Конспект непосредственно образовательной деятельности «Роспись глиняной игрушки по мотивам Кожлянской» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Гладнева Надежда Вячеславовна

Знакомство с народным промыслом Курского края – кожлянской игрушкой: со спецификой ее изготовления, росписью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozhlyanskaya_igrushka.docx11.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Роспись глиняной игрушки по мотивам  Кожлянской» в старшей группе

Гладнева Н.В., воспитатель

МДОУ «ЦРР «Зорька» -

Детский сад № 16»



Программное содержание:

Побудить детей к созданию глиняной игрушки-свистульки на основе мотивации личной заинтересованности: сделать игрушку для себя.

Продолжить знакомство с народным промыслом Курского края – кожлянской игрушкой: со спецификой ее изготовления, росписью. Вызвать у детей желание расписать объемную глиняную игрушку,  используя народные мотивы.

Закрепить знание цветов, используемых в кожлянской росписи, ее элементов. Развивать мелкую моторику, внимание, эстетическое восприятие, творческое воображение.

Содействовать формированию у воспитанников интереса к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за родной курский край, богатый старинными традициями.

Методы и приемы:

беседа, вопросы различного характера, мотивация  личной заинтересованности, художественное слово, рассматривание, показ, малоподвижная игра, дидактическая игра, выполнение росписи объемной игрушки.

Словарь: 

ввести в активный словарь детей слова кожлянская игрушка, названия элементов росписи: сетка, елочка, линия, круг, точка, звездочка.

Материал и оборудование: 

гуашь, кисти, ватные палочки, баночки с водой, бумажные и влажные салфетки, вылепленная из глины с помощью родителей глиняная игрушка, экспонаты музея: изображение деревенских домиков, глиняная игрушка, созданная по мотивам кожлянской, кисточка из гусиного пера; декоративные фризы с образцами росписи, костюмы для детей и воспитателя в народном стиле, материал для игры «Подбери краски»; народная музыка, пение соловья (аудиозапись).

Предварительная работа: 

экскурсия в Центр детского творчества, рассматривание кожлянских игрушек, беседа о них, презентация «Из истории кожлянской игрушки», мастер-класс с участием детей и родителей «Лепка глиняной игрушки-свистульки», разучивание стихов, потешек, знакомство с элементами и колоритом кожлянской росписи.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал, здороваются.

Воспитатель: вы сегодня такие красивые, и я тоже нарядилась. А почему мы так оделись? (ответы детей). Да, мы сегодня — народные мастера.

В нашей группе есть небольшой музей. Хотите вы рассказать о нем нашим гостям?

1 ребенок:  Рады видеть мы друзей!

Приглашаем вас в музей!

2 ребенок:  Здесь вы видите деревню:

Рядом домики стоят…

Из печной трубы дым вьется,

Деревня Кожлею зовется.

3 ребенок:  И живут здесь мастера,

Трудятся они с утра:

Не прядут они, не шьют,

Для забавы создают

Не волчок, не погремушку,

А кожлянскую игрушку.

4 ребенок:   Путь ее созданья длинный.

Лепится она из глины,

В печь затем её кладут,

И огнём часами жгут,

Чтоб была прочна, игрива,

И певуча и красива.

5 ребенок:    Все игрушки расписные,

Очень яркие, цветные!

Здесь есть линии и точки,

Звезды, елочки, кружочки!

6 ребенок:   Она с виду хороша.

У неё есть и душа

Курская, раздольная,

Словно ветер вольная.

В ней звучат все голоса:

Реки, птицы и леса.

Все вместе:  Кожлянская игрушка

Ребятам всем подружка.

Воспитатель: Кожлянскую игрушку часто называют курским соловьем. Вы знаете, кто такой соловей? (ответы детей). А чем славятся курские соловьи? (ответы детей).  Вам интересно, как поет курский соловей? (запись). И наша игрушка тоже умеет звонко и заливисто петь.  

А как вы думаете, для чего вообще нужны игрушки? (ответы детей) Хотите поиграть в игру?

Игра «Петух вышел на лужок».

Ребенок выбирает водящего по считалке:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит, это он!

Выходи из круга вон!

Водящий стоит в центре круга с завязанными глазами. Тот ребенок, который выбирал водящего, ходит вокруг него со свистулькой в руках, а остальные дети идут по кругу и напевают курскую песенку:

Петух вышел на лужок

заиграл в рожок:

- Приходите, коровки

Пастися у дубровки,

Конички — у горочки,

Овечки — у речки,

Барашки — в овражке,

Козочки — у лозочки,

Свинки — у осинки.

Когда песенка закончилась, хоровод останавливается. Кто остановился возле ребенка со свистулькой, берет ее и свистит. Водящий должен по звуку найти того, кто свистел.

Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель:  Давайте мы с вами присядем на стульчики.

Дети садятся.

Воспитатель: Ну что ж, делу время, потехе — час. Пора нам браться за дело. У нас есть еще свистульки. Я не стала ставить их в наш музей. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Вы слепили их сами, или вам кто-то помогал? (ответы детей). А для кого вы их сделали? (ответы детей). Что нам еще осталось сделать? (ответы детей).

(Подвожу детей к выводу, что игрушки не готовы, их нужно расписать и тогда дети смогут взять их себе)

Воспитатель: А вы хотите расписать свои игрушки? Это дело непростое.

Сначала все мастера подбирают краски. Не все краски понадобятся нам сегодня. Нужно на палитру положить только те краски, которые используются в кожлянской росписи. Вы готовы? У нас есть 2 палитры и вы разделитесь на 2 команды. У вас на руках браслетики. А на столах — круги такие же по цвету, как ваши браслеты.

Игра «Подбери краски». На столе лежат круги — краски разных цветов и оттенков. Дети выкладывают на палитру только те краски, которые используются в кожлянской росписи.

После этого возвращаемся на стулья делаем вывод: используются следующие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, малиновый.

Воспитатель: Краски мы подобрали, а теперь нам нужно решить, какими узорами мы будем украшать наши игрушки (Обращаю внимание детей на фризы с изображением элементов росписи).

Дети называют и показывают знакомые элементы.

Мне кажется, что здесь есть что-то лишнее. Вы тоже заметили? Можно я попрошу Настю и Илью убрать лишние узоры, а остальные ребята проверят, ничего они не пропустили?

Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель:

Итак, краски мы подобрали, узоры — тоже.

Что нужно для того, чтобы рисовать краской? (ответы детей)

- Раньше кисточки не продавались в магазине и мастера делали их сами.

Если бы у нас тоже не было кисточки, из чего ее можно было бы сделать? (ответы детей).

- Угадайте, из чего сделана эта кисточка? (ответы детей)

-  Как вы думаете, удобно ли ею было рисовать? (ответы детей)

- У нас с вами кисточки есть, а старинную кисточку мы положим в наш музей.

Воспитатель: 

Ну вот, почти все готово. Мне хочется вам напомнить, что с игрушками нужно обращаться бережно. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Чтобы наши пальчики были ловкими, нужно сделать для них гимнастику:

Глину мы месили (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Игрушки лепили, (трем ладони рук)

На ярмарку ходили. (средним и указательным пальцами 2-х рук изображаем шагающего человека)

Все игрушки у нас купили! (встряхиваем кисти рук)

Воспитатель: А теперь пришла пора,

За работу, мастера!

Дети берут свои игрушки, садятся за столы и расписывают их под народную музыку. Я тоже расписываю свою игрушку и в ходе детской деятельности помогаю тем, кто затрудняется, советом, показом на своей игрушке. В конце выставляем игрушки на общий стол.

Анализ.

- Вот и готовы ваши игрушки. Вам они нравятся?  А чем они вам нравятся? Мне кажется, что вы замечательно справились с такой сложной задачей. Что было для вас трудным? (Ответы). Теперь у вас есть свои свистульки. Вы настоящие мастера.

Хотите поблагодарить друг друга за хорошую работу? А поблагодарим мы не совсем обычным способом: поаплодируем друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по раннему валеологическому образованию для детей старшей группы Тема: «Кровеносная система»

Закрепить знания детей о строении кровеносной  системы.  Продолжать учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения. Развивать свя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей старшей группы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей старшей группы. Познавательно речевое направлениеОбласть познание  Изоде...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"

В основе непосредственно образовательной деятельности  на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО (рисование) «Золотая хохлома» в старшей группе. Материал взят из справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения №7.

Как волшебная Жар-птица,Не выходит из ума-Чародейка мастерицаЗолотая хохлома.И богата и красиваРада гостю от души.Кубки, чаши и ковши.И чего здесь только нет:У грозди огненных рябинМаки солнечного лет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...