Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для детей старшей группы «История посуды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шагалова Людмила Вячеславовна

Цель:

Познакомить детей с историей посуды, с процессом её использования человеком в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oznakomleniyu_detey_s_predmetnym_mirom.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для детей старшей группы «История посуды»

Цель: 

Познакомить детей с историей посуды, с процессом её использования человеком в быту.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с кухонной утварью русского народа: ухват, чугунок, крынка, сито, самовар.

- Закрепить знания детей об истории посуды, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которого она сделана;

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

Развивающие:

- Развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимание.

- Развивать художественно-творческие способности детей.

- Развивать мелкую моторику, умения работать с кистью и красками.

- Развивать пространственные ориентиры (верх – низ; лево – право).

Воспитательные:

-Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

-Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций с изображением посуды;

- Чтение художественной литературы «Федорино горе» К. Чуковского;

- Беседа о посуде;

- Изготовление тарелочек из глины;

- Украшение ложки (краски);

- Экскурсия на кухню.

Оборудование и демонстрационный материал:

- Экспонаты музея (самовар, кринки, ухват, чугунок, деревянные ложки, сито);

- Иллюстрации с изображением истории посуды;

- Иллюстрации с изображением посуды с недостающими частями (ручки у кастрюли, дужки у кружки, носика у чайника, ручки у кувшина, ручки у сковороды);

- посуда из дерева, металла, глины.

Раздаточный материал:

- Тарелочки из глины;

- Кисточки;

- Краски;

Ход НОД:

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети: (садятся полукругом)

Воспитатель: - В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: (ответы детей).

-Как мы себя чувствуем дома?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Вот не зря говорят«В гостях хорошо, а дома лучше?» А как же называли дом в стародавние времена?

Дети: - Изба.

Воспитатель: - Правильно. Вот сегодня в такой избе мы с вами и находимся.

Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Дети: (печка).

Воспитатель: - Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети(ответы детей).

Воспитатель: - В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала у печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала.

Но жили в доме не только люди. Были в нем предметы – помощники, без которых в хозяйстве не обойтись. А вот какие же это предметы, в русской избе, вы сейчас узнаете, если отгадаете загадки.

Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать, а отгадки вы постарайтесь найти в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок).

Дети: - Ответы детей.

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (Показывает).

Воспитатель: - И все эти предметы, ребята, назывались «кухонной утварью». Давайте все вместе повторим«кухонная утварь».

Дети, но знаете, были времена, когда посуды совсем не было. Хотите узнать, как появилась первая посуда? Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Ели, в основном жареное мясо, растения и ягоды. Ели руками. Однажды взял человек в руки очень горячее мясо. И выронил его из рук. Оно упало на палочку, палочка воткнулась в мясо. Взял человек мясо на палочке и понял, что так есть удобнее. И пальцы не жжёт. Так появилась первая ложка из дерева, затем тарелка, кружка. Как же называют посуду из дерева?

Дети: - Деревянная.

Воспитатель: - Немного позднее, первобытные люди научились делать посуду из глины. Добывали глину из земли. Люди лепили посуду руками и сушили на солнце. Такая посуда была непрочной, в ней могли храниться только сухие продукты.

Потом, придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, чтобы она была прочная. Как же называют посуда из глины?

Дети: - Глиняная.

Воспитатель: - Теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

Такой посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты. Но потом, люди научились расписывать посуду красивыми узорами.

Воспитатель: - А сейчас мы поиграем в игру «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так хозяйке помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Дети: Садятся за столы.

Воспитатель: - Молодцы! Дети, нам пришла посылка и письмо от бабушки Федоры. В своем письме она сообщает, что у нее случилась неприятность, поломалась посуда, и она просит вас починить ее посуду? (воспитатель выкладывает на доску картинки: чайник без носика; чашка без дужки; кастрюля без ручки, кувшин без ручки, сковорода без ручки, нужно найти недостающие части у меня на столе.

Дети: - Выполняют работу.

Воспитатель: - Спасибо, ребята! А скажите мне пожалуйста, можно ли готовить в такой посуде?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Да, посуда старая, вся в трещинках, я предлагаю украсить наши глиняные тарелочки узорами и послать Федоре Егоровне. Пусть у нее будет новая посуда.

(Продуктивная деятельность детей (по показу) «Украсим тарелочку»).

Воспитатель: - Украсим серединку тарелочки: нарисуем желтый кружок, затем вверху, внизу, справа, слева от кружка, рисуем лепестки красного цвета способом примакивания, и добавляем еще лепестков между ними. Затем тем же способом рисуем зеленые листочки вверху, внизу, справа, слева. Закончим работу, проведя ободок по краю тарелочки).

Где мы с вами сегодня были?

Дети: - В русской избе (музее детского сада). В гостях у Хозяюшки.

Воспитатель: С какими предметами – помощниками познакомились?

Дети: Самовар, ухват, чугунок, крынка, сито.

Воспитатель: - Как называют все эти предметы, кто помнит?

Дети: - «Кухонная утварь»

Воспитатель: Что еще сегодня мы делали на занятии?

Дети: - Помогали Федоре, чинили разбитую посуду. Украшали тарелочки для бабушки Федоры.

Воспитатель: - Вам понравилось занятие? Если да, то поднимите зеленый кружок, если не очень – желтый, если совсем не понравилось – красный.

(Дети прощаются с Хозяюшкой и гостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Познавательное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы История Карандаша

Цель: Познакомить детей с историей появления и производства карандашей.Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.Расширять активный и пассивный словарный запас детей....