открытое занятие
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Костыря Вера Павловна

Ознакомление с окружающим» с детьми старшей группы 

Тема: «Путешествие по  загадочным островам».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сценарий НОД

 Образовательная область «Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим» с детьми старшей группы №4

Тема: «Путешествие по  загадочным островам».

                                                                        Подготовила воспитатель:                                                                            

                                                                                       Костыря Вера Павловна

г. Энгельс

2021 г.

Сценарий НОД

 Образовательная область «Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим» с детьми старшей группы

Тема: «Путешествие по  загадочным островам».

Выполнила воспитатель: Костыря Вера Павловна МДОУ «Детский сад №70»

Вид занятия:  путешествие.

Возраст детей: 5-6 лет

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению  через экспериментирование.

Задачи :

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать , делать выводы, развивать логическое мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускаются цветы в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, магнита.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Предварительная работа: изучение свойства воды, магнитизм, свойство бумаги, заучивание чистоговорок, пальчиковая гимнастика, кинезеологические упражнения, алгоритмы

Технологии исследовательской деятельности: наблюдение, экспериментирование.

Здоровье-сберегающая  технология:  физминутка  (танец  с движением под музыку),  использование работоспособности детей  в разной пространственной среде (на ковре, за столом), пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дорожка здоровья.

Инновационные технологии: индивидуальные карты фиксации результатов опытов, триз технология игра «Данетка», составление алгоритма.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование: бутылка с картой, с запиской, атрибуты для с.р игры «Корабль» - руль., грязная вода в стакане, пустая емкость для воды – 8 шт., воронки – 8 шт., вата,  ложечки для размешивания воды – 8 шт., фартуки 8 шт., мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, столы и стулья, магниты, железные предметы (гаечки, болтики), пластмассовые, бумажные, деревянные предметы, кусочки ткани., сундук., индивидуальные карты фиксации результатов опытов.

Сценарий  в старше группе «Путешествие по загадочным островам»

Этапы занятия

                                                                Ход ОД

     Деятельность педагога

  Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент.

Посмотрите ребята, сколько к нам сегодня пришло гостей. Что нужно сделать при встречи?

Давайте с вами  поднимем друг другу настроение. А сделаем это следующим образом: настроимся на работу, и сделаем зарядку, слушайте стихотворение и повторяйте.

 Мы построим ровный круг

Справа друг и слева друг,

Повернись на право к другу,

Правую дай другу руку,

Повернись на лево к другу,

Левую дай другу руку

Сделай шаг вперед дружок

Станет тесным наш кружок.

- Давайте и на занятии будем такими дружными

Здороваются с гостями

Слушают педагога.

Делают зарядку.

1.5мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)и постановка и принятие детьми цели занятия.

Звучит « шум моря». Ребята  что это за шум? Посмотрите нам по морским волнам выбросило бутылку. Как вы думаете стоит ли открывать бутылку?

(Из бутылки вынимаю письмо и маршрутную карту).

-Кто нашёл это послание - настоящий счастливый человек. Карта указывает путь к кладу. Но  чтобы добраться к кладу нам нужно отправиться в путешествие по загадочным островам, указанным на карте,  на каждом из которых вас ждут задания – испытания. Они очень сложные и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, ловкие и добрые дети, те, кто умеет слушать и думать. Нам нужно  на каждом острове выполнить задание испытание и заполнить ключи – помощники. Только тогда мы сможем отыскать клад. Обратите  внимание на карту! У каждого острова свой флаг с определенным цветом. Посмотрите первый остров, имеет флаг желтого цвета, второй остров красного цвета, третий остров синего цвета.

Спрашиваю детей, каким цветом остров.

-Ребята как вы думаете на чём можно отправиться в путешествие?

- я предлагаю  с вами поиграть в игру «Да Нет» и  мы тогда узнаем на чем отправимся в путешествие. Но для начала нам нужно вспомнить правило игры:

- первое правило скажет нам…(мы должны задавать четкие вопросы)

-второе правило скажет нам …. (А вы нам должны отвечать да или нет).

- Молодцы ребята!

- Где наш планшет, сейчас мы с вами отметим середину его. (задают вопросы).

Конечно мы отправимся с вами в путешествие по загадочным островам на корабле, проходите в наш корабль

Отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Играют в игру

3 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД.

-Ребята обратите внимание на нашу карту. Кто  подскажет каким цветом флаг на первом острове, к которому мы сейчас с вами отправимся?

Для того чтобы наш корабль пошел на полном ходу, нам необходимо сказать волшебные слова. Ребята проговариваем все звуки правильно!

АН-АН-АН   Глубокий океан

- Смотрите ребята вот и первый наш остров.

- Посмотрите ребята, что-то на этом острове не так, не слышно пения птиц. Что с ним случилось? (версии детей). Пойдемте, посмотрим.

-Ребята посмотрите сколько на нем мусора. Что же мы можем сделать?

Собираем бумажки, разбросанные на полу.

-Ребята, посмотрите на этом острове стало чище, но посмотрите на острове еще и грязная вода. Нам нужно помочь  жителям этого острова очистить воду! Я вам предлагаю отправится в тропическую в лабораторию!

Эксперимент «Очистим воду»

Перед работой  давайте  вспомним  с вами правила работы в лаборатории?

Правило 1. Нельзя шуметь, и разговаривать.

Правило 2. Нужно быть внимательным и осторожным.

Правило 3. Начинать работу можно только, после того как разрешит  старший лаборант.

Правило 4. Надеть фартуки.

- Ребята посмотрите, какая у нас с вами в стаканчике вода?

- Чтобы очистить воду  у нас на столе лежат предметы. Один из них самый главный – это фильтр. Фильтром называют предмет, который помогает задерживать грязь. Как вы думаете какой из предметов на столе может служить нам фильтром?

- Давайте с вами попробуем отфильтровать воду. В качестве фильтров будем использовать вату.

- Для нашего опыта у нас на столе есть пустой стакан, воронка, фильтр-вата. А теперь приступим к нашему эксперименту.

 В пустой стакан кладем воронку, сверху воронки кладем вату. Вату прижимаем, затем берем стаканчик с грязной водой и тихонечко переливаем. Посмотрите, ребята, какой стала вода?

- Посмотрите на фильтр. Что на нем осталось?

-  Значит фильтр-вата помог нам очистить воду. Какой можем мы с вами сделать вывод?

- Посмотрите какой чистый стал остров. Но вода может снова стать грязной и, чтобы жители острова знали, что надо делать, мы сейчас составим соответствующую схему.

У вас лежат картинки. Расположите картинки в последовательности, как мы проводили опыт.

Если выполним задание правильно мы получим первый  ключ.

- Эти карточки мы оставляем жителям острова, что бы они знали, что нужно делать, а ключ помощник мы возьмем с собой.

- Ну что ребята нам нужно отправляться на следующий остров.

-Возвращаемся на наш корабль.

- Для того чтобы наш корабль пошел на полном ходу, нам необходимо сделать упражнение, повторяйте за мною.

Ожерелье мы составим

Маме мы его подарим

-Посмотрите

это «Танцующий остров», на этом острове жители всегда с музыкой. Они очень любят танцевать. Пойдемте с вами потанцуем. Физминутка «Чунга-Чанга»

- Молодцы!

-Возвращаемся на наш корабль.

-Мы опять совсем забыли про нашу карту. Кто  подскажет каким цветом флаг на втором острове, к которому мы сейчас с вами отправимся?

Для того чтобы наш корабль пошел на полном ходу, нам необходимо сказать волшебные слова. Ребята проговариваем все звуки правильно!

ХОД-ХОД-ХОД Огромный теплоход.

- Посмотрите ребята это «остров Зверей». Пойдемте, посмотрим, что там интересного.

- Ребята это остров зверей. На этом острове звери очень дружно живут, но они увидели нас испугались. Посмотрите только одна обезьянка осталась сидеть. У неё в руке какой-то интересный камень. Обезьянка говорит, что они с жителями острова строили игровую площадку и случайно рассыпали болтики и гаечки. Она пошла, взяла интересный камушек и сказала зверям, что этот камушек поможет собрать болтики и гаечки, а звери начали смеяться над неё. Она обиделась и сидит здесь. Вы догадались, что это за камушек?

 -Ребята а что может делать магнит? (правильно притягивать все железные предметы)

-Как вы думаете мы можем помочь обезьянке собрать болтики и гаечки?

Эксперимент «Поможем с помощью магнита собрать болтики и гаечки»

- Подскажите пожалуйста, а почему остальные предметы  в вашей тарелочке не притянул магнит, из чего эти предметы сделаны? (из бумаги, пластмассы, ткани, дерева.)

-Ребята подскажите, к какому выводу можно прийти?   (К магниту притягиваются железные предметы, а все остальные не притягиваются.)

- Ребята посмотрите, а вот и  второй ключ- помощник.

- Нам нужно помочь обезьянке, мы же собрали ей болтики и гаечки, а звери ей не верят, что есть такой магнит камушек, мы с вами сейчас отметим какие предметы притягивает магнит, а какие нет. Возьмите ваши карточки и давайте с вами их заполним.

- Молодцы ребятки мы с вами заполнили второй ключ-помощник. Эти карточки мы оставим для обезьянки, чтобы она показала зверям, чтобы они больше не смеялись над неё. А этот ключ мы с вами возьмем с собой.

- Ребята обезьянка предлагает поиграть в игру, у неё есть друг озорной банан.

-Посмотрите куда убежал от обезьянки банан (Вверх…….).

-Молодцы!

- Но  нам к сожалению нужно отправляться на следующий остров.

-Возвращаемся на наш корабль.

-Мы забыли про нашу карту. Кто  подскажет каким цветом флаг на третьем острове, к которому мы сейчас с вами отправимся?

Для того чтобы наш корабль пошел на полном ходу, я вам предлагаю сделать гимнастику для наших пальчиков!

«Осьминожки»

Плыли, плыли осьминожьки

Резко и ритмично выбрасывают пальцы из кулака

Опустились на дорожку

Поставить пальцы подушечками на колени

Быстро –быстро побежали

Пальцы бегают по коленям

И три ножки потеряли

Но зато осталось пять-

На слово пять показать раскрытые ладони

Можно все пересчитать!

Поочередно загнуть все пальцы в кулак.

- Посмотрите это Остров - «Джунгли». Пойдемте, посмотрим.  Ребята посмотрите на этом острове засохли все цветы. Почему они засохли?

Что нужно сделать, чтобы они ожили? Эксперимент «Цветок расцвёл»

-Ребята возьмите ваш цветочек и положите его на ладошку. Какие они легкие или тяжелые?

- А теперь давайте их тихонечко опустим в воду.

- Посмотрите, что с ними стало происходить?

- Ребята как вы думаете, почему листочки стали распускаться? Из чего у нас цветы? А что происходит с бумагой в воде?

-Посмотрите ребята как стало красиво на нашем острове!

- Ребята я предлагаю вам  оставить жителям острова записки, чтобы они знали если опять цветы засохнут.

У вас лежат картинки. Расположите картинки в последовательности, как мы проводили опыт.

Если выполним задание правильно мы получим третий  ключ.

- Ну что же мы получили ещё один ключ-помощник. Эти карточки оставляем здесь.

- Ребята посмотрите, я нашла тропинку, предлагаю отправиться по ней. Вы со мной?

Ответы детей

Говорят чистоговорку

Слушают педагога.

Рассуждают

Дети: собрать мусор.

Убирают мусор.

Дети отвечают на вопросы.

Слушают

В лаборатории одевают халаты

Занимают рабочие места

Слушают и отвечают на вопросы.

Очищают с помощью фильтра воду.

Дети: чистой

Дети: грязь

Дети: Воду можно очистить при помощи фильтра.

Располагают схему.

Снимают халаты.

Отправляются на следующий остров.

Выполняют кинезиологическое

 упражнение

Выполняют движения танца.

Отправляются на следующий остров.

Ответы детей.

чистоговорка

Слушают.

Ответы детей.

С помощью магнита ищут железные предметы.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают. Ответы детей.

Слушают.

Заполняют таблицу.

Слушают.

Играют в игру. Гимнастика для глаз.

Отправляются на следующий остров. Ответы детей.

Делают гимнастику.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Наблюдают, как распускаются цветы.

Ответы детей. (бумага на мокает набухает и становится тяжелой и поэтому листочки распускаются)

Заполняют схему.

Слушают.

Ответы детей. Идут по тропинки.

15мин.

4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия.

Находит с детьми клад - сундук.

-Ребята посмотрите, что у нас здесь? (сундук)

Но чтобы нам  открыть сундук, нам нужно разложить все ключи – помощники, когда мы их все разложим тогда мы сможем открыть сундук. Посмотрите что у нас здесь на столе (все бывшие задания)?

 -Давайте  мы с вами сюда подберем ключи-помощники.

- Вот наш первый ключ-помощник что мы с вами делали на первом острове? (очищали воду), А что нам помогло очистить воду?

- А на втором острове  что делали? (изучали свойства магнита)

- И последний  третий остров что мы делали?

- Молодцы мы с вами справились!

 Открывают сундук.

Читает записку.

-«Вы сегодня нашли самый драгоценный клад-это ваши знания. Всё что вы сегодня выполнили в путешествии это и есть клад. Это ребята ваши угощения за ваш труд!

- Но нам пора возвращаться в наш детский сад!

-Возвращаемся на наш корабль.

- Наше путешествие закончилось мы вернулись с вами в наш детский сад!

-Ну что ребята вам понравилось со мною путешествовать!

- Что для вас было самым сложным, а что легким?

-Какое задание вам понравилось больше?

-Молодцы ребята!

-Давайте скажем нашем гостям «Досвидание!».

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Действуют по инструкции педагога.

Отвечают на вопросы.

Слушают. Отвечают дети.

2мин.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...