Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мисякова Людмила Владимировна

             Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Формирование умения делать выводы на основе практического                     опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igrovoy_situatsii_misyakovoy_l.v.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Тема: «Путешествие кленового листочка»

Программные задачи:

Обучающие:

1. Исследовать природное явление листопад.

2. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

3. Формировать умения делать выводы на основе практического опыта.

Развивающие:

1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.

2. Работать над развитием общей и мелкой моторики.

3. Совершенствовать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с красками.

Оборудование и материал:

Демонстрационный: листья деревьев, презентация «С какого дерева листок?»

Раздаточный: осенние листья, лупы, заготовки для поделок, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

Ход игровой ситуации. Дети заходят в группу и видят, что на столе разбросаны листья.

- Дети, посмотрите, как вы думаете, что у нас тут произошло?

- А как вы считаете, кто или что здесь так повеселился?

- Как называется явление природы, когда ветер играет листьями?

- В какое время года бывает это явление?

- А как вы, ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

- Верно, дети, листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

- Ребята, давайте рассмотрим листья, и вы мне скажите с каких деревьев эти листья.

- Правильно, листья с клёна, липы, берёзы, каштана. И сегодня я хочу рассказать вам сказку про кленовый листочек.

Однажды на старом клёне появился маленький листочек. Он был таким же, как и все остальные кленовые листочки — зелёный с острыми кончиками. У нашего листочка вскоре появились друзья — солнышко, тёплый ветерок и птицы. Всё лето листочек крепко держался за ветку, грелся на солнышке, слушал песни птиц и играл с тёплым ветерком.

Но однажды утром, что-то произошло. Наш листочек изменил свой цвет. А что произошло, вы узнаете отгадав загадку?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Дети, как вы думаете, почему листья с приходом осени меняют цвет?

- Я помогу вам ответить на этот вопрос. Когда наступает осень и становится холоднее, солнечного света становится всё меньше и меньше, зеленое вещество в листе – хлорофилл постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или? Какого ещё цвета бывают листья у деревьев осенью?

- И вот висел - висел на ветке пожелтевший кленовый листочек. Сил держаться за ветку у листочка совсем не осталось, и тут налетел злой ветер. Оторвался от ветки наш листочек и полетел. Дети, как вы думаете, почему осенью мы наблюдаем такое явление природы, как листопад?

- Давайте, дети, проверим наши предположения опытным путём. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка листа, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

- Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

 - Ребята, какой вывод можно сделать на основании нашего наблюдения?

- Совершенно верно, осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

- И вот летел – летел наш листочек и попал к нам в группу через окошко. На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

- Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

- Пока лист летел, что вы заметили?

- Верно, одни листья медленно падали, другие быстрее. Какие – то листья летели прямо, а некоторые кружились.

- Ребята, какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

- Правильно. Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. А давайте, ребята, мы с вами на минутку превратимся в осенние листики и поиграем.

Физ. минутка.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

- Ой, как много осенних листьев закружилось вокруг меня. Молодцы, ребята. А вы смогли бы назвать, с какого дерева листок? Сейчас проверим. Давайте подойдем к нашему экрану.

Проводится интерактивная игра «С какого дерева листок?»

- Молодцы, ребята! Дети, а вам нравится осенняя природа? Разноцветные листья на деревьях? Скажите, что можно сделать, чтобы зимой вспоминать об осени, любоваться осенними листочками?

 - Верно, можно нарисовать осенние листья, сделать осенние поделки. И вот сегодня я предлагаю вам сделать осенние листики. Перед вами на столах лежат заготовки поделок. Вам необходимо раскрасить листочки, а после того, как заготовка немного подсохнет прорисовать листьям прожилки.

Дети приступают к раскрашиванию.

- Ребята, пока наши работы подсыхают, предлагаю поиграть с пальчиками. Давайте пересчитаем наши листочки.

Ветер по лесу летал,             Плавные волнообразные  движения ладонями.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                        Загибают пальчики на обеих  руках.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот березки золотой,

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку.  Спокойно укладывают ладони на стол

 - Дети, наши работы подсохли, прорисуйте на листочках прожилки.

Дети завершают начатую работу.

- Вот и готовы наши прекрасные осенние листья. Давайте устроим выставку наших работ.

- Понравилась, дети, вам сказка, которую я рассказала?. Если вам было интересно слушать сказку и выполнять задания, возьмите красный листочек. Ну а если кому-то было сложно выполнять задания или было скучно, возьмите жёлтый листочек.

- Молодцы, дети, я вами очень довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Коррекционно-образовательные задачи:Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.Активизация знаний детей...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема. «Путешествие в маленькую страну».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев подготовительной к школе группе Тема. «Путешествие в маленькую страну»....