Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) « Про зелёные леса и лесные чудеса» для подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Серебрякова Надежда Валерьевна

Всесторонне развивать личность ребёнка, прививать любовь к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) « Про зелёные леса и лесные чудеса» для подготовительной группы.

Вид НОД: тематическое.

Форма обучения: викторина.

Цель: Всесторонне развивать личность ребёнка, прививать любовь к родной природе.

Задачи: развивающие – развивать логическое мышление;

обучающие -  расширять кругозор детей; формировать умение работать в команде;

воспитательные – воспитывать чуткое отношение к родной природе: животным, к растительному миру.

Интеграция образовательных областей: познавательная, физическая, речевая.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа:  конверт с письмом, разучивание стихотворения, беседы о лесе, кто живёт в лесу, что растёт в лесу, отгадывание загадок, фишки, дидактические игры, рассматривание картинок с природой и животными , грибов; составлении описательных  рассказов о птицах, о  животных; благодарности.

Словарная работа:  егерь,  лесник, царство растений,  грибное царство,  царство птиц, звериное царство, цветочное царство,  лесные правила.

Планируемый результат:  У детей сформируется умение работать в команде, разовьётся логическое мышление, расширится кругозор детей, они будут бережно и с любовью относиться к природе.

Средства и оборудование:  методические – наглядные пособия;

организационные – столы, стулья, жюри, награждение, игрушка белки и зайца, жетоны.

Ход НОД:

  1. Вед. : Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас всех на нашем мероприятии: «Про зелёные леса и лесные чудеса».

На адрес детского сада пришло письмо(показывает конверт), мы сейчас прочитаем  письмо:

 «Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы – лесные жители, приглашаем вас в гости. У нас прекрасный лесной, зелёный  дом, который называется лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов. Приходите к нам в гости. Мы приготовили для вас интересные игры, загадки, над которыми нужно потрудиться.

Добрые лесные жители».

Ну что, ребята, отправимся в путешествие?

Дети: Да.

Вед. : Только мы отправимся не за грибами, не за ягодами, а за чудесами. Да, да за чудесами! Тут написано заклинание, которое поможет нам очутится в лесу, готовы?

Дети: Да.

Вед.: ( Все дети встают в круг и ведущий читает заклинание, дети делают движения по тексту)

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперёд,

А затем наоборот,

Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

Ну-ка, дружно все  присели

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладоши:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

Ну вот, мы и попали в лес. (Дети садятся на стулья).

2.Ребёнок:(читает стихотворение)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой,  не утаи:

Ты ведь знаешь –мы свои!

Вед.: Скажите,  пожалуйста, кто живёт в лесу? (Ответы детей).

Вед.Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнёзда, берлоги.

-  Как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей).

-  Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей).

-  Зачем люди ходят в лес? (Ответы детей).

Как надо относиться к лесным обитателям? (Ответы детей).

-  Почему нельзя в лесу шуметь? (Ответы детей).

Сок, какого дерева очень полезен людям? (Ответы детей).

-  Какую пользу приносит лес людям? (Ответы детей).

Лес – это прекрасная планета, полная чудес и загадок. В лесу живут животные, птицы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но,  к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей неповторимый  вред!

И так , мы с вами в лесу и отправляемся в путешествие. У нас есть 2 команды: «Бельчата» и «Зайчата».  Я надеюсь, что вы покажите свои знания о лесе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А чтобы правильно отвечать на вопросы,  надо внимательно слушать вопросы.

За каждый правильный ответ я буду давать жетоны, кто больше соберёт жетонов тот и выиграет. И так начинаем:

 1 остановка –«Царство растений».

Посмотрите вокруг, как много растений. Они делятся на 3 группы: деревья, кустарники, травы. Я вам загадаю загадки, вы их отгадываете и получаете  жетон:

  1. Много рук, а нога одна.  (Дерево).
  2. Весной веселит, летом холодит.

Осенью питает, а зимой согревает.  (Лес).

  1. Я на дерево похож, да не дерево:

у него один ствол, да большой,

У меня много, да маленьких. (Кустарник).

  1. Росла на лугу, оказалась в стогу.  (Трава).

Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь вопрос для зрителей: Ребята, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей).

Вы тоже молодцы, они очищают воздух, дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из древесины можно изготавливать – мебель, бумагу, посуду, строят дома, а дрова используют как топливо для обогрева домов в холодное время года.

А ещё деревья делятся на две большие группы: хвойные и лиственные, а среди лиственных выделяют ещё плодовые.

Следующие вопросы  для команд: Назовите деревья, которые вы знаете? Кустарники? Травы? (Ответы детей). Молодцы!

Дидактическая игра « Зелёный мир»

 (дети отвечают на вопросы воспитателя).

- У какого растения есть ствол? (у дерева)

Какие растения растут низко? (травянистые растения, трава)

-На чём растут листочки у деревьев и кустов? (на веточках)

А у травы и цветов? ( на стебле или просто рядом с ним0

- На каких растениях вьют гнёзда птицы? ( на деревьях, иногда кустах)

- Какую часть растения больше всего любят пчёлы и бабочки? (цветок)

- Какой частью растение пьёт влагу из земли? (корнем)

Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (лекарственные растения)

Загадки

Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте их расколдуем, поможем им вспомнить их названия.

1.Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем (Ель)

2..Стоит Алена

Платок зеленый

Тонкий стан

Белый сарафан. (Береза)

3.Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Елка)

4.Он качает пышной кроной,

Шелестит листвой зелёной.

Погляди, среди ветвей,

Сколько спеет желудей. (Дуб)

Игра «С какого дерева листочек?»

А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру. Соединить дерево и лист.

(Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек

и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы дается

карточка).

Вед.: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Отправляемся дальше.

2 остановка в нашем путешествии – «Грибное царство».

Вед: Многие из вас ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный – в нём растут загадки. А это ещё интереснее. Какие же загадки « растут» в нашем лесу. Послушайте и отгадайте (отгадка сопровождается показом картинок)

1.Ой, какой грибок хороший,

Ярко-красненький,  в горошек!

Будет супчик ароматным

И на вкус таким приятным…

Только слышен дружный хор:

- Нет! Ведь это - … (мухомор).

2.Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растёт сосновом.

Рады бабушка и дед:

- Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Этот крепкий … (боровик).

3.Скромный, тоненький и бледный…

Только гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту бледную … (поганку).

4.Что за ребятки в пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?          

Очень дружные ребята,

У пенька живут... (опята).

Вопросы к детям:

-Все ли грибы можно есть? Почему?

-На какие две группы можно разделить грибы ?

-Скажи, какие правила сбора грибов ты знаешь ?

-Какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов

можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)

Вед.:  Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно относиться к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы, так как животные могут съесть и ядовитые для людей грибы и не отравиться.

Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды, а что это за ягоды отгадайте:

Бусы красные висят, красна, сладка, душиста

Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи ( малина, земляника) 

Вед.: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, отправляемся дальше.

3 остановка - « Царство птиц »

Вед.:  Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей) Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.

Загадки  и рассказы о птицах:

Кто стучит в лесу с утра?

 Отвечай-ка детвора,

 То: "Тук-тук", то: «Так, так, так!"

 Строит дом другим чудак,

 В красной шапочке приятель,

 Кто же он?- Конечно … (Дятел)

Рассказ о дятле.

Один из голосов, который мы слышим в лесу – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну–  летит за другой. В народе дятла называют «лесным доктором», т. к. он уничтожает насекомых-вредителей.

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья белобока, а зовут её ... (сорока)

Рассказ о сороке.

Сорока строит гнездо из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи высоко над землей в кроне деревьев. Лакомиться сорока насекомыми, гусеницами, мелкими животными.

Вопросы викторины:

1. Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие).

2.Что значит – перелётные? Назовите их. (Ответы детей)

3.Что значит – зимующие? Назовите их. (Ответы детей) 

4. А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой ?(Ответы детей) 

Игра «Птицы»

Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы, галки и стрижи, комары, чижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы, аисты стрижи, галки и чижи!»

4 остановка - « Звериное царство »

Вед.: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё -отгадайте:

  1.Быстрый, маленький зверек.

По деревьям скок да скок .(Белка)

Рассказ о белке.

Белка строит гнездо из веток на елке и спит там, в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом. Осенью белочка запасает орехи, желуди и сушит много грибов на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный и ловкий зверек. Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он – как парашют – поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие.

  2.Желтая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла…(Лиса).

Рассказ о лисе

У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.  Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука. Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Следовательно, лиса – хищное животное. Очень красив у лисы хвост. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая плутовка от погони.      

  3.Под кустами, под елками

Катится клубок с иголками. (Еж). 

Рассказ о еже .

Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Могут, есть грибы и ягоды. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду разворачивается, и она его съедает.

 4.Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)

Рассказ о волке .

Волк – крупный зверь, напоминает собаку; «Серый, зубатый, злой…» - так говорят о нем. Волк ест все, что может поймать, и всех, кто слабее его. В рацион питания входят: олени, лоси, косули, кабаны, антилопы. Помимо крупных животных большую роль в питании волков занимают зайцы, суслики, грызуны. В летний период едят рыбу, птиц, лягушек, гусей и уток. Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу.    

  5.Маленький, беленький:

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц).

Рассказ о зайце .

У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы лучше маскироваться в лесу Заяц – растительноядное животное. Летом он охотно поедает злаки, лишайники, овес и клевер. Зимой, когда большинство пищи находится под снегом, он поедает кору различных деревьев и кустарников.

  6.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось).

Рассказ о лосе

«Лесной великан», - говорят о лосе. У лося широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а новые начинают расти только весной.  Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен. Лось – мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами и копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.

  Задание:

Смешались дикие и домашние животные. Нужно домашних расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка.

- Где живёт лиса  в лесу? (в норе)

-Медведь? (в берлоге). 

-Белка? (в дупле).

-Волк? (в логове).

- Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом?

А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие)  Конкурс «Эрудит»

Вед.:  Команды показали свои знания о животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Каждая команда называет слова по цепочки, кто назвал больше тот и выиграл .

Назовите животных по цепочки, «Кто больше?»

 5 Остановка – «Цветочное царство»

 Вед.: Сегодня мы побывали с вами вы настоящем лесу. Понравилось вам лесное путешествие?  Ребята, но вот мы и очутились на цветочной полянке, ведь в лесу еще растут цветы.

-А какие цветы вы знаете? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами соберём из частей открытку и узнаем, что за цветок у каждой команды. Кто первым сложит открыткута команда и победила.

Ребята, но вот мы и побывали в гостях у лесных жителей, а скажите ,кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и голос птичий

Охраняет — кто?..

Дети: Лесничий.

Вед.:: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу. В чём

заключается работа лесника? (ответы детей) 

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

   Лесные правила.

 Если в лес пришёл гулять,

 Свежим воздухом дышать,

    Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Мусор с травки убирай.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки - не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу- всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

3.Подведение итогов

Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о лесных жителях. Если вы заинтересовались жизнью животных, то можете прочитать о них в произведениях Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина и других писателей.

Награждение команд.

Литература:

- Картотека пальчиковых и малоподвижных игр.

- Хрестоматия для детей 6-7 лет, стихотворение « Здравствуй, лес, дремучий лес…».

- Сборник загадок , составитель Карпенко М. Т.

- Произведения :Паустовского,  Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию формированию целостной картины мира «Знакомство с миром профессий»

Конспект НОД по формированию целостной картины мира.Цель:  познакомить с названиями профессий. Задачи:  показать важность каждой профессии, уточнить представления о различных профессиях...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»

Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей п...

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему «День рождения книжки «Затейки» в старшей группе общеразвивающей направленности

Образовательные задачи:Совершенствовать навыки связной речи.Познакомить детей с взаимодействием воды и бумаги. Развивающие задачи:Развивать творческие способности детей во взаимодействии в коллек...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему «Царь Пётр великий – основатель города Санкт-Петербурга» в подготовительной гуппе общеразвивающей направленности

Поддерживать интерес к истории своей Родины, опираясь на конкретные события. Активизировать познавательную деятельность детей.Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразите...