Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Скрипникова Ирина Николаевна

на занятии дети в игровой и опытнической деятельности ролучат представление о сыпучих веществах - песок и сахарный песок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение

 «Детский сад №197»

Конспект занятия

Образовательная область «Познавательное развитие».

Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»

 Возрастная группа: подготовительная к школе (дети 6 – 7 лет)

                                                      Подготовила:                                                                                    ФИО Скрипникова

Ирина Николаевна,                                                                    воспитатель первой                                                                                    квалификационной категории                                                                               МБДОУ №197

г. Оренбург, 2021

Цель: дать представление о строении знакомых веществ: песка и сахарного песка в процессе изучения их с помощью лупы.  

 

Задачи:  

Образовательные: 

Уточнить и расширить знания детей о песке и его свойствах.

Уточнить и расширить знания детей о сахарном песке и его свойствах.

Развивающие:

развивать поисково – познавательную деятельность детей, воображение, мелкую моторику через осязание, обаняние, тактильные чувства;

развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

Развивать  стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивать мыслительные способности: сравнение, обобщение.

Развивать и активизировать диалогическую речь детей, логическое мышление, память, внимание.

Развивать любознательность, умение обследовать предметы, восприятие,  наблюдательность.

Воспитательные:

воспитывать интерес к познавательной деятельности  и к окружающему миру.

Воспитывать любознательность и интерес к окружающему; аккуратность  при проведении опытов;  умение доводить начатое до конца.

Воспитывать трудолюбие.

Безопасность: Формировать знания детей о технике безопасности: с песком. 

Форма проведения: исследование

Технологии: здоровьесберегающие: физминутка, зарядка для глаз.

Работа над словарем: песок сыпучий, рассыпается, песчинки твердые, маленькие частицы песка, рафинад.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, сюрприз
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия:  не стандартная обстановка; доброжелательный тон, отношение между сверстниками и взрослым; музыкальное сопровождение,; совместная деятельность; практическая деятельность
  3. Приемы организации практической деятельности детей: организация продуктивной деятельности
  4. Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, художественное слово,  просмотр видеофильма, физ.пауза, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки:  поощрение, обсуждение, взаимопомощь, индивидуальный подход.

Создание среды для организации и проведения занятия:  

1. демонстрационный материал: красивая коробка для сюрприза, три прозрачных емкости: с песком, сахарным, песком, рафинадом; телевизор, мультфильм: «От куда берется песок», мультзарядка для глаз; таблица «Безопасное поведение в лаборатории», емкость с песком, а в ней ракушки на каждого ребенка, влажные салфетки.

2. раздаточный материал: фартуки, нарукавники, стаканчики с песком, стаканчики с сахарным песком, по 2 стаканчика с водой, тарелочки с рафинадом; бумажные тарелки, ложечки, лупы, соломинки на каждого ребенка. Подносы для творчества: простые карандаши, кисточки, подставка для кисточки, клей, картон светлых тонов, баночки с цветным песком.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

Время

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Дети в приемной.

Приглашаю детей в группу:

 Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра и привлекаю внимание к красивой коробке.

- А вот что в ней лежит мы узнаем, если угадаете загадки:

 - Что-то можно в нём зарыть, по нему люблю ходить,

И на нём поспать часок. Угадали что? - (песок)

- Сухой я, рыхлый и сыпучий, сырой, когда дождик помочит из тучи.

Я желтый, сладкий и золотой. Узнали, ребята, кто я такой? (песок) (достаю из коробки прозрачную емкость с песком и показываю детям)

- Молодцы ребята, конечно песок, о нем мы сегодня и поговорим, а еще это вещество называют сыпучим. Почему они так называются?

Правильно, это то, что может сыпаться и пересыпаться. Молодцы!

Назовите какие-нибудь вам известные сыпучие вещества.

 - Песок, соль, сахар. Верно. Ну а самый распространённый и везде встречающийся – это, конечно, песок.

3 мин

2.Основная часть.

Показ, комментирование,  дискуссия.

Определение способа изготовления.

Планирование.

Изготовление.

Обыгрывание Физкультурная пауза  

Демонстрация.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта 

- А вы знаете, откуда берется песок? Хотите узнать? Тогда садитесь поудобнее (полукругом на стульчиках перед экраном. Просмотр фрагмента мультфильма «Откуда берется песок».

- Что интересного увидели? Как появился песок?

- Теперь мы знаем, как появился песок на земле, и сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, исследовать песок и ставить опыты. Проходите в нашу «ЛАБОРАТОРИЮ», одевайте фартуки и усаживайтесь по удобнее. (дети садятся за столы, на которых расставлены стаканы). Прежде чем начать работу в лаборатории необходимо вспомнить технику безопасности и правила поведения в лаборатории. Внимание на экран. (просмотр презентации «Безопасное поведение в лаборатории»).Но сначала нам необходимо одеть фартуки и нарукавники и вспомнить правила работы с песком. Какие вы знаете правила?

(Нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры. Песок нужно брать аккуратно, не рассыпать его).

- Молодцы. Так как правила вы знаете, то начнем нашу работу и будем исследовать песок. А начнем мы с первого опыта и рассмотрим песок вблизи?

Опыт 1 Свойства песка

-Возьмите ложку и насыпьте песок в тарелочку. Легко ли сыпется песок? Почему? Как вы думаете?  (Песок сыпется легко, потому что он сухой. Песок легко рассыпается, потому что он сыпучий).

-Имеет ли песок запах? (Дети нюхают). (Песок не имеет запаха. Песок ничем не пахнет).

-Какого цвета песок? (Песок имеет коричневый цвет. Песок желтоватого цвета с коричневым оттенком.)

- Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок? Лупа.

- Подносим лупу, смотрим внимательно, и что мы видим? Из чего состоит песок?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких камешек.

- А мы можем песочек пересыпать из ладошки в ладошку? (Дети пересыпают).

- Значит сухой песочек какой?

Верно ребята песок сухой и сыпучий, легкий, давайте это проверим – возьмем трубочки и слегка подуем на песок. песок раздувается во все стороны, и он не держит форму.

- Попробуем сделать из песка пирожное. Почему у нас ничего не получается?

- А что бы песок не рассыпался, что нужно сделать с песком?

Каким будет песок если его  намочить? (Если намочить песок, он будет мокрым, влажным)

- Можно ли что то сделать из мокрого песка? (Да из мокрого песка можно построить крепость,  куличики…)

- А теперь подумайте и ответьте песчинки твёрдые или мягкие?

 Давайте проверим. Насыпайте немного песчинок себе на ладошку. Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке…  Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твёрдые?

Правильно. Песчинки твёрдые, но они очень мелкие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твёрдые или мягкие?

Кто мне скажет, почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок?

Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке.

 А сейчас немного разомнемся.

Физминутка 

Встали, выпрямили спинки

Повороты влево - вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

- Ребята, у меня в коробке еще одно вещество, знакомое вам, слушайте загадку:

Что же это за песочек

Сладок с ним у нас чаёчек

В каждой кухне проживает

Всем хозяйкам угождает.  (сахар)

- Теперь мы с вами исследуем строение сахара.

Опыт 3 (Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает)                                                                    - - Посмотрите  и потрогайте  кусочек сахара. Какой он? (Кусочек сахара на ощупь твердый, по цвету белый).                                                                            - Вы пробовали сахар на вкус?  Какой он? Пахнет ли сахар?  (ответы детей). А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол… Что получилось? (Сахар, когда мы надавили, рассыпается на мелкие кусочки).                      

- Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Да, сахарные песчинки похожи на песчинки песка.)      

 - Наберите ложкой сахар и насыпьте в тарелочку. Какой сахар? (Сахар сыпучий. Сахар сыпется, как песок. Сахар сухой. рассыпчатый.)                              - А чем же отличается сахар от песка? (Эти вещества отличаются тем, что сахар сладкий, а песок нет. Эти вещества разные по цвету. Сахар съедобный, а песок нет.)                                                                                      - Да, ребята, в быту сахар называют сахарным песком. Сахарный песок и песок, это разные вещества. Это мы с вами сейчас определили.          Разминка для глаз.

Опыт 4

- Вы слыхали о воде?

  Говорят, она везде!

  В луже, в море, в океане

  И в водопроводном кране.

-Вода какая? (Вода чистая, жидкая, прозрачная).

Если мы насыпем сахар в воду, какая вода будет? (Если сахар добавить в воду, вода будет сладкая). А если мы песок насыпем в воду, что будет? Давайте проверим. Положите чайную ложку сахара в воду и помешайте. (Дети растворяют сахар в воде).

- Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?  

 -Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой.  Что мы видим?

- Подвожу детей к выводу: Да, сахарный песок растворяется, вода остается светлая, на вкус сладкая. Песок не растворяется в воде, оседает на дно, вода становится мутной.

     В воду бросили песочек,

     Растворяться он не хочет,

     А вот сахар сладкий – сладкий

     Растворился без остатка!                            Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок нет. Сыпучие вещества чем-то похожи, например, тем, что они состоят из отдельных песчинок. А в чём-то различны, например, при растворении в воде, как сахарный песок и песок обычный.

Ребята, скажите где и как человек использует эти сыпучие вещества?

Скажите мне, где много песка?

Много песка на пляже. И мы сейчас с вами попробуем, используя самый главный наш инструмент – воображение, отправиться из холодной зимы на тёплый песчаный пляж.

Дидактическая игра «Спрятанные ракушки»

Посмотрите, какой хороший мягкий песочек у нас на пляже. Так и хочется его потрогать, пересыпать из руки в руку, да? Давайте мы немного с ним поиграем?

В этом песке есть клад из ракушек, ваша задача искать их в песке и класть рядом с собой. Справитесь?

А теперь посчитайте, сколько ракушек каждый из вас нашёл?

 Молодцы! Отдохнули немного. Отряхните руки как следует. А теперь давайте вернёмся на свои места за столы в нашу исследовательскую лабораторию.

Творческая часть занятия.(Картина из песка).

 Ну что ж, ребята, а каким же образом можно использовать свойства сыпучих веществ?

Посмотрите на эту картину, проведите по ней пальчиками. Какая она на ощупь?

А знаете, из чего она?

Она из цветного песка. Да, ребята, песок можно красить, а затем создавать целые шедевры. И не только картины, но декоративные бутыли, наполненные разноцветным песком слоями. Посмотрите, что можно создать из цветного песка.

(Показываю примеры картин из песка и поделки из него).

А хотите, мы с вами сегодня попытаемся создать что-то подобное? Перед вами белый картон и простой карандаш, клей и кисточка, баночки с цветным песком. Попробуйте нарисовать что-нибудь простое: матрёшку, машинку, мячик, пирамидку или то, что захотите. Затем надо будет намазать клеем картон с рисунком и щепотками цветного песка заполнять ваш рисунок. Попробуйте, у вас наверняка получится очень красивая и необычная картина. А когда клей высохнет, крупинки песка останутся приклеенными. Приступайте!

Посмотрите, какие картины у нас получились!

 

25 мин

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

- Ребята, так что же это за вещества: песок и сахар? - Вам понравилось рисовать песком?                          - Что вам понравилось?

- Как вы считаете, вы справились с работой?

- Что нового вы узнали?

Сегодня мы с вами в нашей исследовательской лаборатории изучали строение сыпучих веществ с помощью лупы. Узнали, из чего они состоят. А также, выявили свойства этих веществ. И узнали, что некоторые могут растворяться в воде. Поиграли с песком, и даже смогли сотворить песчаную картину.

 

2 мин

Длительность занятия: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Строение и свойства сыпучих веществ»

Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Закрепление состава числа 8. Измерение объёма сыпучих тел "

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы может быть использован воспитателями логопедической и общеразвивающей гр...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Почва и ее свойства»

Конспект предназначен для воспитателей детских садов .Может быть испозьзован для занятий по экспериментированию....

Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»

на занятии дети в игровой и опытнической деятельности получат представление о строении знакомых сыпучих веществах - песка и сахарного песка...

Конспект образовательная область "Познавательное развитие" Тема "В гости к Мишутке"

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.Конспект: прогулки в руппе раннего возраста.Конспект: образовательная обсласть "познавательное развитие....

Конспект образовательная область «познавательное развитие» тема: «Будьте взаимовежливы»

Цель: Формирование представления об общепринятых нормах поведения.Задачи:Образовательная: Помогать  быть сдержанными, вежливыми в общении с окружающимиРазвивающая: Развивать аналитические и верба...