Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница - вода»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Вера Александровна Белозуб

развитие)

Тема: «Волшебница - вода».

Цель:  обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе- воде. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Уточнить знания детей о свойствах воды. Познакомить воспитанников со способом очистки воды – фильтрованием. Развивать познавательный интерес, желание экспериментировать, умение анализировать, делать выводы.  Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Словарь:  модель, глобус, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, фильтрация, лаборатория, раствориться, магнит,

Предварительная работа:  беседы о воде, её роли в жизни человека. Рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов и т. д.. рассматривание глобуса. Использование подвижной игры «Ручеёк». Чтение художественной литературы: А. С. Пушкина «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане», Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Проведение занятий – экспериментов с водой. Наблюдение за водой во время прогулок: за дождём, ручейками, лужами, облаками, за снегом, льдом, сосульками.

Методы и приёмы:  организационный момент (сюрпризный), чтение письма с загадками от Незнайки, рассматривание глобуса, физкультминутка «К речке быстрей», беседа по вопросам, опыты.

Материал и оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, молоко, сок, чеснок, чайные ложки, вода, стаканы с питьевой водой, воронка, салфетки, сахар, подсолнечное масло, гуашь, булавка, магнит, ватные диски, ёмкости разной формы, алгоритмы.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Дети становятся полукругом.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся, друг другу улыбнёмся и с улыбкою начнём.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола.

Стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и получает письмо от почтальона.

Воспитатель:

- Ребята, на наш адрес пришло письмо от Незнайки. Интересно, что он пишет. (Открывает письмо и достаёт письмо с загадками).

- Ребята, Незнайка просит нас помочь ему отгадать загадки.   Поможем ему?  

Воспитатель:

 На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Достаёт глобус и показывает).

Воспитатель:

- А что такое «глобус», надо объяснить Незнайке и написать ему письмо с ответом на вопросы.

- Ребята, посмотрите на глобус и скажите, какого цвета на нём больше?

- Незнайка задаёт вам вот такой  вопрос.

Кто мне даст друзья ответ

Почему тут голубой цвет?

Почему его так много?

Это небо иль дорога?

- Правильно. Нашу планету ещё называют Голубой. Все моря и океаны на Земле составляют единый Мировой океан.

- Следующий вопрос, который задаёт Незнайка.

А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

- Человек без пищи может прожить до 50 дней, а без воды 4 дня.

Воспитатель:

- А зачем вода растениям, грибам?

- Как вы думаете, для чего нужна вода животным?

- Ребята, Незнайка задаёт вопрос «Нужно ли беречь воду?»

- А как нужно беречь воду?

- А сейчас представьте себе, что на планете  не осталось ни одной капли воды, что тогда произойдёт? Почему?

- Ребята, давайте сейчас отдохнём и разомнёмся.

«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

- Давайте превратимся мы с вами в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

Опыт №1. Какой формы вода? 

На столе лежит кубик и шарик.

Воспитатель:

- Какой формы эти предметы?

- А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

Опыт №2. Прозрачность воды.

Воспитатель:

- Сейчас мы будем определять, имеет ли вода цвет. Для этого мы должны сравнить стакан с водой и стакан с молоком. В оба стакана положим по ложке и скажите, что вы видите?

- Почему?

- Значит, вода прозрачная, она не имеет цвета.

Опыт №3. Пахнет ли вода?

Воспитатель:

- Для определения запаха у воды, нам понадобятся два стакана с водой. В один стакан положим чеснок. Понюхайте и определите, в каком стакане вода имеет запах?

Чистая вода запаха не имеет, но если в неё что-то положить, то она приобретает запах положенного вещества.

Воспитатель выставляет алгоритм на доску.

Опыт №4. Вкус воды.

Воспитатель:

- В следующем опыте вы должны определить, есть ли у воды вкус. Перед вами  по два стакана: один с водой, другой с соком.  Попробуйте то и другое и скажите, есть ли вкус у воды?

- Итак, у чистой воды вкуса нет. (Воспитатель показывает детям алгоритм, что у воды нет вкуса).

Опыт №5. Вода – растворитель.

Воспитатель:

- Ребята. Сейчас вы должны определить, все ли вещества растворяются в воде. Эля этого мы возьмём сахар, растительное масло, гуашь и три стакана с водой. В одном стакане размешайте сахар, в другой – налейте масло, а в третий – добавьте гуашь. Посмотрите внимательно и скажите, что произошло с сахаром?

- А что произошло с маслом?

- Теперь добавьте гуашь в воду и определите, что произошло с водой?

- Итак, одни вещества в воде растворяются, а другие нет. Но краска, гуашь окрашивает воду.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?

- Почему нельзя было пить эту воду?

- Правильно.  Она была грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но очень хочется пить. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды.

Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать. (

Воспитатель:

- Ребята, после фильтрования вода стала какая?

Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.

Сахар не отфильтровался, потому что, хорошо растворился в воде.

- Ребята, как же мы должны относиться к воде?
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран.

При помощи алгоритмов дети перечисляют все свойства воды, о которых узнали в результате проведения опытов.

Воспитатель:

- А сейчас, мы проведём фокус с водой. В стакан с водой опускаем булавку. Как можно достать булавку, не замочив при этом руки?  

- Я предлагаю отправить письмо Незнайке, чтобы он тоже знал, кому и зачем вода необходима, и что воду нужно беречь.


 

 

 

   

   

                 

Дети:

Да, поможем.

Это глобус.

Глобус- это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

На глобусе больше голубого, синего цвета.

Это вода – моря, озёра, океаны, реки. Вода занимает большую часть нашей планеты, суша-маленькую часть.

Вода нужна для человека, чтобы мыться, приготовить пищу, чтобы пить и т. д.

Без воды растения не вырастут, они засохнут. Грибы появляются после дождя.

Вода нужна животным, чтобы пить, не умереть. А некоторые животные живут в воде.

Мы должны беречь воду.

Не включать сильно кран, закрывать его после водных процедур. Не оставлять воду без присмотра, не загрязнять реки и озёра.

Всё живое на Земле погибнет и планета останется без живых существ.

Лаборатория – это место, где проводят опыты и эксперименты.

Квадратной и круглой формы.

Один из детей выполняет действия с водой.

В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.

Вода прозрачная, а молоко белое.

Чистая вода запаха не имеет, а вода с чесноком имеет запах.

В одном стакане вода без вкуса, а в другом- со вкусом сока. У воды вкуса нет.

Сахар в воде растворился.

Масло не растворилось. Оно плавает на поверхности воды жёлтым пятном.

Гуашь окрасила воду.

Ответы детей.

Вода была грязная.

Вода стала чистая.

Бережно, экономить воду, не загрязнять реки и озёра.

Булавку можно достать из воды с помощью магнита.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (ФЦКМ) Тема: «Волшебница-вода» Младшая группа

Занятие по познанию с детьми младшей группы "Волшебница-вода". Проводятся опыты и эксперименты с водой, ведется словарная работа. В ходе занятия дети узнают новые свойства воды....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебница вода» для детей 2-ой младшей группы

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода»

Цель:Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.Задачи:1. Образовательные:- ознакомить детей со свойствами воды:- отсутствие собственной ...

Конспект организованной образовательной деятельности по Познавательному развитию «Волшебница вода» (средняя группа)

Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды...