«Квест-игра как форма развития познавательной мотивации и интереса детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ»
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Мария Александровна Сопичева
Этот опыт можно использовать как недели здоровья. Высоких показателей в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста позволило добиться с помощью квест-игр тематического характера и отказ от традиционных форм организации двигательной и познавательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_nedele_zdorovya.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Сылвенский детский сад «Рябинка»

Воспитатель Сопичева Мария Александровна

Из опыта работы «Квест-игра как форма развития познавательной мотивации и интереса детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ».

Актуальность.

Высоких показателей в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста позволило добиться с помощью квест-игр тематического характера и отказ от традиционных форм организации двигательной и познавательной активности

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) – вот какие задачи ставит ФГОС перед воспитателем при организацией двигательной деятельности детей дошкольного возраста (см. пункт 2.6. ФГОС ДО).

Здоровьесбережение всегда остается актуальным для современного общества. Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях ДОУ – приоритетное направление нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет. Реализация здоровьесберегающих технологий является эффективным средством сохранения и укрепления  здоровья детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать состояние здоровья детей,  индивидуальные особенности при выборе форм организации здоровьесбережения. В каждой группе педагогами используются традиционные формы: физкультминутки, динамические паузы, утренняя гимнастика, физкультурные занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, подвижные игры.

 Для повышения интереса к ЗОЖ у детей дошкольного возраста, а так же предупреждения утомляемости , познавательной активности и улучшения психоэмоционального   самочувствия была создана проблемная группа «Повышение эффективности и качества оздоровительной работы», руководителем которой стала я. В рамках проблемной группы были запланированы тематические квест-игры.

Тема квест-игры

Месяц проведения

 «Азбука безопасности»

Сентябрь

 «Мы закаляемся – здоровья набираемся»

Октябрь

 «Кто спортом занимается, тот силы набирается»

Ноябрь

 «Что делать, чтобы не болеть?»

Декабрь

 «Гигиена – залог здоровья»

Февраль

«Я и дома, и в саду с физкультурою дружу»

Март

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Май

Проблемной группой был составлен план проведения мероприятий . В группах воспитателями проводилась подготовительная работа: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, изготовление поделок и рисунков и т.д.

Каждая квест-игра была оформлена по теме - у входа вывешивались плакаты с приветствием . Для родителей и детей в фойе сада организованы тропы здоровья, которые включали в себя полосу препятствий, атрибуты для метания в цель, массажные дорожки, гимнастические скамейки для подлезания и ходьбы по ней и т.д. На лестничных пролётах была подготовлена наглядность по теме проведения мероприятия, которую дети приготовили в группах или совместно с родителями дома. После утреннего приёма детей в группе все дети приглашались в музыкальный зал на тематическую утреннюю гимнастику, которую проводил персонаж, например в день «Что делать, чтобы не болеть?» была Витаминка, а ещё приходила и Королева Здоровья, и Ангина с микробами. На прогулках продумывались подвижные игры разной активности, чтобы избежать перенапряжения.

 Для старших дошкольников были проведены спортивные мероприятия, как в зале, так и на свежем воздухе. Тематический праздник «Мы болезней не боимся» позволил  детям повторить способы профилактики  простудных заболеваний, а на квесте «Закаляйся!» - дошкольники в активной форме усвоили основные способы закаливания.

Проведение данной формы организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста в дальнейшей работе проблемной группы вылилась в тематическую неделю здоровья «Малые  зимние Олимпийские игры», которые проходили целую неделю. У входа в ДОУ были размещены разноцветные флаги, плакаты олимпийской тематики. Каждый день был посвящен определённому зимнему олимпийскому виду спорта.

День недели

Мероприятие

Понедельник

Открытие Малых олимпийских игр.

Кёрлинг

Вторник

Фигурное катание

Среда

Хоккей

Четверг

Санный спорт

Пятница

Лыжные гонки.

Закрытие Малых Олимпийских игр

 Так же в рамках тематических квестов дети готовились и к спортивным мероприятиям посёлка Сылва: Новогоднему Сылвенскому марафону, который проходит ежегодно в декабре, и к легкоатлетической эстафете «Равнение на подвиги дедов», приуроченной к празднованию Дня Победы.

Данная форма работы по здоровьесбережению и формированию основ ЗОЖ, позволила создать условия для осознанного отношения к соблюдению культурно-гигиенических правил, улучшения и сохранения соматического здоровья воспитанников, овладения знаниями по профилактике простудных заболеваний, основ закаливания. Нужно отметить следующее: квест-игры позволяют детям самостоятельно находить необходимую информацию, действие, решение поставленной проблемы, что также положительно сказалось на познавательной активности старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий квест-игры по правилам дорожного движения «В поисках светофора» для детей старшего дошкольного возраста

Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, ...

Сценарий экологической квест-игры на участке группы «В поисках летних цветов» для детей старшего дошкольного возраста

Этим летом прогулки с детьми за пределы детского сада под запретом из-за ограничительных мер. Чтобы внести элемент новизны в детскую деятельность на прогулке, предложите воспитател...

Квест-игра по правилам дорожного движения "Происки старухи Шапокляк" для детей старшего дошкольного возраста.

Квест-игра по правилам дорожного движения "Происки старухи  Шапокляк" для детей старшего дошкольного возраста....

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности «Волшебный сундучок» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций...

Презентация «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие современного общества  неразрывно  связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и нега...

Выступление на ГМО «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения различных задач. Квест очень похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае реб...