Викторина "Купинская глиняная игрушка и Ордынская роспись"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Лаврова Екатерина Андреевна
Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство издавна играло значимую роль в жизни человека. С помощью разнообразных техник и материалов мастера стремились создавать не просто полезные, но и красивые вещи, вкладывая в них эстетическую и художественную ценность.

К основным видам декоративно-прикладного искусства относятся:

Искусная обработка металла (чеканка, гравировка, литье, ковка, филигрань).

Плетение (из ниток, стеблей, коры и волокон растений, бисера, бамбука, лозы, бересты, прутьев, а также вязание).

Ткачество (изготовление на ткацких станках одежды, ковров, шпалер, одеял, поясов, скатертей).

Шитье (золотное, лоскутное, квилтинг, цветоделие).

Вышивание (украшение предметов одежды и декора узорами из разноцветных нитей).

Аппликация (наклеивание на основу кусочков различных материалов).

Инкрустация (интарсия, маркетри и мозаика).

Валяние (изготовление предметов быта и декора из натуральной шерсти).

Выжигание (по дереву или ткани). Резьба (по дереву, камню, кости).

Красочная роспись (по керамическим, металлическим, деревянным, стеклянным, фарфоровым поверхностям).

Авторская обработка кожи.

Лепка из глины, воска, гипса и других пластичных материалов.

Оригами и киригами (искусство складывания и вырезания фигур из бумаги).

Скрапбукинг (оформление альбомов путем наклеивания на страницы вырезок из газет или журналов, фотографий и рисунков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx328.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области –

детский сад «Золотая рыбка»

Конкурс: «Лучшая методическая разработка по краеведческому

образованию детей в ДОО Новосибирской области».

Номинация 2: «Культура и достопримечательности родного края».

Конкурсант: Лаврова Екатерина Андреевна

воспитатель

Р. П. Краснообск 2022г

Сценарий реализации культурной практики

Название культурной практики

Итоговая викторина

Возраст детей

6-7 лет

Тема (с указанием культурного(-ых) объекта (-ов))

«Декоративно-прикладное искусство Новосибирского района»

Итоговая викторина

«Купинская глиняная игрушка и Ордынская роспись по дереву»

Цель и задачи реализации

Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству Родного края.

Задачи:

Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с народными художественными промыслами Новосибирского района, как с искусством, видом творческой деятельности людей.

Продолжать знакомить детей с мастерами народного декоративно-прикладному искусству Новосибирской области.

- Способствовать уточнению и закреплению знаний детей о Купинской игрушки, Ордынской росписи по дереву, их характерных особенностях.

- Создать условия для расширения и активизации словаря детей по теме;

- Создать условия для развития наблюдательности зрительного и слухового внимания, памяти;

- Обеспечить развитие познавательной активности, творческого воображения, эстетического восприятия

-Прививать любовь и бережное отношение к изделиям народно – прикладного искусства.

Материалы и оборудование

Реализация проекта опирается уже на существующую  

 материально - техническую базу группы.

Использование ИКТ, картинки с изображением Купинской глиняной игрушки и Ордынской росписи по дереву. Портреты мастеров (Екатерина Демьяновна Ковтун, Нина Ивановна Мухлынина).

Рисунки и игрушки, сделанные детьми.

Буклеты для ответов. Фломастеры. Влажные салфетки.

Предварительная работа

Данное мероприятие является итоговым в ходе проекта

«Знакомство с Декоративно-прикладным искусством Новосибирского района». Итоговая викторина.

«Купинская глиняная игрушка и Ордынская роспись по дереву». В ходе реализации проекта детей знакомили с Сибирскими мастерами по декоративно-прикладному искусству Новосибирского района (Екатерина Демьяновна Ковтун, Нина Ивановна Мухлынина), проводились беседы на темы «Что такое малая родина?»

«Животный мир Караканского бора», «Растительный мир Караканского бора, Купинского района, Ордынского района».

Перед викториной дети заранее разделились на команды,

придумали совместно с воспитателем названия команд,

девизы

-Подбор и изучение материалов, сбор информации, просмотр презентаций, ознакомление с Купинской глиняной игрушкой и Ордынской росписью.

Столы стоят в два ряда, по 4 стола. За столом сидят по 2 ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области -детский сад «Золотая рыбка». Старше-подготовительная Группа № 4

Ход реализации культурной практики

Организационный момент:

-Ребята, смотрите какая большая коробка у нас тут с вами стоит.

Давайте скорее ее откроем.

-Ого, а здесь эмблемы двух цветов! Догадались для чего? (ответы детей)

Конечно, а для этого нам нужно разделиться на две команды и придумать название команд. Вперед!

Мы разделились, а как же мы с вами будем соревноваться?

У нас нет ни мячей, ни каната? Что же нам делать? (ответы детей)

Смотрите, а в коробке кто-то спрятался.

Кто же это? (ответы детей) ("Рыбка-Чинюшка)

Оказывается, наша Рыбка-Чинюшка хочет проверить наши знания. Как вы думаете мы справимся? (ответы детей)

А как мы будем проверять наши знания? (ответы детей)

Здесь в коробке есть фломастеры, влажные салфетки и буклеты похожие на тетрадь.

Давайте мы с вами все разложим на столы.

Ход работы:

Для того чтобы принять участие в викторине, вам

нужно поприветствовать соперников и присесть за столы.

Давайте вспомним главное правило успешной

викторины - уважение к своим друзьям, сплоченность. Чтобы ответить на

вопрос, вам нужно на против правильный ответ поставить «галочку», «крестик», можно просто зачеркнуть кружок. Победит та команда, которая ответит на большее количество вопросов правильным ответом. Итак, мы начинаем.

1. Рубрика «Найди лишний предмет»

Дети выбирают лишний предмет (Игрушка, Тарелка)

2. Рубрика «Что чему соответствует»

    1. Что или кого чаще всего изображают в Ордынской росписи? (Тетерев, дома в снегу)

    2. Какая цветовая гамма преобладает в Ордынской росписи? (1 вариант)

   3. Элементы Ордынской росписи (3 вариант)

   4. Какой материал используют для Ордынской росписи? (Дерево)

   5. Образы кого или чего изображают в Купинской игрушке? (Рыбак и рыба)

  6. Какой материал используют для создания Купинской игрушки? (Глина)

Давайте с вами немного Разомнемся. Рыбка-Чинюшка предлагает нам с вами физминутку

Рубрика «Сгруппируй вместе»

Можно собрать в группы (игрушки, хохлому, гжель, посуды и т.д) Проверяется внимание ребенка.

Рубрика «Выбери верное»

1. Какое животное является хозяином Караканского бора? (Лось)

2. Какой основной символ Купинской глиняной игрушки? (Рыбка-Чинюшка)

3.Природу какой местности изображала Нина Ивановна Мухлынина, в своей росписи? (Сибирская зима, деревня)

Рубрика «Большие вопросы»

1. В каком районе родилась Купинская игрушка? (Купинский район)

2. Почему Купинскую игрушку, называют Чиняевской? (Истоки традиционной купинской глиняной игрушки начинаются на острове Чиняиха, расположенном на озере Чаны)

3. Каким цветом «оживляли» испеченные в печи игрушки? (Белый)

4. Что такое Чиняиха? (остров)

5. Какой район представляет Ордынская роспись? (Ордынский район)

6. Что изображают в Ордынской росписи? (Природу и животных Караканского бора, Сибирскую зиму)

7. Какая птица представляет Ордынскую роспись? (Тетерев)

8. Какой основной цвет у Ордынской росписи? (Ультрамарин)

9. Природу какого бора изображают в Ордынской росписи? (Караканский бор)

10. На каком материале изображают Ордынскую роспись? (Роспись изображают на дереве)

Какие вы все молодцы!!!

(Подведение итогов, фиксация результатов)

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, наша викторина подошла к концу, я

предлагаю подвести итоги и узнать, кто же из вас лучше

всего знает Ордынскую роспись и Купинскую глинянную игрушку. Какие вы все молодцы!!!

Пока мы посчитаем баллы, вы немного потанцуйте.

(подсчет баллов, выявление победителя)

Воспитатель: Ребята, несмотря на то, что у нас есть

победители, а есть проигравшие, вы все - МОЛОДЦЫ! Побеждает дружба. Вы работали как одна большая команда!

Давайте поблагодарим друг друга за интересную игру, улыбнемся друг другу.

Рефлексия деятельности

Воспитатель:

Вам понравилась Игра-викторина?

Что необычного именно в этой викторине на ваш взгляд?

Какое из заданий вам показалось самым сложным?

А какое задание самым легким?

Что нового вы узнали?

Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня?

Надеюсь, что полученные знания пригодятся, когда вы

пойдете в школу. Я поздравляю обе команды и вручаю

всем игрокам медали «Юный знаток «Декоративно-прикладного искусства Новосибирского района»

 «Купинская глиняная игрушка и Ордынская роспись по дереву»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Роспись глинянной игрушки "Дымковская барышня"

Научить расписывать глиняную игрушку, сделанную своими руками.Закрепить знания о народном промысле города Вятки, о Дымковской игрушке.Научить детей передавать в рисунке основные элементы дымковской ро...

Северная глиняная игрушка: Каргопольская роспись.

Инструкция, как создать глиняную игрушку....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Роспись глиняной игрушки по мотивам Кожлянской» в старшей группе

Знакомство с народным промыслом Курского края – кожлянской игрушкой: со спецификой ее изготовления, росписью....

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности. «Ордынская роспись»

Конспект по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности на тему: "Ордынская роспись"...

Мастер – класс на тему: «Роспись дымковской глиняной игрушки «Лошадка»

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народной  дымковской игрушке.  Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Слобода Дымково расположена на ок...