрации картин  Н. Л. Ерышева «Хлебное поле», И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба»; колосья пшеницы и зернышки; презентация «Зерновые культуры и профессии»;  мультфильм «Колосок»; иллюстрации  уборка хлеба  раньше и сейчас; иллюстрации техники  и инструментов   для изготовления хлеба; иллюстрации  профессии ; иллюстрации изготовления хлеба дома и на  производстве, дидактическая игра по теме, два контейнера с землей, мука, каравай.

Микротемы:

1.Зернышко – начало каравая.  Уточнение внешнего вида, формы зернышка.

2. Время посева. Условия для роста.

3. Сбор урожай. Машины наши помощники.

4. Хлеб. Труд людей.

Предшествующая работа: рассматривание картины  Н. Л. Ерышева «Хлебное поле», И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба», рассматривание «Колосья в вазе» привезенных с юга нашей страны, показ презентации «Зерновые культуры», просмотр мультфильма «Колосок», В. Бакалдин «Стихи о хлебе», В. Крупин «Отцовское поле», Н. Верещагин «Золотой колосок», изготовление рисунков « Пшеничный колосок», Рассматривание и сравнение иллюстраций о выращивании хлеба раньше и сейчас.

Дети устанавливают причинно- следственные связи между природными явлениями ( сезон- растительность- труд людей), сформируют представление  о произрастание злаковых и  изготовление хлеба, закрепляют математические представления,   активизируются  в речи детей слова «плуг», «борона», «молотьба», «жатва», «мельница», « трактор», «комбайн», « зернохранилище», «агроном», «элеватор», « лаборант» и другие; грамматически  правильно составляют предложения и отражают свои впечатления в речи.

Задачи

Познавательно-речевая

Развивающая

Воспитательная

Создать условие для детей по установлению причинно- следственных связей в произрастании злаковых и  изготовления хлеба.

Создать условие для закрепления умения рассказывать, какой длинный путь проходит зёрнышко до хлебушка.

Закреплять представление детей о геометрических фигурах.

Закреплять знания  детей -ориентировка  на листе бумаги.

Развивать слуховое внимание и счет.

Развивать умение поддерживать беседу, вести диалог, внимательно слушать вопросы и ответы друзей.

Развивать память, мышление, речь.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Основной ход познавательно-речевой деятельности

№ п/п

Этап, продолжительность

Методы, приемы

Вопросы для детей

Предполагаемая деятельность детей

Деятельность педагога

Планируемый результат

1

11

Вводный

Организационный

Словесный, наглядный.

Как вы думаете, о чем будем беседовать? Что  надо знать о хлебе?

Рассматривают иллюстрации  «Хлебное поле»,   «Рожь», «Уборка хлеба»; колосья пшеницы.

Задает вопрос, спрашивает разных детей.

Дети участвуют в постановке цели.

12

Мотивационный

Словесный, наглядный.

Хлеб-это одним из символов нашей Родины. Дорогих гостей в России встречают караваем. Каравай – это хлеб.

Бабушки и дедушки огорчены, что дети не доедают, играют, роняют хлеб и даже выкидывают хлеб. А вы знаете почему?

Дети рассказывают, почему бабушки и дедушки огорчены.

Оценивает, помогает.

Дети выражают интерес и желание больше узнать о злаковых и  изготовления хлеба.

2

21

Основной

Микротема 1

Зернышко – начало каравая.  Уточнение внешнего вида, формы зернышка.

Словесный

наглядный, практический.

Использование смарт-доски.

Каравай какой формы?

На какую геометрическую фигуру похоже зернышко?

Дети давайте выполним действия

ориентировка  на листе бумаги.

Задание: кладите зернышко

в середину листа,

в нижний правый угол листа,

 в верхний правый угол листа,

в верхний левый угол листа,

в нижний левый угол листа.

Постройте фигуру из счетных палочек, у которой 2 острых угла и 2 тупых ?

Ответы детей:

- Каравай круглой формы.

- Зернышко похоже на овал.

-

Геометрическая фигура у которой 2 острых угла и 2 тупых называется ромб.

Хвалит детей, задает вопросы.

Дети познакомились с внешним видом зернышка и колоска.

22

Микротема 2

Время посева. Условия для роста.

Словесный, наглядный.

Использование слайдов презентации.

Ребята, я вас приглашаю на экскурсию в поле (слайд). Что же надо сделать с пшеничным зернышком, чтобы оно превратилось в хлебушек?

(Воспитатель обращает внимание детей на два контейнера с землей, в одном земля прорыхленная, а в другом - плотная).

- Как вы думаете в каком контейнере зернышко прорастет быстрее и почему?

Верно, в контейнере с рыхлой землей зернышко прорастет быстрее, т. к. там больше необходимого воздуха и не мешает плотная корка подниматься росточку.

 Что делает пахарь на тракторе?

Правильно-

выезжает трактор с плугом и пашет землю, делая ее мягкой и воздушной, как пуховое одеяло (слайд).

 Вот земля подготовлена, и пора сажать или сеять зерно. И вот выезжают трактора с сеялками. Зерна по специальным насадкам выбрасываются в землю и заделываются на нужную глубину. (Слайд).

- Что делают на тракторе-сеялке?

- Зерна посеяли, что нужно для того, чтобы зерна, как и всякие семена, проросли?

И вот наши зерна проросли, появились зеленые всходы (слайд) только к концу июля они становятся колосьями (показ колосьев).

Как вы думаете, надо ли следить за ростом растений, ухаживать за ними?

Конечно, на поля выходит агроном (слайд). Он следит, достаточно ли влаги, надо ли организовать полив или орошение (слайд), достаточно ли питательных веществ, или надо внести удобрения для лучшего роста (слайд), не портят ли будущий урожай вредители: насекомые (слайд), грызуны (слайд), организовывает борьбу с ними (слайд).

Кто  выходит на поля и следит, как растёт урожай.

Рассматривают слайды презентации, ответы детей.

Посадить в землю.

- В контейнере с рыхлой землей зернышко прорастет быстрее.

- Пахарь пашет землю на тракторе.

- сеют зерно на нужную глубину

- Свет, тепло, воздух и влага

- да

- За тем как растет  урожай следит агроном.

Предлагаю сделать физкультминутку. « Зернышки».

 

Дети знают условия роста семян.

23

Микротема 3

Сбор урожай. Машины наши помощники.

Словесный, наглядный, практический.

Использование слайдов презентации.

Вот, колосья созрели, пора собирать урожай. На поля выезжают огромные, мощные машины с косилками (слайд).

Кто знает как они называются?

Управляют ими комбайнеры. С самого рассвета до самого заката они собирают урожай.

Кто управляет комбайнером?

Как вы понимаете фразу «С самого рассвета до самого заката»?

Сначала колосья срезаются специальными острыми ножами-жатками, затем колосья по трубе попадают в барабан, который вращается очень быстро и обмолачивает колосья, то есть отделяет зерна от колосков, и, зерна, пройдя через сито, высыпаются в машину (слайд).

Урожай собрали, и зерно везут в специальный дом-зернохранилище, который называется элеватор (слайд).

Куда отвезли зерно с поля?

Там зерно сушится при нужной температуре и влажности и очищается.

Как вы думаете, что будет, если зерно не высушить?

Что же делают из зерен, кто знает?

Зерна везут на мельницу, где их на специальных современных машинах (слайд) мелят, то есть делают мелкими, превращают в муку. Посмотрите, у меня – мука. Какая она?

Мука белая, рыхлая, без запаха.

Муку на муковозах (слайд) везут в пекарню (слайд).

Кто работает в пекарне?

Рассматривают слайды презентации, отвечают на вопросы.

- На поля выезжают комбайнеры

- Комбайнером управляют комбайнеры.

- Работают с раннего утра до ночи.

-

Зерно везут на элеватор.

 Мокрое зерно не сможет долго лежать оно сгниет.

Зерна превращают в муку.

- Мука белая.

- В пекарни работают пекари.

Предлагаю разгадать загадки по теме.

Дети знают ответы на загадки и имеют представления о сборе урожая пшеницы.

24

Микротема 4

Хлеб. Труд людей.

Словесный, наглядный.

Хлеб выпекают в огромных печах (слайд)

Как вы считаете, из одной муки можно испечь хлеб?

Для того чтобы замесить тесто для хлеба понадобятся мука, вода, соль, сахар, дрожжи (слайд).

 Дрожжи – это специальный порошок, который образовывает в тесте воздушные пузырьки, из-за которых тесто, а потом и хлеб становятся мягкими, пышными (слайд.)

Тесто закладывается в специальные формы – круглые, как на каравай.

А какие формы хлеба вы еще видели?

Куда отправляется сырой хлебушек?

- А как называется магазин, в котором продают только хлебобулочные изделия?

- Как называют продавца в булочной?

Мы покупаем хлеб, и он оказывается на нашем столе. Так из зернышка получается вкусный хлебушек

- Нет, для вкуса нужна соль и сахар.

Прямоугольную,

овальную, квадрат, фигурные - бывают кексы.

- В специальные печи.

- Магазин, в котором продают только хлебобулочные изделия называется булочной.

- Продавца в булочной называют булочник .

Знакомлю детей с пословицами и поговорками:

 

Хлеб всему голова.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Не велик кусок пирога. А стоит много труда.

Берегите хлеб - он наше богатство.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Хлеб бросать – силу терять.

Без хлеба нет обеда.

Пот на спине, зато хлеб на столе.

Дети  имеют представление о профессиях людей, которые трудятся, чтоб у нас всегда был хлеб.

3

31

Заключительный

Подведение итогов

Словесный, наглядный,

практический.

Использование смарт-доски.

А как можно узнать, довольны ли бабушки и дедушки  вашими знаниями?

 

Давайте, поиграем ««Как хлеб на стол пришёл?»

«Сколько человек трудится на поле?»

«Сколько человек трудится в пекарне?»

«Сколько всего человек трудится, чтоб вырастить хлеб?»

(так же можно подсчитать технику ).

Ответы детей:

- а мы расскажем бабушкам и дедушкам, какой путь проходит зернышко, чтобы стать хлебом. Будем беречь хлеб.

- да

Играют в игру.

-Ответы детей.

Вместе с детьми подводят итог.

Сравнивая иллюстрации  уборка хлеба  раньше и сейчас

Проводит игру

Помогаю наводящими вопросами, тем кто затрудняется ответить.

Дети знают, какой длинный путь

проходит зёрнышко до хлебушка.

Дети выполняют  счет на слух.

32

Рефлексия

Словесный.

Что особенно удивило  вас, в рассказе « От зернышка до хлебушка»?

Появилось ли желание испечь хлеб?

 

Дети делятся впечатлениями.

Предлагаю вам не пропускать детский сад, так как мы с вами проведем еще одно занятие по выпечки булочек, в этом нам поможет повар детского сада Марья Петровна.

Дети знают, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб и профессии необходимые для изготовления хлеба.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дидактической игры «Как хлеб на стол пришёл?» по познавательно - речевому развитию.

Тема: Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришёл?».

Возраст: Старшая группа.

Цель: Способствовать составлению диалога между детьми.

Материал и оборудование: Большие карты - лото с изображением поля, элеватора, пекарни, булочной, магазинов, ветеринарные аптеки, гаражи для ремонта техники и маленькие карточки с изображением профессий.

Предшествующая работа

По речевому развитию

По экологическому воспитанию

По математическому развитию

Развить умение вести диалог.

Развивать интонацию и выразительность речи.

Воспитывать такт, терпение не перебивать и принимать чужое мнение.

Закрепить представление у детей последовательности действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Развить слуховое внимание и счет.

Дидактическая задача

Игровая задача

Игровое правило

Приемы интеллектуальной активности

Игровые действия

Игровой продукт

Закрепить знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

Внимательно слушать друзей.

Совершенствовать счет на слух.

Закрепить представление детей о профессиях, техники для изготовления хлеба.

Составить рассказ по картинке.

И просят вспомнить пословицу о хлебе.

Описывают, что видят на картинке, устанавливают связи.

Составляют математические задачи, например:

Сколько человек трудится на поле?

Сколько человек трудится в пекарне?

Сколько всего человек трудится, чтоб вырастить хлеб?

(так же можно подсчитать технику).

Водящий (составляет рассказ по картинке и задать вопрос) подаёт сигнал. Тот у кого картинка с изображением например трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист».

Выиграет тот, кто первым закроет свою карту.

Лото « Профессии и техника для изготовления хлеба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки показательного занятия в старшей группе на тему: "Путешествие по зеленой тропинке"

Занятие проводится с целью:1. Расширить и углубить представление детей о лесе, его растительном мире; продолжать учить сравнивать растения по листьям, семенам; закреплять знания о внешнем виде луговых...

методическая разработка логоритмического занятия в старшей группе

Занятие включает в себя авторские разработки песенок, попевок, муз-ритм. упражнений, упр. на дыхание и др.  Можно использовать как целиком, так и отдельно . ...

методическая разработка конспекта занятия в старшей группе по развитию речи "Космическое путешествие".

методическая разработка конспекта занятия в старшей группе по развитию речи "Космическое путешествие"....