Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние дары»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Руднева Екатерина Валериевна

Проект направлен на формирование познавательного интереса к природе, знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dary_oseni_2022.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 323»        

городского округа Самара        

РОССИЯ, 443034, г. Самара, проспект Металлургов, 23 а. (улица Ставропольская, 163а)

тел.:(846)931-77-31,факс: (846) 954-44-74, e-mail: mdou323@gmail.com

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Осенние дары»

Авторы:

Руднева Е.В.

Сурикова К.В.

Самара, 2022 год

Методический паспорт проекта

Направление

Проект направлен на формирование познавательного интереса к природе.

Творческое название проекта

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние дары»

Вид проекта

Познавательно – творческий,

средней продолжительности (2 месяца).

Разработчики проекта

Руднева Екатерина Валериевна, Сурикова К.В.

Участники проекта

Воспитатели группы, родители и дети старшего дошкольного возраста.

Проблема

Недостаточные знания детей о пользе овощей и фруктов, развитие эстетического отношения к миру природы.

Цель проекта

Формирование знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах.

Основные задачи проекта

  • продолжать знакомство с миром природы, используя разные приемы и ситуации;
  • развивать познавательный интерес и познавательные действия детей к миру природы в процессе различных видов деятельности детей;
  • расширять представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстрации и картин художников;
  • развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе;
  • расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планирование детьми деятельности

- подумать самостоятельно;

- спросить у другого человека;

- посмотреть в книгах, энциклопедиях;

- посмотреть в интернете;

- продуктивная деятельность: игра, рисование, лепка, наблюдения, экспериментирование;

- сравнение и анализ полученных данных;

– выставка творческих работ.

Формы и методы работы с воспитанниками и их  родителями

  •  консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

- изготовление выставки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);

- конкурс семейных поделок «Дары осени».

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

- развиваются познавательные интересы и познавательные действия детей к миру природы в процессе различных видов деятельности детей;

- дети проявляют гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

- ребята и родители воспитанников проявляют творческие способности.

Технологии и методики, используемые в работе

Оформление проектного стенда «Говорящая стена» с наглядной информацией для детей и родителей,

создание творческой группы детей.

Методы реализации проекта:

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- игровые;

- экспериментирование.

Характер контактов

Внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй.

Результат, продукт проектной деятельности

Выставка творческих работ:

- семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;

  • поделки и  рисунки детей;
  • игра «Прожорливые овощи», пособие для речевого развития «Весёлый ветерок».

Осенний мюзикл «Весёлый огород».

Анализ и оценка результата проекта

В ходе реализации проекта дети проявляли познавательные действия и  интерес к теме проекта:

  • у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
  • большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Таким образом,    была достигнута цель проекта, у дошкольников формируется интерес к природе и  позитивное отношения к миру.

Перспективы развития проекта

Проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.

Этапы и реализация проекта

Подготовительный этап

  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов НОД;
  • подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  • экскурсия с детьми по территории детского сада;
  • сбор природного материала;
  • оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта.

Практическая часть проекта

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

«Золотая осень».

«Что нам осень принесла».

«Родная земля кормилица».

«В гости к осени».

«Посещение кафе «Дары осени».

«Как выращивают хлеб».

Конструирование и ручной труд из природного материала:

«Животные, насекомые и птицы» (из листьев, шишек, желудей)

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,«Осень. Что ты о ней знаешь?», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Витамины в корзине».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

- за цветником;

- за перелетными птицами;

- за насекомыми;

- за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Что можно приготовить из овощей», «Что можно приготовить из фруктов».

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Осень в саду, на огороде»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Игры для развития речевого дыхания:

«Листопад», «Нюхаем цветы», «Прожорливые фрукты».

Игры с пособием «Осенний ветерок»:

«Звуки вокруг нас»

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени, овощах и фруктах

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

А. Ерикеев «Наступила осень

З.Федоровская «Осень»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме» 

Социально – коммуникативное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Овощной магазин». «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»,

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Грибы».

Трудовая деятельность:

сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария);

уборка опавшей листвы; подготовка клумбы группового участка к зиме; укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

 «Осенние деревья», «Золотой ковер»

Рисование:

«Осенний натюрморт», «Золотая осень» (пейзаж), «Осенние листья»

Лепка

«Дары с огорода»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

Осенний мюзикл «Весёлый огород».

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи», «Посадка картофеля», «Собери урожай», «Репка».

Физкультминутки:

«Клён»

 «Грибы»:

Пальчиковая гимнастика:

«Хозяйка однажды с базара пришла»

 «Капуста»

"Компот"

 «Пальчики в саду»

 «Листья»

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Краснодар – не просто город, Краснодар – любовь моя».

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию детей  старшего дошкольного возраста      Тема: «Краснодар – не просто город, Краснодар – любовь моя»...

Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадки осени".

Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадки осени"Цель: Закрепить полученные ранее знания и умения детей.Задачи:- формировать понимание отноше...

Педагогический проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Спасибо деду за Победу»

АктуальностьЧувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это люб...

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Самоделкин»

    В ходе работы с детьми выяснилось, что они мало знакомы с нераспространенными видами профессий и их спецификой, с профессиями   (архитектор, строитель и т.д.), плохо раз...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...