Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мезенцева Ольга Николаевна

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»

Цель занятия – формировать у детей представления о коренном народе Сахалина Нивхах, о истории, народных традициях, культуре.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с историей, обычаями, традициями коренных народов севера Сахалина-Нивхами. Создать условия развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.

Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к своей Родине. Воспитывать любовь к малой родине. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к народам, проживающих на Сахалине, их традициям.

Развивающая: Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового; формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях народов родного края

Предварительная работа: работа с географическими картами страны, области. Беседа «Моя Родина»; Беседа «Моя малая родина». чтение сказок В.М.Санги, рассматривание иллюстраций. Объяснение значения слова – миф, малая родина, собирательство, моллюски, черемша.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Глобус, кукла в национальном костюме Нивхов. Изображения Нивхов. Картинки на данную тематику, рыбки из бумаги, натянутая веревка, прищепки, набор рукавичек для игры.

Ход НОД.

Организационный момент. Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия.

Воспитатель:

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

 Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

 – Здравствуй, Родина моя!

(Здравствуй, Родина моя

Владимир Орлов)

Воспитатель. О чем говорится в стихотворении?

Дети. О Родине.

Воспитатель. Что означает слово Родина?

Дети. место рождения человека, родная страна.

Воспитатель. Как называется страна, где мы живем?

Дети. Россия.

Воспитатель. А как называется наш остров, где мы живем?

Дети.  Сахалин.

Воспитатель. Правильно. Это наша малая Родина.

(Дети садятся. Стук в дверь, воспитатель заносит куклу в национальной одежде Нивхов)

Воспитатель. К нам приехала гостья с севера Сахалина.

Кукла: Здравствуйте, ребята. Сейчас мы можем летать на самолетах, передвигаться на поезде. А в далекие времена наши предки передвигались на лодках и на собачьих упряжках. Я хочу вам рассказать о моем северном народе Нивхах.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области, которые одни из первых стали жить на Сахалине -  о Нивхах.   

Нивх в переводе означает человек.

Нивхи – самый многочисленный из коренных народов, проживающих на севере Сахалина.

Нивхский писатель В.М. Санги приводит распространенный среди нивхов миф

о мироздании «С чего началась земля» о том, как сначала кругом была вода, утка

 из собственного пуха свила гнездо и вывела потомство. Это гнездо стало маленькой землей – островом, который постепенно рос.

«Сперва была одна вода

И не было земли –

Ни берегов, ни островов,

Ни камня над водой.

<…>

Так много стало этих гнезд,

Что все они срослись,

И остров на воде возник –

Так началась земля».

«Тот остров рос из года в год

И стал большой землей.

Вот лиственница возросла

Высокая на нем,

И стала по ее коре сочиться вниз смола.

Как только капля той смолы

Добралась до земли,

Из капли вышел человек –

Так появился нивх!»

 Основным видом хозяйственной деятельности нивхов было рыболовство, рыбачили неводами, сетями, крючками. Основной рацион этого народа была сырая или вареная рыба, а также мяса морских зверей и лесных животных, ягоды. Впрок рыбу заготавливали путём вяления (юкола) без добавления соли, разделывая на шесть тонких пластов и вывешивали. Главной заботой в летний период было заготовить как можно больше юколы.

Иллюстрация 1

Кукла: Давайте с вами поиграем, кто быстрее повесит сушиться пойманную рыбу.

(Дети соревнуется какая команда повесит быстрее рыбу. Рыба, вырезанная из бумаги, веревка натянутая, прищепки)

Кукла. Молодцы. Все справились.

Воспитатель. Нивхи охотились. Лесных зверей добывали различными ловушками, петлями. Распространенной была охота на птицу — уток, гусей.

Женщины, дети и подростки занимались собирательством. Кроме орехов, съедобных растений собирали морские водоросли, особенно морскую капусту, и моллюсков. На зиму обычно заготавливали черемшу, желуди, орехи, а также некоторые виды ягод.

Давайте с вами соберем ягоды для нашей гостьи.

(дети делятся на две команды, какая команда быстрее соберет ягоды)

Кукла. Спасибо. Много ягоды собрали.

Воспитатель. Средством передвижения в зимнее время служили лыжи- ГОЛИЦЫ, а также собачьи упряжки.

В нарту обычно впрягали от 5 до 13 собак в зависимости от количества груза на нарте и целей поездки. На голицах нивхи ходили на рыбалку, из селения в селение, ими пользовались также весной по насту.

Иллюстрация 2

Воспитатель. Традиционное жилище Нивхов — Зимние жилища, «то-рафы» (иллюстрация 3) строили на небольшом расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, поближе к тайге для удобства охоты, а с приходом лета и началом нерестового хода лососёвой рыбы нивхские семьи переезжали из зимних селений на морские побережья в летнее жилище ке-раф (иллюстрация 4)

Кукла. У нас есть два больших народных праздника — «кормления воды» и медвежий. Главная идея праздника — почитание природы и ее обитателей.

Воспитатель. По представлениям нивхов, их окружает живая природа с разумными обитателями. Для них норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством.

Воспитатель. Традиционная одежда (мужская и женская) состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. (иллюстрация 5)

Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из шкуры нерпы. Головной убор — наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи.

Воспитатель. Нивхские мастерицы широко использовали в своем искусстве различные природные материалы: рыбью и тюленью кожу, крапиву, бересту, а позднее различные ткани. (иллюстрация 6)

Женщины украшали орнаментом одежду, обувь, головные уборы, рукавицы, берестяную посуду. Среди мотивов в орнаменте часто встречаются листья деревьев, стилизованное изображение птиц, парные спирали и листовидные узоры с симметрично расположенными завитками. (иллюстрация 7)

Воспитатель: Наша гостья принесла для вас рукавицы с национальным орнаментом, но они все перепутались. Поможем нашей гостье найти рукавичкам пары?

 Дидактическая игра «Рукавичка» (Детям берут по 1 рукавице и ищут свою пару, складывают в коробку)

Кукла. Молодцы ребята. Быстро справились. Мне понравилось у вас в гостях. А теперь мне пора домой. До свидания.

Дети. До свидания.

Воспитатель. Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали?

Кто приходил к нам в гости?

С каким народом мы познакомились на занятии?

Что означает Нивх в переводе?

На чем передвигаются Нивхи?

Какие праздники любили отмечать Нивхи?

Что вам понравилось больше всего?

Посмотрите, какой народ живет на нашем острове Сахалин. со своими обычаями и традициями.

Сахалин это и их Родина тоже. Нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга.

Список литературы:

1. http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_n/nivhi.php

2. https://izi.travel/ru/72db-zimnee-zhilishche-nivhov-to-raf/ru

3. https://izi.travel/ru/b396-letnee-zhilishche-nivhov-ke-raf/ru

4. Коренные национальности Сахалина: история и быт | Приезжай на Сахалин! | Дзен (dzen.ru)

5. http://www.npacific.ru/np/library/encicl/14/0007.htm

6. https://dzen.ru/media/totta/pochemu-mojno-imet-neskolko-jen-5dca10b7902e62533e35c4ac

7. http://www.archaeologysakhalin.ru/up/lib/6e6b1aed6f66fda95c80f98a2d327aa8.pdf

8. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И. Ищенко. Ответственный редактор д.и.н. М.С. Высоков. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – C. 712, илл. 67.

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сахалин

10. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации. Серия: Библиотека коренных народов Севера. М., 2005.465с.

11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2022/07/21/konspekt-neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по Физкультуре в старшей группе детского сада.

занятие отвечает всем требованиям программы Васильевой....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе детского сада «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЛЬДУ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА  НА ТЕМУ :"БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЛЬДУ"....

Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.

Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между  физическим и психическим состоянием челове...

Конспект занятия по математике для старшей группы детского сада.

Литература: Л.А Венгер, О.М. Дьяченко. Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. – М., 2000 Програмное содержание: Образовательные задачи: повторить цифры, познакомить де...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада на тему: "Животные жарких стран".

В данном конспекте представлена работа с современным игровым оборудованием (играми: "Сенсино" и "Сырный ломтик", "Кочки" и "Лабиринт"), а также используется мимио-проект о животных....

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Крым наш общий дом»

Занятие составлено с учётом регионального компонента программы "Крымский веночек"...