Методическая разработка по познавательной деятельности "Наши пернатые друзья"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Першуткина Татьяна Игоревна

Методическая разработка по познавательной деятельности  "Наши пернатые друзья"

Цель: расширение представлений детей о перелетных птицах.

Задачи:

·      закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

·      Учить находить зависимость между строением лап и особенностями образа жизни птиц;

·      Познакомить с порядком построения птиц при перелёте в тёплые края;

·      Расширить и активизировать словарь детей, формировать и закреплять обобщающие понятия (зимующие, перелётные, насекомоядные, растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой, стаей)

·      Упражнять детей в образовании сложных прилагательных; активизировать употребление в речи глаголов;

·      Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, воспитывать бережное отношение к природе;

·      Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие.

Оборудование:

·      мультимедийная установка, презентация по теме: «Перелетные птицы»;

·      аудиозапись «Голоса птиц»,

·      картинки с изображением перелётных, зимующих птиц, разрезные картинки с изображением птиц, мяч.

Предварительная работа:

·      наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

·      Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц

·      предметных картинок с изображением зимующих и перелётных птиц.

Ход занятия

«Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

 Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет

– Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

 В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

Как вы догадались?

Куда же осенью птицы улетают?

Все ли птицы улетают в тёплые края?

Как называют птиц, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю? Каких зимующих птиц вы знаете?

А как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места?

Сегодня мы с вами будем говорить о перелётных птицах, поближе познакомимся с некоторыми из них.

Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? Правильно. Осенью птицам становится труднее добывать себе еду, они остаются без корма. Наши пернатые друзья улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы.

Среди птиц есть такие, которые питаются насекомыми, они называются насекомоядные. Любят полакомиться жуками, комарами да мошками стрижи и ласточки. Эти птицы внешне похожи друг на друга, большую часть жизни проводят в воздухе. Они ловят насекомых на лету. Соловей и дрозд тоже насекомоядные, но свою добычу они ищут под корой деревьев, между веточками.

Скажите, ребята, как меняется жизнь насекомых с приходом осени?

Совершенно верно, многие насекомые исчезают: или прячутся под корой деревьев, между корнями растениями или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Поэтому, не дожидаясь голода, насекомоядные птицы улетают в тёплые края первыми.

Затем улетают зерноядные (или растительноядные) птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. К таким птицам относят чижа, зяблика.

Чем ещё, кроме насекомых, плодов и семян растений, питаются птицы? Правильно, они питаются и мелкими животными (например, лягушками, червями, мышами), и рыбой.

А сейчас предлагаю вам вспомнить, какие звуки издают птицы, поможет нам в этом в игра «Кто как разговаривает» (с мячом).

(Дети встают в круг.) Я назову птицу и брошу кому-то из вас, ребята, мяч. Вы будете мяч ловить и говорить, как эта птица подаёт голос. А после бросать мяч обратно мне. Начинаем…

Воробей…(чирикает),

Соловей…(поёт),

Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Голубь…(воркует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Петух… (кукарекает).

Молодцы! Продолжаем узнавать новое… Давайте посмотрим на клювы у разных птиц. Оказывается, по их форме можно догадаться, чем питается птица.

Если клюв острый загнутый вниз как крючок, то птица является хищником. Таким клювом удобно схватывать добычу во время охоты и разрывать её на мелкие кусочки. Каких хищных птиц вы знаете?

Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена. Этот клюв «принадлежит» зерноядным птицам (чиж, зяблик, клёст).

Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете (Скворец, стриж, ласточка, соловей). Я хочу рассказать вам ещё об одной насекомоядной птичке. Её зовут трясогузка.

Трясогузка – птица очень полезная и интересная. Назвали её так потому, что она постоянно трясет задней частью своего туловища и длинным хвостиком, то есть «гузом». (Раньше так называли заднюю часть птицы, человека или животного.) Трясогузка такими движениями пугает мелких насекомых, заставляя их подниматься с земли и улетать. А трясогузке только этого и надо! Она начинает ловко гоняться за комарами, мошками в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений разных вредителей.

Весной трясогузки прилетают одними из первых, поэтому считаются предвестниками потепления. Существует такая поговорка: «Трясогузка прилетает – хвостиком лед разбивает».

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Зимует на юге Азии, на севере Африки.

Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы, то есть птицы, которые умеют плавать. Их жизнь неразрывно связана с водой, в ней и около неё они добывают себе пищу.

Давайте немного отдохнём и поиграем (подвижная игра «Улетает, не улетает» под звуки аудиозаписи «Голоса птиц»).

Я буду перечислять названия разных птиц. Если птица перелётная, то вы будете летать, красиво махать крыльями. Если я назову зимующую птицу – вы приседаете на корточки и начинаете клевать зёрнышки. (После игры дети рассаживаются на свои места перед монитором.)

Рассмотрите картинки и сравните гуся с трясогузкой. Обратите внимание на их лапы. Какие различия вы видите? Чем отличаются лапы этих птиц?

Зачем гусю, утке, лебедю и даже пеликану нужны перепонки на лапках? Действительно, на лапах у всех водоплавающих птиц есть перепонки. Такие лапы нужны птице для того, чтобы плавать и ловить рыбу в воде. Она отталкивается ими от воды как ластами или вёслами и плывёт, такими лапами легче и быстрее грести.

Трясогузке и другим насекомоядным и растительноядным птицам перепонки на лапах не нужны, они ведь не плавают по воде. Им нужны лапки с тонкими, цепкими пальчиками, чтобы лучше держаться за ветви деревьев и кустарников.

Зачем нужны мощные лапы с длинными когтями хищным птицам?

Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

У разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином.

Цапли, аисты – шеренгой, то есть крылом к крылу.

Утки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу.

Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало.

А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

Попробуем описать птиц с помощью красивых слов (игра «Скажи одним словом»). Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).

У стрижа острые крылья, он … (острокрылый).

У аиста длинные ноги, значит он какой? … (длинноногий).

У снегиря красная грудка, он какой?... ( красногрудый)

У цапли длинный клюв, он … (длинноклювая).

У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.

Молодцы, у вас замечательно получилось!

Сейчас мы поделимся на три группы (дидактическая игра «Сложи картинку»).

Каждой команде я дам разрезанную на части картинку. Вам вместе нужно будет собрать её и догадаться, какая птица на ней нарисована, определить насекомоядная она или зерноядная, вспомнить перелётная или зимующая. 

Вы отлично справились с заданием! Продолжаем играть.

У меня на доске изображения птиц (игра «Четвёртый лишний»). Ребята, вы должны назвать лишнюю, объяснив свой ответ (например, три водоплавающие, одна – нет, три зимующие, одна - перелётная, три перелётных, одна – зимующая, три насекомоядных, одна – зерноядная). Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Рефлексия

Наше занятие заканчивается. О каких птицах мы беседовали? Как можно поделить птиц в зависимости от того, чем они питаются? Какой клюв у насекомоядных, зерноядных птиц? Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для путешествий в тёплые края? В какие игры играли? Что понравилось?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie_v_starshei_gruppe_na_temu.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие в подготовительной группе на тему "Перелётные птицы"

Цель: расширение представлений детей о перелетных птицах.

Задачи:

  • закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
  • Учить находить зависимость между строением лап и особенностями образа жизни птиц;
  • Познакомить с порядком построения птиц при перелёте в тёплые края;
  • Расширить и активизировать словарь детей, формировать и закреплять обобщающие понятия (зимующие, перелётные, насекомоядные, растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой, стаей)
  • Упражнять детей в образовании сложных прилагательных; активизировать употребление в речи глаголов;
  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, воспитывать бережное отношение к природе;
  • Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие.

Оборудование:

  • мультимедийная установка, презентация по теме: «Перелетные птицы»;
  • аудиозапись «Голоса птиц»,
  • картинки с изображением перелётных, зимующих птиц, разрезные картинки с изображением птиц, мяч.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц
  • предметных картинок с изображением зимующих и перелётных птиц.

Ход занятия

«Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

 Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет

– Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

 В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

Как вы догадались?

Куда же осенью птицы улетают?

Все ли птицы улетают в тёплые края?

Как называют птиц, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю? Каких зимующих птиц вы знаете?

А как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места?

Сегодня мы с вами будем говорить о перелётных птицах, поближе познакомимся с некоторыми из них.

Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? Правильно. Осенью птицам становится труднее добывать себе еду, они остаются без корма. Наши пернатые друзья улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы.

Среди птиц есть такие, которые питаются насекомыми, они называются насекомоядные. Любят полакомиться жуками, комарами да мошками стрижи и ласточки. Эти птицы внешне похожи друг на друга, большую часть жизни проводят в воздухе. Они ловят насекомых на лету. Соловей и дрозд тоже насекомоядные, но свою добычу они ищут под корой деревьев, между веточками.

Скажите, ребята, как меняется жизнь насекомых с приходом осени?

Совершенно верно, многие насекомые исчезают: или прячутся под корой деревьев, между корнями растениями или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Поэтому, не дожидаясь голода, насекомоядные птицы улетают в тёплые края первыми.

Затем улетают зерноядные (или растительноядные) птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. К таким птицам относят чижа, зяблика.

Чем ещё, кроме насекомых, плодов и семян растений, питаются птицы? Правильно, они питаются и мелкими животными (например, лягушками, червями, мышами), и рыбой.

А сейчас предлагаю вам вспомнить, какие звуки издают птицы, поможет нам в этом в игра «Кто как разговаривает» (с мячом).

(Дети встают в круг.) Я назову птицу и брошу кому-то из вас, ребята, мяч. Вы будете мяч ловить и говорить, как эта птица подаёт голос. А после бросать мяч обратно мне. Начинаем…

Воробей…(чирикает),

Соловей…(поёт),

Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Голубь…(воркует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Петух… (кукарекает).

Молодцы! Продолжаем узнавать новое… Давайте посмотрим на клювы у разных птиц. Оказывается, по их форме можно догадаться, чем питается птица.

Если клюв острый загнутый вниз как крючок, то птица является хищником. Таким клювом удобно схватывать добычу во время охоты и разрывать её на мелкие кусочки. Каких хищных птиц вы знаете?

Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена. Этот клюв «принадлежит» зерноядным птицам (чиж, зяблик, клёст).

Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете (Скворец, стриж, ласточка, соловей). Я хочу рассказать вам ещё об одной насекомоядной птичке. Её зовут трясогузка.

Трясогузка – птица очень полезная и интересная. Назвали её так потому, что она постоянно трясет задней частью своего туловища и длинным хвостиком, то есть «гузом». (Раньше так называли заднюю часть птицы, человека или животного.) Трясогузка такими движениями пугает мелких насекомых, заставляя их подниматься с земли и улетать. А трясогузке только этого и надо! Она начинает ловко гоняться за комарами, мошками в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений разных вредителей.

Весной трясогузки прилетают одними из первых, поэтому считаются предвестниками потепления. Существует такая поговорка: «Трясогузка прилетает – хвостиком лед разбивает».

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Зимует на юге Азии, на севере Африки.

Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы, то есть птицы, которые умеют плавать. Их жизнь неразрывно связана с водой, в ней и около неё они добывают себе пищу.

Давайте немного отдохнём и поиграем (подвижная игра «Улетает, не улетает» под звуки аудиозаписи «Голоса птиц»).

Я буду перечислять названия разных птиц. Если птица перелётная, то вы будете летать, красиво махать крыльями. Если я назову зимующую птицу – вы приседаете на корточки и начинаете клевать зёрнышки. (После игры дети рассаживаются на свои места перед монитором.)

Рассмотрите картинки и сравните гуся с трясогузкой. Обратите внимание на их лапы. Какие различия вы видите? Чем отличаются лапы этих птиц?

Зачем гусю, утке, лебедю и даже пеликану нужны перепонки на лапках? Действительно, на лапах у всех водоплавающих птиц есть перепонки. Такие лапы нужны птице для того, чтобы плавать и ловить рыбу в воде. Она отталкивается ими от воды как ластами или вёслами и плывёт, такими лапами легче и быстрее грести.

Трясогузке и другим насекомоядным и растительноядным птицам перепонки на лапах не нужны, они ведь не плавают по воде. Им нужны лапки с тонкими, цепкими пальчиками, чтобы лучше держаться за ветви деревьев и кустарников.

Зачем нужны мощные лапы с длинными когтями хищным птицам?

Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

У разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином.

Цапли, аисты – шеренгой, то есть крылом к крылу.

Утки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу.

Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало.

А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

Попробуем описать птиц с помощью красивых слов (игра «Скажи одним словом»). Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).

У стрижа острые крылья, он … (острокрылый).

У аиста длинные ноги, значит он какой? … (длинноногий).

У снегиря красная грудка, он какой?... ( красногрудый)

У цапли длинный клюв, он … (длинноклювая).

У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.

Молодцы, у вас замечательно получилось!

Сейчас мы поделимся на три группы (дидактическая игра «Сложи картинку»).

Каждой команде я дам разрезанную на части картинку. Вам вместе нужно будет собрать её и догадаться, какая птица на ней нарисована, определить насекомоядная она или зерноядная, вспомнить перелётная или зимующая.  

Вы отлично справились с заданием! Продолжаем играть.

У меня на доске изображения птиц (игра «Четвёртый лишний»). Ребята, вы должны назвать лишнюю, объяснив свой ответ (например, три водоплавающие, одна – нет, три зимующие, одна - перелётная, три перелётных, одна – зимующая, три насекомоядных, одна – зерноядная). Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Рефлексия

Наше занятие заканчивается. О каких птицах мы беседовали? Как можно поделить птиц в зависимости от того, чем они питаются? Какой клюв у насекомоядных, зерноядных птиц? Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для путешествий в тёплые края? В какие игры играли? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность «Наши пернатые друзья» Образовательная область «Познание»

Цель. Формировать представление  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Наша армия - сильна"

Конспект занятия в средней группе, посвященный Дню защитника Отечества....

конспект НОД по изобразительной деятельности "Наши пернатые друзья - снегири"

Данный материал может быть использован на занятии по изобразительной деятельности старшей возрастной группы. Использование детьми различных нетрадиционных способов рисования сделало обычное изображени...

методическая разработка в раннем возрасте "Мои пернатые друзья"

Методическая разработка по развитию речи в раннем возрасте "Мои пернатые друзья"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Наши пернатые друзья» для детей 5-6 лет.

В данном конспекте подобраны дидактические игры, задания на обобщение и закрепления знаний о перелетных птицах; на развитие диалогической, монологической речи; умения согласовывать прилагательное с су...

конспект ОД по изобразительной деятельности "Наши пернатые друзья - снегири"

Данный материал может быть использован на занятии по изобразительной деятельности старшей возрастной группы. Использование детьми различных нетрадиционных способов рисования сделало обычное изображени...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Наша Родина - Россия"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Наша Родина - Россия" для воспитанников старшего дошкольного возраста...