Открытое мероприятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Лед — вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Закрепление знаний детей о свойствах воды и льда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Лед — вода»

Цель: Закрепление знаний детей о свойствах воды и льда.

Задачи:

Образовательная:

-Совершенствовать представления детей о значении воды и льда в жизни человека:

-знакомить с различными свойствами воды и льда,

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Развивающая:

-Развивать умение детей высказывать суждения, умозаключения;

Воспитательная:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал для опытов: стаканчики, сахар, соль, кусочки льда на каждого ребенка, ложки, трубочки для питья, молоко, сок.

Оборудование: магнитофон, мяч, разрезные картинки, иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом, картинки с изображением воды, салфетки, схемы для игры.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Сегодня у нас необычное занятие ребята. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо сложить картинки.

-Что же у нас получилось?

Ответы детей: Лед и вода

Правильно, сегодня мы с вами поговорим про лед и воду, о значении и свойствах.

Ребята, чтобы наши сегодняшние гости больше узнали про воду, предлагаю поиграть в игру «Лёд, вода».

На сигнал «лёд» дети сжимают кулачки, прижимают их к груди, съёживаются, «вода» – дети плавают. А теперь давайте поиграем еще в одну игру, я начну предложение, а вы продолжите. Готовы?

Ответ детей: Да

Лёд растает и тогда

Будет из него … (вода).

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в … (водицу).

Если холод вдруг придёт,

Из водицы будет … (лёд).

Воспитатель: Ну вот мы поиграли, а теперь ребята прошу вас пройти за столы

-Ребята, а какая бывает вода?

Ответы детей(теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

-Что вода делает?

Ответы детей(течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

-Может вы знаете для чего вода нужна человеку?

Ответы детей: (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Воспитатель: Правильно. Я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды.

А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды.

-Что тогда произойдет?

Ответы детей: Все живое на Земле погибнет.

-Почему?

Ответы детей: Растения засохнут, животные умрут и т. д.

Ученые установили: что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды нет.

Давайте ее рассмотрим: "Какая бывает вода».

Опыт. 1 "Определение прозрачности воды" (2 ст. : 1 с водой, 2 с молоком, положить ложечки в оба стакана. В каком стакане ложка видна, а в каком нет.)

Опыт. 2 "Имеет ли вода вкус?" (дать попробовать через соломинку сок и воду)

Опыт. 3 "Вода растворитель”(соль и сахар растворить в стакане).

Подвести детей к выводу:

1. Вода прозрачна, а молоко нет.

2. У воды вкуса нет.

3. Вода -растворитель.

Воспитатель: Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)

- Молодцы! Все старались быть внимательными.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить.

А теперь мы переходим к опытам льда:

Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).

- На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).

- Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть).

- Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).

- Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).

- Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).

- Из чего же получается лед? (Из воды).

-Да, лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).

Опыт со льдом.

- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд?

Ответы детей(Зимой).

- А если мне лёд нужен летом?

Ответы детей(Заморозить воду в морозильнике).

- Как обратно изо льда получить воду?

Ответы детей(Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).

- Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите?

Ответы детей(Лёд и два стакана разного цвета).

- Потрогайте их. Что вы заметили?

Ответы детей(Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).

- Бросьте один кубик льда в прозрачный стакан. А другой – в белый. Где лёд тает быстрее?

Ответы детей(в белом).

- Почему?

Ответы детей(в тёплой воде лёд тает быстрее).

- Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды?

Ответы детей(Легче).

- Почему вы так решили?

Ответы детей(Лёд не тонет, плавает на поверхности).

Подвести детей к выводу:

- Что лед- это вода.

- Что лед не тонет.

Итог

- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах?

Ответы детей: (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).

- Что вам понравилось на занятии? (ответы детей).

- Что вы узнали о воде?

Ответы детей: Что вода прозрачна, не имеет цвета и запаха

Ребята, наше занятие подошло к концу.

Я хочу пожелать вам, чтобы вы были здоровыми, веселыми, красивыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия экспериментальная деятельность в старшей группе «Волшебница вода».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку, прием пищи, сон; способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслит...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворит...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Вода. Как разделить смеси» (фильтрование)

Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельностиЗадачи:      1. Обучающие:познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект  занятия  опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Вода и воздух»

Цель: Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные:-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, ...