КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОСКА»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 Колесникова Светлана Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей. Существует необходимость получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы. Содержание образовательной деятельности представлено природными ценностями (злаковые культуры) родного края.

Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам. донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Необходимо обратить внимание детей, на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, педагоги воспитывают в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т.к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Отношение к хлебу – показатель культуры людей, воспитанности, патриотизма. Важно сформировать представления о ценности хлеба.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_koloska.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОСКА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Познавательное развитие

Выполнила:

Колесникова Светлана Владимировна воспитатель МДОБУ «Детский сад «Калинка» с.Ветлянка

Руководитель:

Шавшаева Людмила Юрьевна к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

Оренбург 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список литературы

16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей. Существует необходимость получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы. Содержание образовательной деятельности представлено природными ценностями (злаковые культуры) родного края.

Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам. донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Необходимо обратить внимание детей, на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, педагоги воспитывают в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т.к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Отношение к хлебу – показатель культуры людей, воспитанности, патриотизма. Важно сформировать представления о ценности хлеба. 

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность.

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Путешествие колоска

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесные:

-использование фольклорных материалов (пословицы и загадки о хлебе);

-рассказ педагога «Откуда к нам хлеб пришел»;

-беседа «Какой колос можно вырастить из зерна для белой муки (для черной);

- чтение стихотворений

В.Воронько
«Вешний день»

С. Погореловский
«Гнули колос злые ветры»

Д.Тихомирова «Два колоска»;

-Составить рассказ с использованием моделей.

Наглядные:

-демонстрация (мульти-медиа, обеспечивающее сопровождение познавательной деятельности детей «Откуда к нам хлеб пришёл»

- рассматривание репродукций;

-сравнение колосьев ржи, пшеницы, овса;

- рассматривание колоска и соломинок, пустого колоска.

Практические:

-моделирование (рассказ с использованием моделей) «Выращивание зерна»;

-дидактические игры;

-«путешествие на ковре-самолете» ;

- физминутка «Колоски растут»

Метод наглядного моделирования

( уточнение значения каждого звена в цепочке)

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов  интеллектуального развития детей, любознательности(технология выращивания хлеба в старину и сейчас), бережного отношения к природным богатствам.

на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (стихотворения о хлебе). В процессе знакомства детей с новыми понятиями (серп, бороны, комбайны)   зерновых (овёс, рожь, пшеница), техники(плуг, бороны, каменный серп), профессий (тракторист, комбайнеры, пекари), пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Физическое: физминутка «Колоски растут»- для снятия физического переутомления.

Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование уважительного отношения к хлеборобам и хлебу, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная группа 6-7 лет

5.

Цель:

Развивать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с элементарными представлениями детей о злаковых культурах.

6.

Задачи:

6.1

Формировать представления о выращивании хлеба с использованием современных технологий и в старину.

6.2

Развивать познавательную активность в процессе различения растений по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен)

6.3

Формировать навыки изучения злаковых культур, из которых выпекают белый и черный хлеб.

6.4

Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Устойчивый интерес к процессу выращивания хлеба, владение информацией о злаковых культурах.

7.2

Испытывает потребность получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас. Способен самостоятельно понять что хлеб – это итог большой работы многих людей .

7.3

Интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

7.4

Ценностное и бережное отношение к хлебу и людям, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труд, которые выращивали хлеб.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Колосья зерновых культур (рожь, овес, пшеница), модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации в виде мульти-медиа (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур раньше и теперь), игровые персонажи(мышата Круть и Верть), системный оператор, модель «Машина времени».

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Чтение украинской народной сказки «Колосок», экскурсия на машдвор и мехзавод СПК , рассматривание иллюстраций и репродукций, придумывание нового продолжения сказки.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

2 мин

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети слушают стихотворение «Воспоминанье о былом»

Дети размещаются сидят на стульчиках

1.2

Мотивация деятельности детей

Предложить детям подумать о чем оно и подумать с детьми над выражениями «ворошим», «черствый хлеб» и «черствый человек»

Уточнить с детьми, как обходились без хлеба в прошлом.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Освоить технику выращивания хлеба в старину и как выращивают хлеб сейчас.

Новые знания о злаковых культурах.

II.

Основная часть:

25 мин

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Обращение к опыту детей.

Вспомнить пословицы о хлебе,

разгадывание загадок о хлебе.

К детям приходят мышата из украинской народной сказки «Колосок».

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Дети размышляют над пословицей «Кто не работает, тот не ест».

Дети вспомнают, что означает словосочетание «хлебное поле»

Обсуждение сходства и различия пустого колоска и соломинки.

Размышление над тем ,из какого колоска можно испечь хлеб (из пустого или соломинки)

Показ мульти-медиа (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур раньше и теперь)-

«Как наши предки выращивали хлеб и как выращивают сейчас».

Дети рассматривают и сравнивают колосья пшеницы, ржи, овса. Использование системного оператора: система- колос; подсистема – соломинка, зерно, усики – метелки.

Дети на ковре-самолете отправляются в старинную деревню. Предложить детям послушать стихотворение Д. Тихомирова «Два колоска»

Перемещение к монитору для просмотра мульти-медиа

Рассматривание пустого колоска и соломинки.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Продолжить с детьми составлять рассказы с использованием схем.

Индивидуальная работа по составлению рассказа, используя модели.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Обсудить с детьми процесс и результаты деятельности по выращиванию хлеба в старину и в настоящее время, отметить, какие знания помогли эти материалы создать, сравнить злаковые культуры, особенности. Поразмышлять над тем, как эти знания могут быть использованы каждым ребенком.

Мы познакомились с разными технологиями выращивания хлеба в старину и в настоящее время.

Мы научились различать злаковые культуры (пшеницу, рожь, овёс).

Познакомила нас с разными технологиями выращивания хлеба - видео презентация.

Мы научились различать злаковые культуры(пшеницу, овёс и рожь), рассмотрев их.

У нас не получилось Почему? Как это исправить?

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Оформление книги рецептов.

Оформить книгу рецептов «Бабушкины рецепты»-дети вместе с родителями оформляют рецепт кондитерского изделия и приносят угощение на праздник пожилого человека на чаепитие.

Выполняется в семье .

4.2

Оформление коллажа

Коллаж «Мы любим кондитерские рецепты» - дети с помощью родителей пекут разные кондитерские изделия и делают фото.

Выполняется в семье .

4.3

Организация выставки работ

Составить альбом на основании детских работ.

Подготовка детей к проведению экскурсии для детей и взрослых.

Обеспечивается участие каждого ребенка в дизайнерской деятельности (оформление альбома);

самореализация в роли экскурсовода (представлении только собственной работы)).

4.4

Экскурсия в зернохранилище и на мехток.

Экскурсия в зернохранилище и на мехток - дети рассматривают комбайны и зерно в зернохранилище, определяют, какая это злаковая культура.

Реализуются 3 этапа экскурсионной деятельности детей: «до экскурсии», «на экскурсии», «после экскурсии»

4.5

Исследовательская работа

Познавательно-исследовательская работа «Маленькие пекари», дети самостоятельно лепят из теста плюшки.

Выполняется в саду

4.6

Изготовление злаковых культур.

Разработка эскизов и изготовление поделок в соответствии с созданными эскизами, составление описательного рассказа по готовой поделке (подготовка к презентации на выставке).

Индивидуальная работа детей под косвенным руководством педагога

4.7

Виртуальная экскурсия «Везде ли хлеб одинаковый?»

Организовать виртуальную экскурсию

«Везде ли хлеб одинаковый?» с помощью презентации.

Реализуются 3 этапа экскурсионной деятельности детей: «до экскурсии», «на экскурсии», «после экскурсии»

Литература

1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.

2.Добро пожаловать в экологию! / Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Авт.сост.- О.А.Воронкевич-– СПб.: Детство-Пресс, 2014.

3.Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / авт.-сост. З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А.Серова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект образовательной деятельности тема: «Путешествие осеннего листочка» вторая младшая группа

Формирование у детей интерес к окружающему миру, родной природе Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, становится холодно, солнце греет слабо, ду...

Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие на лесную полянку »

Занятие в старшей группе по образовательной области "Познание"...

Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну полезных продуктов», по программе «Разговор о правильном питании»

Цель: сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья по средствам формирования у старших дошкольников умений работать в паре через сплочени...

Конспект образовательной деятельности тема "Путешествие в осень".

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по "Речевому развитию"...

конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие по дружной стране» образовательная область познание

Тема: «Путешествие по дружной стране»Задачи: Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная.Расширять представление о народах России. Воспитывать любовь и ...