Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галимова Гульназ Зайтуновна

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_legenda_o_kurae.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                 Детский сад №5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

                   

             

Конспект ООД по познавательному развитию

(формирование целостной картины мира)

для детей подготовительной группе

«Легенда о курае»

                                                                         

                                                                         Подготовила и провела:

                                                                         Галимова Гульназ Зайтуновна

                                                                         Воспитатель 1кв. категории

Цель:   формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре –          осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям, знакомство с легендой о курае.  

 Задачи:

 Образовательные - знакомство с башкирской народной  «легендой о курае», слежение за правильной построением  предложений на башкирском языке, повторение пройденного материала;

 Воспитательные - привить любовь к малой родине, воспитание уважительного отношения к башкирскому народному творчеству

Развивающие – развитие фонетического слуха, мышления, внимания и памяти у детей.

Оборудование: тематические картины, мягкие игрушки, кукла, игрушечные кухонные принадлежности, картина акварельная на тему «Природа».

Предварительная работа: прослушивание « Легенды о курае».

Методы обучения: знакомство с новыми словами; загадка, вопрос- ответ, использование новых слов в диалогах; повторение пройденного материала; перевод, одобрение, подсказка, объяснение, заключение.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Һаумыһығыҙ ,балалар!

Воспитанники: Һаумыһығыҙ!

Воспитатель: Ултырғыстарға ултырығыҙ!

Сюрпризный момент:

Воспитатель:Голоса птиц, мелодии рассвета

                        Все передаст тростинка эта.

                        Он слов не говорит, наверняка,

                        Хотя и голос есть, да нету языка.

                        Что это?

                       Отгадайте загадку!

Воспитанники: Курай (показываю инструмент).

Новая тема:

Воспитатель: Курай (показываю) музыкальный инструмент, символ духовной красоты башкирского народа.

Рассказывает стих про курай  .

Воспитатель: Ребята, какую легенду вы знаете о курае?

Воспитанники: «Легенда о курае» (рассказывают)

 Жил-был за семью лесами коварный хан. И было у него привычка брить голову наголо. Для  этого  каждый раз приглашал он нового джигита, но не один из них не возвращался.

 В тех  местах жила семья с тремя сыновьями.Сначала хан велел прибыть старшему, потом среднему…они не воротились назад. Пришел черед младшему из братьев. Старик со старухой пали в горе. Сынок посмотрел на родителей и чтобы их не забыть, считалочку придумал, на пальчиках.

 Воспитатель: Ребята, покажите свои пальчики. Давайте вместе  считалочку расскажем (отдельно спрашиваю каждого ребенка).

Воспитанники:   

            Был бармаҡ- олатай,

            Был бармаҡ- өләсәй,

            Был бармаҡ-әсәй,

            Был бармаҡ-атай,

            Был бармаҡ-мин,

            Мин Айгөл!

Воспитатель: Молодцы ребята! В это время испекла мать для сына  лепешку из лебеды на своем грудном молоке. И отправила сына в путь. Егет дошел до хана. Хан снял с головы корону и показал егету свои козлиные рогаЕгет не растерялся сбрил голову хана. Когда дело было сделано хан сказал егету :“Ты подожди здесь”.Хан вышел. Егет был голоден с дороги, поэтому сел кушать свою лепешку. Увидев лепешку жадный хан захотел отведать. Хан сьев кусок спросил из чего сделана лепешка. Егет ответил, что из молока матери и из лебеды. Растерялся хан, ведь они теперь стали молочными братьями. Если отпустить егета то он расскажет про рога, если убьет- прольет кровь брата. Решил отправить егета туда куда не наступала человеческая нога.  Жил там егет среди зверей.

 Воспитатель: Посмотрите, на столе разложены картинки диких и домашних животных. Подберите домашних животных.

Воспитанники: Домашние животные: бесәй, сысҡан, һыйыр, эт, тауыҡ, әтәс. Дикие животные: ҡуян, төлкө, арыҫлан, бүре, айыу.

 Воспитатель: Егет один жил среди зверей и тосковал по родителям. Ему хотелось прокричать, что у хана есть рога, но кроме солнца и луны его никто не слышал. Тогда он придумал  стихотворение про солнце.

      Динамическая пауза:

Воспитанники: 

           Ҡояш апай сыҡ-сыҡ,

           Һыуыҡ бабай кит-кит,

           Көндәр йылынып китһен,

           Һәм ҡарҙар иреп бөтһөн.

Воспитатель: Однажды он услышал дивную мелодию и пошел на этот звук. Это пела тростинка. Оторвал егет стебель дунул в его полый ствол и та мелодия стала звучать еще сильнее. Играя егет шел ишел и дошел он до родных мест.

Воспитатель: Но чтобы дойти до дома нужно егету рассказать всю красоту родного края на башкирском языке.Поможем егету?

Воспитанники: (рассказывают ) һары ҡояш,зәңгәр болот, тамсы, йәйғор, ете ҡош, ағас, йәшел үлән, өй, ишек, тәҙрә, торба, һары сәскә, ҡыҙыл сәскә.

Воспитатель:Радости егета не было придела. Сел он на скале и заиграл на курае. Люди услышав его мелодию узнали про злодеяния  хана. Люди радовались за младшего брата. Хлопали в ладоши и веселились.

Воспитатель: Ребята, ултырғыстарҙан торабыҙ. Покажите свои руки. Будем повторять стихотворение про маленького братика.

Воспитанники:

          Сәп-сәп сәпәкәй,

          Минең ҡустым бәләкәй,

          Ҡулын күтәргән була,

          Сәпәкәй иткән була.

Дидактическая игра:

Воспитатель: Ребята, какие игры вы знаете?

Воспитанники: Бесәй-сысҡан, Балдаҡ, Яулыҡ, Тамсы, Айыу-бүре.

Воспитатель: Давайте имы с егетом поиграем в один из этих игр (дети играют в игру).

Подвидение итогов:

Воспитатель: Дети что за легенду вы сегодня прослушали?

Воспитанники: Легенду о курае.

Воспитатель: Почему хан не убил егета?

Воспитанники: Хан сьев кусок лепешки из молока матери  егета и из лебеды стал его молочными братом, а убить брата он не посмел.

Воспитатель: Как егет смог выбраться из леса?

Воспитаннники: При помощи мелодии курая егет смог  выбраться из леса.

Заключение:

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, все помогли егету, он очень рад, что добрался до дома. Ну а теперь пора прощатся! Һау булығыҙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. «Познавательное развитие » (Формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема: «Ягоды».

Цель: формировать знания у детей о ягодах.Задачи:1.Образовательные:Закрепить названия ягод.Учить отличать садовые ягоды от лесных.Учить называть отличительные особенности их внешнего вида;Учить отвеча...

Конспект НОД по познавательному развитию формированию целостной картины мира «Знакомство с миром профессий»

Конспект НОД по формированию целостной картины мира.Цель:  познакомить с названиями профессий. Задачи:  показать важность каждой профессии, уточнить представления о различных профессиях...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы по теме «75-летие Великой Победы»

Цель: формирование у детей знаний о событиях Великой Отечественной войны, о героизме людей, которые защищали свою Родину....

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему «Царь Пётр великий – основатель города Санкт-Петербурга» в подготовительной гуппе общеразвивающей направленности

Поддерживать интерес к истории своей Родины, опираясь на конкретные события. Активизировать познавательную деятельность детей.Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразите...