Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мурзинцева Елена

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volk_i_semero_kozlyat.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками

                                                          Воспитатель Мурзинцева Елена Леонидовна

Цель:

  • Сравнить русскую народную сказку «Волк и семеро козлят» с таджикской народной сказкой «Коза с кудрявыми ножками».

Задачи:

  • Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
  •  Активизировать словарь через диалоговую речь. Учить детей правильно строить и формулировать ответ по содержанию сказки, отвечать на вопросы предложениями из двух – трёх слов.
  • Воспитывать желание оказывать помощь, развивать отзывчивость, умение распознавать опасность, подвести детей к соблюдению элементарных правил послушания.

Оборудование к занятию

Презентация к занятию «Таджикская народная сказка «Коза с кудрявыми ножками».

 Ход занятия

Воспитатель: Ребятки, сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить русские народные сказки, которые любим.  Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте.

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
                          
(Колобок)

Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
                          
(Репка)

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.


                      
(По-щучьему велению)

У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
 
Братца Ваню проморгала.
 

(Гуси-лебеди)


 Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
                              
(Маша и медведь           

Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
                            
(Три медведя)

Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
                        
(Сестрица Алёнушка и
                         братец Иванушка)

У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
                          
(Царевна-лягушка)

Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
                        
(Волк и семеро козлят)

Воспитатель: Молодцы, дети, вы хорошо знаете русские сказки, , а сейчас : «Тише! Слушайте рассказ, а не то не будет толка. Вы услышите сейчас новую сказку «Коза с кудрявыми ножками»

Воспитатель читает сказку  «Коза с кудрявыми ножками»

 Воспитатель: Давайте поиграем с козлятами в весёлую игру. Вставайте в круг. Сделайте большой хоровод.

Под музыку проводится подвижная игра «Серенький козлёнок», как физкультминутка, 3 –4 раза. Один ребёнок встает в круг и идёт по внутреннему кругу навстречу хороводу, держа руки на поясе, остальные дошколята идут по кругу со словами: «Серенький козлёнок, маленькие рожки, похлопай в ладошки, потопай ножками, будешь с нами ты играть, а мы будем повторять». После последних слов «козлёнок», встаёт в середину круга и выполняет движения: 4 раза хлопает, 4 раза топает. Дети делают хлопки и притоптывание ногами вместе с ним. Затем он подходит к любому другому ребёнку и выводит его в круг. Появляется новый «козлёнок». Игра повторяется.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним,  какую сказку мы только что прочитали?

Дети: Коза с кудрявыми ножками.

Воспитатель:  Из – за чего же чуть не погибли герои нашей сказки?

Дети:  Из-за того, что открыли дверь незнакомому.

Воспитатель: Что наказывала коза козлятам?

Дети: Не открывать дверь волку (чужим).

Воспитатель: «Страшись волка в овечьей шкуре» - гласит русская пословица. Она говорит о том, что волк всегда остаётся волком, кем бы он ни прикидывался, в что бы не одевался. Поэтому верить ему никогда нельзя. Доверие к людям – прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. Козлята чуть не поплатились за свою беспечность. Ребятки, будьте готовы к неожиданностям. Не все приходят к нам с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а нужно, если на тебя нападает тот, кто сильнее. Тогда не надейтесь на милость сильного, а бегите и спасайтесь, зовите на помощь, и помощь придёт.

Воспитатель: А какую сказку вам напомнила таджикская сказка «Коза с кудрявыми ножками».

Дети: Волк и семеро козлят.

Воспитатель:  Что в этих сказках общего?

Дети:  И в русской народной сказке и в таджикской главные герои – мама коза и дети козлята.

Воспитатель: А в чем различия сказок?

Дети: В русской сказке козлят – семь, а в таджикской три, в русской сказке только волк  хотел съесть козлят. А в таджикской сказке и собака и шакал и волк хотели обмануть козлят.

Воспитатель: Как волк обманул (перехитрил) козлят?

Дети: Своим вкрадчивым голосом коварный волк ввёл доверчивых козлят в заблуждение.

Воспитатель: Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы не случилось, как бы не складывались обстоятельства, выход всегда есть. Ведь спасся же седьмой козлёнок от волка. Вспомните, где он спрятался? Козлёнок спрятался в печку. На будущее запомните, дети, никого не приглашайте (не пускайте, к себе домой, когда родителей нет дома. Не открывайте дверь, не говорите никому, что вы одни. Злой дядя может быть красив и приветлив, он может ласковым нежным голоском, подарками обмануть вас, также как волк обманул козлят. Плохие люди легко справятся с малышами, которых некому защитить. Вспомните, в сказке, волк не напал на козлят при матери, он знал, что она сильная и спасёт своих деток.

Воспитатель: Давайте вспомним с вами, чему научили нас сегодня русская народная сказка «Волк и семеро козлят» и таджикская народная сказка «Коза с кудрявыми ножками»?

Дети:  Сказки нас научили слушать старших, не доверять незнакомым.

Воспитатель: Я думаю, что вы все поняли: важно заботиться о своей безопасности, нельзя доверять всем и всегда, особенно чужим речам. Нужно уважать и слушаться старших, приходить на помощь друзьям. Вспомните, и медведь, и дятел и даже зайчата, которые сами боялись волка, помогли маме козе найти и спасти своих деток. В сказке, к счастью, как и в большинстве русских народных сказок, конец счастливый, а зло наказано. Недаром русские люди говорят: «Кто маленьких обижает, тот за то потом отвечает. Худо тому, кто добра не делает никому». Дети, вы запомнили, как важно для вас слушаться родителей? Молодцы! Ваше послушание поможет вам избежать большой беды. И всё у вас всегда будет хорошо.

Ребятки! Каждый человек начинает своё знакомство с жизнью со сказки, а, вырастая, продолжает считать сказку навсегда близким и дорогим. В мире много сказок, грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них. Посмотрите, я принесла вам в подарок замечательную книгу. В ней собраны русские сказки. Мы поставим книгу в книжный уголок и будем читать её и рассматривать картинки. Уверенна, эта книжка вам понравится, ведь она откроет вам дверь в новый сказочный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с художественной литературой:"Пересказ русской народной сказки:"Царевна - лягушка"

На кружке :"Планета книголюбов использую различные методы и приёмы.Главной задачей является привите интереса к чтению.Ведь детям проще всего посмотреть фильм,поиграть в компьютер,а вот читать дети и в...

Кукольный спектакль для детей 1 младших групп по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» с элементами ОБЖ. «Коза и волк»

Кукольный спектакль для детей 1 младших групп по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» с элементами ОБЖ.«Коза и волк»Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный о...

Конспект открытого занятия НОД ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке «Маша и Медведь»

Конспект открытого занятия НОД ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке «Маша и Медведь»...

Конспект открытого занятия НОД ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке «Маша и Медведь»

Конспект открытого занятия НОД ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке «Маша и Медведь»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Конспект занятия по  ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»Программное содержание:-Образовательные целиУчить детей понима...