НОД в подготовительной к школе группе по теме: «К нам пришла зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кандакова Анастасия Григорьевна

Познавательное развитие детей дошкольного возраста, понимается как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем, как эволюционный процесс перехода от любопытства к любознательности до познавательного интереса и познавательной активности, осуществляемый под непосредственным участием значимого взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.dlya_sayta.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

по теме: «К нам пришла зима»

Образовательная область: познавательное  развитие.

Цель: Познакомить детей с  отличительными особенностями времени года – зимы.

Задачи:

Образовательные: 

Обобщить  наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы;

Закрепить знание всех зимних месяцев и их отличительные особенности;

Уточнить знания о природных явлениях зимы;

Формировать понятия о безопасном поведении зимой.

Развивающие задачи: 

Развивать наблюдательность, устную речь;

Активизировать в речи детей слова: метель, изморозь, снегопад, гололед, оттепель.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе, чувство прекрасного, чувство самосохранения и безопасности во время игр зимой.

Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, аудиозапись, письмо, снежинка.

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц, поговорок, примет о зиме.

Ход НОД

I. Организационный момент.

Воспитатель звонит в колокольчик и приглашает  сесть детей на стульчики.

II. Актуализация знаний, полученных ранее.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Тройка – тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.        (Зима) Слайд 1.

- О чем говорится в загадке? О наступлении какого времени года в природе, его особенностях и приметах мы сегодня будем говорить?

- Посмотрите на картинки на экране. Сравните. Слайд 2.

- Что общего в этих рисунках вы заметили?

- Чем рисунки отличаются?

- Что изменилось в природе с наступлением зимы?

Какие красок стало больше, а какие исчезли?

Какие звуки природы исчезли, а какие появились?

Чем стал пахнуть воздух, а какие запахи пропали?

«Все вокруг стало белым. Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, только темнеют стволы  деревьев. Не слышно щебетанья птиц, как квакают  лягушки, жужжат насекомые. А что мы слышим? Как скрипит снег под ногами, птичьи «разговоры», оставшихся на зимовку птиц. Не пахнет больше листвой, исчезли ароматы последних осенних цветов. За то  зимний воздух пахнет особой чистотой и свежестью».

III. Восприятие и усвоение нового.

- А о каких белых скакунах говорилось в загадке?  (Ответы детей). Правильно. У зимы три месяца. А какие, отгадайте?

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Мы встречаем Новый год!   (Декабрь) Слайд 3

В народе говорят про декабрь:

Декабрь - студень, декабрь год кончает, зиму начинает.

Отгадайте следующую загадку:

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Давай откроем календарь,
Читай! Написано - ...
(Январь)
Слайд 4

Месяц январь – зимы государь.
Январь году начало – зиме середина.

А еще есть такая народная примета: синичка с утра начинает пищать – жди мороза.

Следующая загадка:

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон,

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?   (Февраль) Слайд 5               

Февраль – «лютень», «снежень», месяц снегопадов,  злых вьюг и метелей, месяц первого тёплого солнца.

Вьюги да метели под февраль прилетели.

IV. Динамическая пауза.

Физкультминутка под песню «Кабы не было зимы».

Воспитатель предлагает детям вновь занять свои места.

V.Расширение имеющихся представлений.

-Зимой мы можем  с вами наблюдать интересные природные явления. Кто может мне назвать, какие? (Ответы детей).

- снегопад, Слайд 6 

- метель, Слайд 7

- изморозь Слайд 8 (рыхлый. снежный слой кристаллов льда; нарастает на ветвях деревьев в тихую морозную погоду, при тумане)

-гололёд Слайд 9 (тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания)

-оттепель Слайд 10 (тёплая погода с таянием снега, льда)

Давайте с вами поиграем в игру «Хлопки»

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы, а если нет, то- тишина, не хлопайте.

Воспитатель поочередно называет: листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, прилёт птиц, изморозь, оттепель, радуга, гололедица.

-Молодцы, дети! Хорошо справились с заданием и были внимательны!

Зима прекрасное время года! А вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, строить крепости, катать снеговиков.

- А какие зимние забавы любите вы?

- Как ведут себя дети во время зимней прогулки?

- Всегда ли безопасны зимние забавы? Что нужно знать и помнить, чтобы не случилось беды? Ответы детей. Слайды 11,12,13,14.  

(Нельзя ходить по тонкому льду, кататься около проезжей части, нужно тепло одеваться, надевать варежки).

-Дети, к нам сегодня пришло письмо.  На конверте написано, что оно из Простоквашино от Кота Матроскина. Хотите узнать, что в нем?

Воспитатель читает:

Здравствуйте, дети!

-Похоже, что Кот Матроскин здесь что- то напутал. Слушайте внимательно и запоминайте, что же здесь не так?

В деревню Простоквашино пришла зима! Солнце хорошо греет землю. Каждый день идут проливные дожди, поэтому выпало много снега. На деревьях выросли листья. Мы с Шариком часто бегаем купаться на речку. Хороши зимние забавы! Мы катаемся на коньках, лыжах, санках с горки, велосипеде, играем в снежки, строим снежные крепости, гоняем шайбу клюшками.

Приезжайте к нам в гости, будем играть и встречать вместе Новый год!

Кот Матроскин.

- Какие ошибки допустил в своём письме Кот Матроскин? (Ответы детей).

VI. Заключительный этап. Рефлексия.

-А еще Кот Матроскин  прислал нам вот такую замечательную снежинку.

Хотите поиграть с ней? Тогда вставайте все в круг. Каждый из вас будет передавать снежинку соседу, и называть  слова и фразы, свои впечатления о зиме. Это могут быть и приметы, и явления природы, и красивые описания зимы; все, что  о зиме вы запомнили сегодня. И так, начинаем…

Звучит музыка. Дети передают снежинку друг другу, называя слова, словосочетания, высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния.

-Вы будете ждать наступления зимы?

-Впереди у нас белоснежная зима, искрящийся на солнце снег, веселые развлечения! Я желаю вам хорошего настроения и крепкого здоровья на всю зиму!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...