Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Чай усталость всю снимает, настроение поднимает»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

(познавательное развитие в подготовительной группе)

Тема: «Чай усталость всю снимает, настроение поднимает»    

Цель: уточнение и углубление знаний детей о растениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать детям экологические знания о чае, его местопроизрастании и способах заготовки;
  • Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождением чая; 
  • Познакомить детей с разными видами чая, учить детей самостоятельно узнавать и называть виды чая и добавки к нему;
  • Дать детям представление как правильно заварить чай;
  • Выявить полезные свойства чая; учить заботиться о своем здоровье;
  • Закреплять знания детей о предметах русского народного быта, их назначении; 
  • Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Развивающие:

  • Продолжать обогащать словарный запас детей за счет расширения представлений о предметном окружении;
  • Способствовать развитию внимания, кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, диалогической стороны речи, мелкой моторики;
  • Продолжать формировать произвольность поведения, функции самоконтроля;
  • Способствовать развитию познавательной активности;
  • Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес.  Поощрять стремление детей участвовать в беседе, обмене знаниями о чайных традициях;
  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях интерес к традициям гостеприимства и чаепития на Руси, желание быть гостеприимными;
  • Воспитывать аккуратность, чувство самостоятельности;
  • Содействовать созданию эмоционального подъёма, желанию помогать дома готовить чай и накрывать на стол.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.

 

Продолжительность педагогического мероприятия: 30 минут.

Форма деятельности: подгрупповая.

Используемые методы и приемы: словесные, практические, наглядные, стимулирования и мотивации к деятельности, саморефлексии, прием обратной связи.

Приемы организации детей в деятельности: индивидуальное выполнение заданий, в паре, в подгруппе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование: карточки, интерьер русской избы (печь, сундук, полки с посудой, разделочные доски, подушки, дымковские игрушки, сухарница, чайница, самовар и т. д.), тарелочки с 2 видами чая (зеленый и черный), стаканы с чаем на каждого ребенка, 3 заварочных чайника, сухой зеленый и черный чай. Видеодвойка, диск с записью слайдов, магнитофон.

Словарная работа:

Чайница – сосуд, коробочка для сухого рассыпчатого чая (С.И. Ожегов «Словарь русского языка» Москва «Русский язык» 1989 год, стр. 874).

Сухарница – ваза, блюдо для сухарей, печенья (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва 4 издание 2002 года, стр.781).

Сценарный план педагогического мероприятия:

1.Мотивационно-ориентировочный этап

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с водой. Но для этого давайте мы вспомним, какие состояния воды вы знаете (ответы детей).

Подвижная игра «Изобрази». (Воспитатель показывает карточки,  дети передвигаются по залу в соответствии с изображением, затем без сопровождения, на слух).

Воспитатель: Ребята, а где мы используем воду в жидком состоянии? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, отгадав которую вы узнаете о чём пойдет речь на нашем занятии.

Был листок зелёным,

Чёрным стал, томлёным.

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине. (Чай)

Воспитатель: Правильно, это чай. А вы знаете, что чай это тоже вода, но она ароматизирована листьями растения чай. Да, ребята, существует такое растение, которое называется – чай. Родиной чая считается Китай, там с очень давних времен выращивали чайные деревья. Лучше всего он растет в теплых, жарких странах.

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему? (ответы детей).

Растение чай представляет собой дерево высотой до 15 метров. Сегодня для удобства сбора, эту культуру выращивают как куст, высотой до половины человеческого роста.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что  человек собирает с чайного дерева? (ответы детей). Хороший, ароматный чай получается из самых молодых и свежих побегов чайного дерева – трех верхних листочков.

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столам и рассмотреть чай в тарелочках. Как вы думает, что за чай в них лежит, и чем он отличается (ответы детей). Правильно, отличаются они по цвету и форме, а зависит это от способов заготовки.

   *чтобы получить черный чай, листья сначала режут, высушивают на солнце, затем обжаривают в специальных печах, отчего листья чернеют;

   *зеленый чай получают путем сушки листьев в тени, с последующей обработкой паром, это позволяет скручивать их, не ломая жилок.

Воспитатель: В каждой семье есть свои традиции чаепития, а как у вас в семьях  пьют чай, (рассказы детей).

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в прошлое, давайте мы посетим с вами нашу импровизированную  избу (дети, проходя,  рассматривают и рассаживаются на стульчики).

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе дома из бревен. Такие дома называли избами. И почти всё  в избе было сделано из дерева: и пол, и потолки, и стены, и мебель, и даже посуда.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что в нашей избе вам уже знакомо? (ответы детей). Как вы думаете, что это за предмет и как он называется? (предположительные ответы детей)

Воспитатель: Это сухарница – ваза для сухарей и сухого печенья.

Воспитатель: А для чего сделаны эти дырочки? (ответы детей). Это чайница – сосуд, коробочка для сухого чая.

Воспитатель: Как вы думаете, без чего нельзя было попить чая на Руси? (ответы детей). Правильно без самовара. Что такое самовар? (ответы детей).

Физминутка: «Самовар».

           

                Раз в России по металлу собралися мастера,

                Инструментом запаслися, засучили рукава,

                Над конструкцией мудрили - толстяка соорудили.

                Важен весь, и бок блестит, жаркой медью он горит.

                По бокам две ручки, на шапке – закорючки.

                На столе пыхтит-гудит, чаю нам попить велит.

                И пускает белый пар славный медный самовар.

Воспитатель: Всюду самовар был в почете. В России даже существуют целые музеи самоваров. Самовар – самый желанный гость в каждом доме, где без чая нет праздничного стола.

Воспитатель: А сейчас я хочу поделиться с вами секретами заваривания чая. Для того чтобы заварить вкусный и ароматный чай нужно:

  1. заварочный чайник обдать кипятком;
  2. насыпать 1-2 столовые ложка сухой заварки;
  3. заливать крутым кипятком;
  4. оставить постоять, накрыв полотенцем, 10-15 минут.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что и в давние времена, чай был редкостью и очень дорогой, поэтому люди стали добавлять чай ягоды, фрукты, цветы и травы. И чай получался с добавками

Воспитатель: Давайте превратимся в знатоков чая. Какие чайные добавки вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: С чем может быть фруктовый чай, а ягодный, а цветочный, а травяной?

Воспитатель: Как будет называться чай с липой – липовый;

                                              чай с клюквой – клюквенный;

                                               чай с лимоном – лимонный;

                                               чай с малиной – малиновый;

                                               чай с мятой – мятный;

                                               чай с жасмином - жасминовый;

                                               чай с лепестками роз – розовой;

                                               чай с брусникой – брусничный;

                                               чай с ромашкой – ромашковый;

                                               чай с абрикосом – абрикосовый;

Воспитатель: Молодцы ребята, а у меня для вас есть уже заваренный чай с добавками,  давайте мы с вами, определим, у кого с какой добавкой, и вы мне расскажете,  чем она полезна (ответы детей).

Заключительная часть педагогического мероприятия.

Подведение итогов:

Воспитатель: Вообще о чае можно говорить много, ребята, а вот есть русская пословица:  «Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает». Как вы ее понимает? (ответы детей).

Воспитатель: Мне кажется, что чай наш уже заварился. Вспомните, какой чай я заваривала? (рассматривают чай в чайниках и сравнивают). На Руси за чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки,  отдыхали после тяжелого трудового дня. Во главе стола сидел отец, он вел беседы с сыновьями, давая наказы на завтрашний день. А мать, накрыв стол с различными закусками и сладостями: это были пряники, булки, баранки, печенья разливала чай из самовара по чашкам, да по стаканам с подстаканниками. Чаепитие создавало в доме тепло, уют и особую атмосферу гостеприимства.

Воспитатель: Ребята я надеюсь, что вы тоже будете гостеприимными хозяевами. И когда к вам  придут гости, вы будете приглашать их на чашку чая. А я приглашаю, вас в группу отведать вкусного и ароматного чая.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие» в подготовительной группе Тема: «Живой мир вокруг нас»

Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных и лесов нашей Родины Задачи:-закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Зак...

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Такие разные деньги»

Цель: расширение представления детей о деньгах.Задачи:Образовательные:Закрепить у детей представление о денежной единице.Формировать представление об истории денег.Наглядно продемонстрироват...

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Мир профессий»

Цель: закреплять с детьми названия профессий, их значение для людей; Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Задачи:Образовательные:Закреплять знания дошкольников о видах...

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в средней группе) Тема: «Путешествие в страну «Экономград»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи:- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)- развивать у детей умение подмечать ...