Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пасаман Галина Фёдоровна

Данный конспект занятия «Зимующие птицы» разработан для расширения представлений детей о зимующих птицах: их внешнем виде, особенностях поведения и питания. Дети совершают путешествие по следам птиц и становятся настоящими следопытами: разгадывают загадки, слушают пение птиц, собирают разрезные картинки, кормят птиц, составляют рассказы. Кроме того, во время путешествия дети играют в интерактивную игру, продуктивно общаясь друг с другом. У ребят вырабатывается доброжелательное отношение к птицам, появляется желание оказать помощь. Дети становятся любознательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_zimuyushchie_ptitsy.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект образовательной деятельности в старшей группе № 44

по познавательному развитию

 Тема «Зимующие птицы»

                                                                                                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                                                                                                                              Пасаман Г.Ф.

                                                                                                                                                                                                                 

г. Самара, 2022 год

Образовательная область: познавательное развитие

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Вид занятия: нетрадиционная

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: групповая

Цель: Закрепление знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

Обучающие (образовательные):

- расширить представления детей о зимующих и кочующих птицах, их образе жизни;

- формировать у детей интерес к жизни зимующих птиц.
Развивающие:

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, память, координацию речи с движениями.

Коррекционно-развивающие: 

- формировать умение отгадывать загадки;

- расширять словарный запас детей понятиями: зимующие птицы, кочующие птицы, оседлые птицы.
Воспитательные: 

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание оказать помощь, любознательность.

Планируемый результат: будут знать зимующих птиц, научатся находить отгадку, составлять рассказ о птице.

Подготовительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы «Наши пернатые друзья», «Зимующие птицы», просмотр мультфильма, составление рассказа о зимующих птицах.

Оборудование: карточки, разрезные картинки, мультфильм «Пернатый друг», интерактивная игра «Зимующие птицы», кормушка, корм для птиц, следы птиц, загадки, смайлики.

Технологическая карта ОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель вместе с детьми входит в группу.

Воспитатель:  

- Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Слушают воспитателя,

здороваются с гостями.

0,5 мин.

Привлечь внимание детей, создать проблемную ситуацию.

Подготовить детей к

деятельности, привлечь внимание.

2.

Проблемная ситуация

Воспитатель: Сегодня утром я нашла письмо, адресованное детям старшей группы. Давайте прочитаем его:  

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Просят: «Помогите

Зиму пережить».

Беседа:

- Кто же написал письмо? (Птицы.)

- Чем они писали и на чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

- О чём просят птицы? (Сделать кормушки, помочь зиму пережить.)

 - Тема нашего занятия «Зимующие птицы».

Проблемная ситуация:

- Как вы думаете, что мы будем делать на занятии? (Отправимся в путешествие по следам птиц.)  

Дети вовлекаются в беседу.

2,5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование

Решений

Проблемной

ситуации,

актуализация знаний

Воспитатель: Следы привели нас к мультфильму «Пернатый друг».

Беседа:

- Какую птицу вы увидели? (Воробья.)

- Какое время года показано в мультфильме?

(Зима.)

- Легко ли ему найти корм зимой? (Нет.)

- Что нужно делать, чтобы облегчить жизнь птиц зимой? (Делать кормушки и каждый день в них класть корм.)

 

Воспитатель: Следы ведут нас к продуктам.

Дидактическая игра «Покорми птиц»

(Из предложенных продуктов дети выбирают баночки с зернышками, семенами, семечками, плодами ягод, семенами трав и шишек, хлебными крошками и насыпают их в кормушку.)

Вывод: Корм и кормушки очень важны, в холодные зимы очень нужны.

Воспитатель: Предлагаю вам немного размяться. Я превращу вас в стайку птичек «Вокруг себя вы повернитесь, в зимующих птичек превратитесь».

Физкультминутка

Сели на кормушку птицы

Галки, воробьи, синицы (приседают)

Дружно зернышки клевали (наклоняются, «клюют»)

И довольно ворковали («воркуют»)

Почесали клювом грудку (встали, наклоны головой влево –вправо)

И попрыгали минутку (прыгают)

Распахнули два крыла (руки в стороны)

Им в полет уже пора. (летят)

Воспитатель: Птиц, которые остаются зимовать, называют зимующими. Это синицы, снегири, вороны, голуби, сороки, галки, воробьи, дятлы. Среди них различают оседлых и кочующих.

А теперь вы отгадайте загадки про птиц. (По мере того как дети отгадывают загадки, педагог выставляет на доску картинки-отгадки)

Загадки:

Доклевав рябины кисть,                                      

Красны лампочки зажглись.

Крылья каждая имеет!

Кто назвать её сумеет? (Снегирь)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется (Синица).

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

Кар–кар–кар! – поёт (Ворона).

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

 Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит (Воробей).

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

Воспитатель: Отправляемся дальше. Вы слышите голоса?

Игра: «Угадай, чей голос звучит?»

– Ребята, помогите, определить, какой птичке принадлежит голос?

(Дети поочерёдно отгадывают по звучащим голосам птиц: «Это чирикает воробей. А теперь каркает ворона, а сейчас мы слышим синичку».)

Игра «Собери картинку»

На столе лежат разрезные картинки, дети их собирают.

- Какая птица изображена на картинке? (Голубь, воробей.)

- Расскажите об этих птицах. (Ответы.)

Интерактивная игра «Зимующие птицы». (Продуктивное общение со сверстниками, выполнение заданий.)

Дети участвуют

в деятельности, играх, отвечают на поставленные вопросы,  отгадывают по звучащим голосам птиц, составляют рассказ о птицах.

19 мин.

Беседа,

игра

Актуализация имеющихся знаний по данной теме.

4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Подведение итогов ОД организует с помощью вопросов:  

- Чем мы занимались на занятии?  (Путешествовали)  

- Каких птиц называют зимующими? (Остающихся зимовать.)

- Как мы должны заботиться о зимующих птицах? (Ответы детей).

- Чем питаются птицы? (Ответы детей.)

Воспитатель отмечает: «Все справились с заданиями».

Ответы на поставленные вопросы

3 мин.

беседа,

обсуждение

 Овладение умениями

работать в группе.

Сформированность

элементарных

навыков самоконтроля.

5.

Рефлексия

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (рефлексия настроения и эмоционального состояния).

Воспитатель спрашивает:

- Какое у вас настроение?

Воспитатель предлагает выбрать грустные или весёлые смайлики и прикрепить на дерево настроения.

Высказывания воспитанников, прикрепляют смайлики на дерево настроения

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса

(умение оценить свои действия и результат работы)

Приложение 1

Стихотворение «Письма» А. Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Приложение 2

Загадки:

Доклевав рябины кисть,                                      

Красны лампочки зажглись.

Крылья каждая имеет!

Кто назвать её сумеет? (Снегирь)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется (Синица).

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

Кар–кар–кар! – поёт (Ворона).

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

 Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит (Воробей).

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельно...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Времена года»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Времена года»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию: «Наш Друг - Светофор»

Конспект  образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию: «Наш Друг - Светофор»...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию Тема «Путешествие в страну математики»

Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении по...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию с использованием игровых технологий на тему «Путешествие в королевство математики»

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию с использованием игровых технологий на тему «Путешествие в королевство математики»...