Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аткач Анна Александровна

Тема занятия

«Тоня и Потап»

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Цель:

Обогащать представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства

Задачи:

Обучающие:

Расширять опыт восприятия детьми образов животных, созданных средствами различных видов живописи на примере картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» и иллюстрации к книге К. Кретовой «Друг за друга» Пяткиной П.В., представленной в виде игрушки (шара с изображением медведей).

Развивающие:

Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на интересные изображения животных, чувствовать и понимать художественный образ.

Воспитательные:

Инициировать интерес к пейзажному, а также анималистическому жанру живописи; активизировать развитие эмоционально-эстетических способностей. Поощрать высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций, мнения.

Культурная практика:

Изобразительная деятельность, создание эскизов.

Культурно-смысловой контекст:

Восприятие произведения изобразительного искусства – понимание настроения, характера, эмоций.

Оборудование:

Игрушка - экспонат «Тоня и Потап», репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Корабельная роща»,  аудиозапись музыкальных произведений Е.Д. Дога  «Вальс», Фредерик Шопен «Вальс цветов»

Методы:

Проблемный (определение и представление проблемы, лежащей в основе ситуации), словесные, игровые, мозговая атака (генерирование идей относительно ситуации), метод описания, рассматривания.

Актуализация словаря:

Пейзаж, сосновый бор, дремучий, бурелом, иллюстратор, экскурсия.

Обогащение словаря:

Произведение искусства, творец, художник-анималист, жанр, эпоха, эскиз, экспонат.

Предварительная работа:

Просмотр видеофильма « Метаморфозы медведицы Тони после ее спасения волонтерами центра «ВЕЛЕС»

Беседы: «Анималистический жанр – что это?», «Лесные жители», «Волшебные краски», «Профессия - художник»; Д/И «Собери картину».

Культурно-личностный контекст:

Дети имеют  представления об анималистическом жанре изобразительного искусства.

Хронометраж:

30-35 минут.

Подготовил:

Воспитатель: Аткач А.А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_atkach_po_muz._pedagogike.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт - Петербурга

Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

«Тоня и Потап»

                                                                                                      Технология: личностно – ориентированное взаимодействие.

Составила и провела

Воспитатель:

Аткач А.А

Санкт-Петербург

2022

Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»

Тема занятия

«Тоня и Потап»

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Цель:

Обогащать представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства

Задачи:

Обучающие:

Расширять опыт восприятия детьми образов животных, созданных средствами различных видов живописи на примере картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» и иллюстрации к книге К. Кретовой «Друг за друга» Пяткиной П.В., представленной в виде игрушки (шара с изображением медведей).

Развивающие:

Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на интересные изображения животных, чувствовать и понимать художественный образ.

Воспитательные:

Инициировать интерес к пейзажному, а также анималистическому жанру живописи; активизировать развитие эмоционально-эстетических способностей. Поощрать высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций, мнения.

Культурная практика:

Изобразительная деятельность, создание эскизов.

Культурно-смысловой контекст:

Восприятие произведения изобразительного искусства – понимание настроения, характера, эмоций.

Оборудование:

Игрушка - экспонат «Тоня и Потап», репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Корабельная роща»,  аудиозапись музыкальных произведений Е.Д. Дога  «Вальс», Фредерик Шопен «Вальс цветов»

Методы:

Проблемный (определение и представление проблемы, лежащей в основе ситуации), словесные, игровые, мозговая атака (генерирование идей относительно ситуации), метод описания, рассматривания.

Актуализация словаря:

Пейзаж, сосновый бор, дремучий, бурелом, иллюстратор, экскурсия.

Обогащение словаря:

Произведение искусства, творец, художник-анималист, жанр, эпоха, эскиз, экспонат.

Предварительная работа:

Просмотр видеофильма « Метаморфозы медведицы Тони после ее спасения волонтерами центра «ВЕЛЕС»

Беседы: «Анималистический жанр – что это?», «Лесные жители», «Волшебные краски», «Профессия - художник»; Д/И «Собери картину».

Культурно-личностный контекст:

Дети имеют  представления об анималистическом жанре изобразительного искусства.

Хронометраж:

30-35 минут.

Подготовил:

Воспитатель: Аткач А.А.

Этапы

Деятельность педагога, приёмы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут)

Введение в ситуацию

Сюрпризный момент – сегодня мы побываем на необычной экскурсии.

Проблемная ситуация – воспитатель просит ребят помочь ему узнать в каком жанре изобразительного искусства написаны картины, представленные на выставке

Коммуникативная

Речевая

Познавательно-исследовательская

Дети предлагают 1-2 варианта решения проблемы

Актуализация знаний и умений

Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин на импровизированной выставке  и ответить на вопрос: что изображено на картинах?

 Дать определение жанру пейзаж, анималистический жанр живописи.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Речевая

Игровая

Дети дают ответы на вопросы

Дети рассматривают картины

Дети повторяют определение пейзажа, анималистического жанра.

Затруднение в ситуации

Воспитатель читает стихотворение «Утро в сосновом бору».

О какой картине идет речь? Что изобразил художник? Что необычно в картине? Как автор изобразил? Что нам говорит поза медведей? Как изобразил солнце художник?

Какая деталь картины по вашему главная? Почему? Зачем автор её использует? Как вы думаете, что делает автор: наблюдает, любуется или размышляет? Почему? Как автор назвал свою картину? Вам понравилась работа автора? Чем? Как бы вы её назвали? Почему?

Малоподвижная игра «Повтори движение», д.и. «Определить жанр живописи»

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Речевая

Игровая

Дети слушают стихотворение

Дают ответы на вопросы, высказывают своё восприятие картины.

Дети повторяют движения

Открытие нового знания (способа действия)

Покажите мне, пожалуйста, картины в жанре пейзаж. По каким признакам вы определили жанр изобразительной живописи? Предлагаю вам познакомиться с другим (необычным) экспонатом выставки. Кого изобразил художник? Вспомнили историю про Тоню и Потапа? Воспитатель знакомит детей с творчеством молодого художника-иллюстратора Полины Пяткиной и детской писательницей Кристины Кретовой , а также с волонтерским центром «ВЕЛЕС»

Коммуникативная

Познавательная

Дети показывают картины в жанре пейзаж, анималистическом жанре, отвечают на вопросы

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка

Воспитатель предлагает ребятам стать художниками и сделать эскизы картин с изображением друзей Тони и Потапа.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Дети выполняют работу.

Осмысление

Беседа:

С каким жанром изобразительного искусства мы с вами познакомились? Как мы можем описать пейзаж? Анималистический жанр? Мы картину назвали бы также как Шишкин И.И.? Вы бы нарисовали так сами? Как бы вы назвали свои картины?

Коммуникативная

Рефлексивная

Дети называют 1-2 условия преодоления затруднения на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...

Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....

Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»

Целью занятия выступает обогащение представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства...

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР...