Познавательно-игровой проект для детей раннего возраста от 2-3 лет «В гостях у сказки»
проект по развитию речи (младшая группа)

Петрова Елена Львовна

К сожалению, в наше время у большинства родителей нет времени сесть рядом с ребенком и почитать сказку. Дети воспитываются на современных мультфильмах, которые не несут в себе нравственного начала и ничему не обучают. А ведь сказка является источником русской народной культуры и представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического и речевого воспитания детей.Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -  

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

141650 Московская область Клинский район г. Высоковск ул. Текстильная  д.7А

Телефон 8 (49624) 6-21-76

Познавательно-игровой

проект

 для детей раннего возраста от 2-3 лет

«В гостях у сказки»

                     

     

                       Выполнила воспитатель –  Петрова Е.Л.

2020 г

Название проекта: «В гостях у сказки»

Проблема: К сожалению, в наше время у большинства родителей нет времени сесть рядом с ребенком и почитать сказку. Дети воспитываются на современных мультфильмах, которые не несут в себе нравственного начала и ничему не обучают. А ведь сказка является источником русской народной культуры и представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического и речевого воспитания детей.

Актуальность: В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. А ведь сказка - прекрасное творение искусства. Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.

Цель: Развитие у детей раннего возраста устойчивого интереса к русским народным сказкам как произведению русского народного искусства. 

Задачи для детей: 

  • Формировать устойчивый интерес детей к русским народным сказкам.
  • Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность языка.
  • Формировать у детей представление о сказке, через разные виды деятельности (игровую, продуктивную, коммуникативную, театрализованную)
  • Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
  • На примере сказок показать, что добро, побеждает зло.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

Задачи для педагога:

  • Разнообразить развивающую среду: предметные картинки и наглядно - демонстрационный материал.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Подготовить консультации для родителей.
  • Оформить выставку рисунков и поделок «В гостях у сказок»

Задачи для родителей:

  • Познакомить родителей с важностью чтения сказок для развития ребенка.
  • Привлечь родителей к пополнению книжного уголка, изготовлению рисунков и поделок для выставки на тему: «В гостях у сказок»

Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатель, родители 

Продолжительность проекта: краткосрочный. (08.01 - 31. 01. 2020 г.)

Гипотеза: Ближайшее знакомство со сказкой поможет детям: полюбить духовную культуру родной страны, воспитать в них лучшие человеческие качества, развить устные и речевые навыки.

Объект проектной деятельности - сказки для самых маленьких

Продукты проекта:

  • Пополнение книжного уголка сказками по возрасту детей.
  • Выставка работ руками родителей на тему: «Сказка в гости к нам пришла».
  • Пополнение театрализованного уголка разными видами театров.

Обеспечение проекта:

Методическое - педагогическая, методическая, детская художественная литература-сказки

Диагностическое - диагностический материал, дидактический         материал.

Материально-техническое - разные виды театров: пальчиковый, настольный, бибабо, театр игрушек, театр масок, пластилин, карандаши, краски,

Развивающая среда: детская художественная литература - сказки,

настольный, кукольный театры, мелкие игрушки-персонажи сказок, маски сказочных героев, строительные материалы, краски, карандаши, пластилин и др. 

Интегрируемые виды деятельности:

Игровая - дидактические, театрализованные игры, игры-инсценировки.

Продуктивная деятельность - рисунки, поделки из пластилина, бросового материала

Коммуникативная деятельность - беседы.

Двигательная деятельность - подвижные, пальчиковые игры. физкультминутки.

Музыкально-художественная деятельность - просмотр мультфильмов, слушание музыкальных сказок, музыки, разучивание песен, игр.

Чтение художественной литературы - сказки, песенки –потешки

Структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (образовательные области):

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно - эстетическое развитие

       Взаимодействие с родителями 

  1. Обсуждение темы проекта;  
  2. Привлечение родителей к организации и реализации проекта:
  • к подбору иллюстрированного и печатного материала;
  • к участию в оформлении выставки работ на тему: «Сказка в гости к нам пришла».
  • к чтению художественной литературы дома
  1. Индивидуальные беседы, рекомендации, консультации, наглядные информационные материалы.

Ожидаемые результаты:

  • Дети познакомятся русскими народными сказками.
  • У детей повысится интерес к рассматриванию иллюстраций, рассказыванию сказок.
  • Дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
  • В процессе ознакомления со сказками активизируется речь, увеличится словарный запас детей.
  • Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. Родители узнают о влиянии сказок на речь ребенка. Примут активное участие в проектной деятельности, нарисуют совместные с детьми работы своими на тему: «Сказка в гости к нам пришла».
  •  Пополнится развивающая среда группы.

Этапы  работы над проектом «В гостях у сказки»

1 этап – Подготовительный

1. Определение целей и задач проекта. 
2.Составление плана работы, разработка содержания проекта. 
3. Подбор методической литературы и наглядно дидактического материала и пособий для реализации проекта: сюжетных картинок и иллюстраций,  дидактических игр, игрового материала и др.

4. Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

5. Ознакомление родителей с проектом.

6.  Подбор материала для консультирования родителей.

2 этап – Основной

1. Рассматривание с детьми картинок, иллюстраций по данной теме;

2. Чтение, прослушивание и просмотр сказок: "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Заюшкина избушка».

3. Игра с конструктором «Домик для зверят по сказке "Теремок".

4. Музыкальные игры

5. Использование подвижных и пальчиковых игр.

     6. Участие детей в театрализованных играх.

План работы

        Содержание работы

Срок исполнения

Ситуативные беседы: «За что мы любим сказки?»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к сказкам, расширение кругозора.

Первая неделя

Просмотр мультфильмов по сказкам

Еженедельно

Чтение р. н. сказок «Репка», «Курочка Ряба»

Цель: Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.

Первая неделя

Разгадывание загадок о сказках

Еженедельно

НОД «Сказка для Кати»

Цель:  Способствовать развитию речи, как средства общения. Приучать детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, повторять небольшие предложения

Первая неделя

Рассматривание иллюстраций и картинок по теме

Еженедельно

Ознакомление родителей с внедрением проекта в жизнь группы. Предложить дома читать больше сказок, беседовать по их содержанию. Предложить принять участие в оформлении выставки поделок по теме «Сказка в гости к нам пришла»

Первая неделя

Дидактические настольные игры по теме проекта

Еженедельно

Театрализованные игры по сказкам «Курочка Ряба», «Репка»

Цель: Обогащать впечатления; пробуждать интерес к театрализованной игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Первая неделя

Чтение р. н. сказок «Колобок» и «Теремок»

Цель: Учить внимательно слушать знакомую сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Вызвать сочувствие, желание помочь персонажам.

Вторая неделя

 Дидактическая игра «Кто за кем»

Цель: Закреплять знание р. н. сказок, воспроизводить последовательность появления персонажей.

Вторая неделя

Ситуативная беседа «Как обращаться с книгой»

Цель: Учить бережно обращаться с книгой, любить книги.

Вторая неделя

НОД «Сказка в гости к нам пришла»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством – сказкой. Учить узнавать и называть хорошо знакомые сказки.

Вторая неделя

Прослушивание аудиозаписей песен и сказок по теме проекта

Ежедневно

Сюжетно-театрализованная игра по сказке «Репка»

Цель: Учить играть в сказку, выполнять действия в соответствии с сюжетом сказки, развивать фантазию и воображение

Вторая неделя

НОД «Домики –теремки для зверей» (конструирование)

Цель: Вызвать желание помочь зверям. Построить для них домики-теремки. Развивать конструктивные способности.

Третья неделя

Ситуативная беседа: «Наши любимые сказки»

Цель: Закреплять знания хорошо знакомых сказок, учить называть любимые. 

Третья неделя

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Цель: Учить раскладывать иллюстрации к сказкам в порядке развития сюжета

Третья неделя

Чтение р. н. сказок «Заюшкина избушка». «Три медведя»

Цель: Познакомить детей с новыми для них сказками. Учить внимательно их слушать, понимать содержание и оценивать поступки персонажей.

Третья неделя

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить узнавать и называть сказочных персонажей и сказку из которой они пришли.

Третья неделя

НОД «Книги-лучшие друзья»

Цель: Прививать детям интерес и любовь к книгам, учить бережно с ними обращаться.

Третья неделя

Чтение р. н. сказок «Маша и медведь» «Волк и семеро козлят»

Цель: Продолжать знакомить детей с новыми для них сказками. Учить внимательно их слушать, понимать содержание и оценивать поступки персонажей.

Четвертая неделя

НОД «Сундучок сказок»

Цель: Закреплять знания сказок, учить узнавать и называть сказки, сказочных персонажей. Подражать их голосам и действиям.

Четвертая неделя

Ситуативная беседа «Какие сказки мы знаем?»

Цель: Закреплять знания хорошо знакомых сказок, учить хорошо в них ориентироваться

Четвертая неделя

Дидактическая игра «Собери сказку»

Цель: Учить составлять из 4-х кубиков целое изображение-иллюстрацию к сказке.

Четвертая неделя

Итоговое развлечение по сказке «Репка»

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость, активизировать речь. Повеселить, порадовать малышей.

Четвертая неделя

Оформление выставки поделок на тему «Сказка в гости к нам пришла»

Четвертая неделя

Интеграция образовательных областей:

1

Познание

НОД по теме проекта: «Путешествие в страну сказок»

2

Коммуникация

Рассматривание картинок и иллюстраций из серии «Герои сказок»

3

Чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок: "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»

Просмотр разных видов театра по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.

4

Социализация

Дидактические игры: «Чудесный мешочек» , «Теремок», «Домик для мышки», «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;

5

Художественно - эстетическое развитие

Конструирование домиков для животных (сказки «Теремок», «Рукавичка»); Лепка – «Румяный колобок»; Рисование –«Яичко для мышки»

6

Труд

Убираем игрушки на свои места

7

Музыка

Слушание песен «Колобок», «Бабка – Ёжка», «Три весёлых зайчика», сказок «Репка», «Теремок" и др. в аудиозаписи. Пение детских песен. Разучивание танцевальных движений под р.н мелодии.

8

Физическое развитие

Подвижные игры «Зайка серый умывается», «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»

Комплексы утренней гимнастики «Заячья зарядка», физкультминутки, пальчиковые игры, хороводные игры: «Заинька попляши…»Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса), пальчиковая гимнастика.

9

Свободная деятельность

Театрализованные игры с настольным театром по сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка»

10

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей, рисование совместно с детьми рисунков для организации выставки по теме «Сказка в гости к нам пришла»  Индивидуальные беседы.

3 этап – Итоговый

  1. Оценка проделанной работы с детьми.
  2. Самоанализ педагогической деятельности
  3. Объективная оценка проделанной работы

4 этап – Заключительный 

  • Оформление выставки «Сказка в гости к нам пришла».
  • Итоговое развлечение по сказке «Репка».

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость, активизировать речь, учить подражать героям сказки, их голосам и действиям. Развлечь детей, поднять веселое, радостное настроение.

         

         Список литературы:

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
  3. А. Ф. Брязгун «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла» Детство – пресс 2015.
  4. Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ  и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Вераксы, Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с
  6. «Организация сюжетных игр по сказкам» Н. Н Короткова, Н. И. Михаленко Москва Скрипторий 2003 г.

Анализ проекта:

  У детей сформирован устойчивый интерес к сказкам, обогатилась речь, ребята стали больше общаться между собой.
Повысился интерес к совместной деятельности у родителей.
Реализация данного проекта подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.

   В группе накоплен достаточный наглядный и демонстрационный материал для развития познавательных способностей и развития речи детей. Дети с радостью принимали участие в театрализованных и дидактических играх. Узнавали сказочных героев на картинках.

   Родители приняли активное участию в совместной деятельности : в подготовке костюмов и масок для театрализованных игр и выставки «Герои любимых  сказок».  

   Вывод: В процессе реализации данного проекта дети познакомились с русскими народными сказками. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Повысилась речевая активность, выразительность речи. Появилось желание передавать сказочные образы в художественном творчестве и конструировании. Дети стали использовать сказочные образы, фразы из сказок в сюжетно-образных играх. Повысился уровень положительных нравственных качеств. Дети с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей и устойчивого интереса к русской народной сказке.

Приложения

Конспекты НОД                                    Приложение № 1

Конспект НОД по теме  «Сказка для Кати»

Цели:

Способствовать развитию речи, как средства общения. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять небольшие предложения, сопровождая их игровыми действиями. Учить различать количества предметов: много-один (один - много), предметы по форме, цвету и величине (шар, круг). Содействовать созданию эмоционально-положительному климату и активности детей.

Материал: Кукла, плоскостные фигуры к сказке «Курочка Ряба», разноцветный «яички» (шарики из пластилина 3-х цветов белый, желтый, красный).

Ход НОД:

В группе раздаётся «Плач куклы Кати»

Воспитатель:- Кто это там плачет? Пойдемте, посмотрим. (Идут искать кто плачет)      

Воспитатель:- Это кукла Катя. Почему же Катенька плачет? (воспитатель наклоняется к кукле)

Воспитатель:- Катенька сказала, что не может найти свою бабушку, чтоб бабушка рассказала ей сказку про «Курочку Рябу». А давайте мы все расскажем Кате эту сказку. Вы же её знаете? Садись Катя поудобней и детки сядут (садятся полукругом у стола, где заранее расположены фигурки к сказке «Репка»).

Воспитатель:-  Я буду показывать и вместе с вами рассказывать сказку. Согласны? Старайтесь все, чтоб Кате сказка понравилась.

Рассказывание сказки:

Воспитатель:- Давайте все вместе начнём сказку

Жили-были, кто? (выставляет поочередно фигуры). Была у них, кто? Снесла курочка, что? Какое?  Дед бил-бил (как бил?) (воспитатель показывает кулачок об кулачок)

Бабка била – била (как била?) Не разбила (разводят руками и вытирают рукой лоб от «пота»). Мышка побежала, хвостиком махнула (как махнула?) (стоя повороты в сторону) и яичко разбилось.

Воспитатель:- Плачет дед, как? (мальчики показывают).

Воспитатель:-  Плачет бабка, как? (девочки показывают).

Воспитатель:- А курочка кудахчет. Что говорит курочка? (не плач дед, не плач баба, я снесу вам не золотое, а простое яичко).

Воспитатель:-  Вот какое снесла! (показывает большое белое яйцо)

Воспитатель:-  Какое? Яйцо белое, большое, круглое (дети повторяют).

Воспитатель:- Вот и рассказали мы Кате сказку. Про кого? (про курочку Рябу).

Воспитатель:-  А что Катя опять плачет (наклоняется к кукле Кате)

Воспитатель:-  Говорит, что курочка снесла одно яичко, а надо много.  А давайте мы подарим дедушке и бабушке много яичек. Согласны? Да ещё разноцветные. Вот они у меня есть. (Показывает из пластилина 3-х цветов круглые «яйца»).

Воспитатель:-  Какие здесь яички по цвету – разноцветные.  Сколько у курочки и деда с бабкой яичек (одно).  А здесь у нас сколько? (много).

Воспитатель:-  У деда и бабы «яйцо» большое, покажите какое.

Воспитатель:-  А здесь, какие «яички»? (маленькие).

Воспитатель:-  Сейчас каждый возьмёт по одному яичку и покажет мне его (дети берут по одному шарику – «яичку»).

Воспитатель:-  У вас в руках, сколько яичек? (одно).

Воспитатель:-  Давайте, сейчас положим  их в корзинку.  Сначала положим белые яички. У кого белые? (дети дарят бабе и деду белые яички)

Воспитатель: -  А у кого желтые? – (дарят желтые)

Воспитатель:-  А у кого красные? – (дарят красные)

Воспитатель: -  Вот сколько много яичек у деда и бабушки. Сколько яичек? (много).

Воспитатель:-  А было? (мало, одно). Вот и Катя улыбается, довольна и мы рады.

Воспитатель:-  А давайте мы покажет Кате, как мы радуемся и солнышку и дождику.

Мимическая игра «Дождик и солнышко» (совместно с воспитателем).

«Выглянуло радостное солнышко» - дети высоко поднимают руки и улыбаются,

«Появились тучи хмурые» - дети хмурятся,

«Пошёл дождь по верхушке деревьев» - дети ладошками по голове хлопают,

«По веточкам» - похлопывают по бедрам (по бокам),

«По кустикам» - похлопывают по коленкам,

«По дорожке» - топают быстро по полу.

Дождь стал тише – топают медленнее,

«По кустикам» – хлопают медленно по коленкам,

«По веточкам» – хлопают по бедрам,

«По верхушкам деревьев» – хлопают по голове.

И выглянуло радостное солнышко – руки вверх, в стороны.

Воспитатель:-  Ну что детки, пора провожать Катю, дождик ведь кончился и её ждет бабушка, переживает.

Конспект НОД на тему «Книги – лучшие друзья»

Цель:

  • Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;
  • развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;
  • определять знакомые книги и сказки.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, вы любите, когда вам читают книжки?  Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что недавно в наш книжный уголок пришла кукла Катя, она прочитала много книг и поэтому стала такой умной. Весь день она сидит здесь на стуле, наблюдает за нами, а вечером, когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня Катя согласилась поговорить и с вами.

Воспитатель: - (берет куклу): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно сказали: «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.

Воспитатель: - Катя, но наши дети еще не умеют сами читать, как же они узнают, о чем, например, эта книга?

Кукла: - Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). Кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован? (бычок, мишка – чтение стихов). Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку, которая называется «Игрушки».

А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами.

Провела его малышка, будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь).

Воспитатель: - Найдите эту книжку на нашей полочке и покажите.

(дети находят нужную книжку. То же и по другим книгам)

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился. (Колобок)

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк. (Волк и семеро козлят)

Воспитатель: - Ты знаешь, Катя, мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем. Давайте покажем, как мы это делаем!

 Игра-разминка «Ровным кругом»

- как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)

- как Машенька в лесу грибочки собирала?

- как дед Репку из земли тянул? (вновь посадить на стульчики)

Кукла: - Молодцы! Я поняла, что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.

Воспитатель: - Спасибо, Катя! Ребята, давайте посмотрим, какие книги лежат в этом сундучке.

- Это книжки-малышки, их очень любят и самые маленькие ребята, и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести друзьям в детский сад.

Кукла: - А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки? (показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации, а затем новые). Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.

Воспитатель: - Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги - раскраски и Катя подарила нам такие книжки! Давайте все вместе скажем «Спасибо» Кате и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.

Конспект НОД (конструирование)

«Домики-теремки для зверей»

Цели: Развитие доброжелательного отношения к игровым персонажам.

Формировать представления о том, что у каждого есть свой дом. Учить детей внимательно следить за развитием действий каждого персонажа; улавливать и понимать простейшие причинно-следственные отношения.

Учить понимать короткие, простые по содержанию тексты, согласовывать слова с движениями. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Вызвать желание помочь, построить домики для зверят. Приобщать к созданию простых конструкций домика.

Материал к НОД: домик «теремок»; разрезные картинки «Теремок»; зверюшки, сомасштабные строительному материалу (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь); пластмассовый конструктор для теремка (на каждого ребенка); мультимедийное оборудование, слайды для игры «Кто, где живет?»; классическая музыка по выбору воспитателя.

Ход НОД:

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.

Воробей живет под крышей.

В теплой норке домик мыши.

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

-Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

Воспитатель: Вот как мы с вами интересно рассказали про зверей и их домики.

Воспитатель с детьми подходит к домику на столе, спрятанному под платком.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а вот еще домик «теремок». Как вы думаете, кто же там живет?

Воспитатель: Давайте сядем на стульчики и посмотрим, кто в домик «теремок» придет жить. Звучит музыка (фоном). Воспитатель рассказывает сказку «Теремок», используя, зверюшек, сомасштабных строительному материалу (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь).

Воспитатель: Мишка, медведь такой неуклюжий, сломал теремок, где же теперь будут жить зверюшки? Как же нам зверюшкам помочь?

Воспитатель: Давайте построим новые дома-теремочки зверюшкам из конструктора, у каждого будет своего домика. Кто теремок красивый и прочный построит, к тому в домик прибежит зверюшка жить.

Дети строят из настольного конструктора дома, к каждому дому приходит жить сказочный персонаж. Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Ребята давайте полюбуемся нашими теремочками, порадуемся за зверей, что у каждого есть свой домик теремок. Можно поиграть друг к другу в гости сходить.

Пальчиковая игра «Где твой домик?».

Пальчиковая гимнастика                    Приложение № 2

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку — хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
«Курочка Ряба» - это раз

«Репка» сказка - это два

Третья сказка - «Теремок»

А четвертая - «Колобок»

«Три медведя»- сказка пять
Сказок всех не сосчитать

Знаем «Волка и козлят»
Этим сказкам каждый рад.

Пальчиковая гимнастика по сказке «Курочка Ряба»

Воспитатель: Дети, сейчас мы при помощи наших рук расскажем-покажем русскую народную сказку «Курочка Ряба». Повторяйте за мной движения рук и пальцев. Встанем прямо. Следим за моими движениями.

1. Жили-были дед (обводим двумя руками сверху вниз воображаемую бороду у деда) и баба (изображаем, как покрываем голову платочком и завязываем под подбородком уголки платка).

2. И была у них курочка Ряба (стучим указательным пальцем по столу).

3. Снесла курочка, яичко (округляем пальцы рук и соединяем их кончики, образуя «круг»), да не простое, а золотое.

4. Дед бил, бил (стучим кулачком по столу) – не разбил (разводим руки в стороны). Баба била, била (стучим кулачком по столу) – не разбила (руки - в стороны).

5. Мышка бежала (пальцы левой руки сжимаем в кулачок. Мизинец- «хвостик» оттопыриваем. Пальцами правой руки «пробегаем» по столу), хвостиком махнула (махнем указательным пальцем) – яичко упало и разбилось (взмах руками вверх).

6. Дед плачет, баба плачет (закрываем лицо обеими руками).

7. А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба (отнимаем ладони от лица). Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое (округлим пальцы и соединим их кончики в «круг»).

8. Сказала, так курочка Ряба и стала зернышки клевать (стучим указательным пальцем по столу).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Пальчиковая гимнастика по сказке «Колобок»

Жил-был колобок (хлопки в ладоши)

Колобок печеный бок (показать ладони соединить в круг)

И от дедушки, и от бабушки (показать одну ладонь, затем другую ладонь)

Покатился колобок (круговое вращение руками)

Покатился колобок – видит заинька идет (зайкины ушки)

И от заиньки косого, укатился колобок

Покатился колобок – видит волк, зубами щелк (краб)

И от злого, злого волка

Покатился колобок

Покатился колобок – видит Мишенька идет

(покачаться влево, вправо)        

И от мишки косолапого

Укатился колобок

Покатился колобок - видит лисонька идет (лиса)

Но от злой и жадной лиски колобок уйти не смог.

Лиса его ам и съела.

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок.

 Дети поднимают руки над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша”

Он не низок, не высок. Приседают 

На двери висит замок, да замок. Кто бы тот замок нам открыть помог? Сцепляют пальцы рук “в замок” так сильно, чтобы пальцы покраснели

Слева зайка, справа мишка кивают головой один раз вправо, один раз влево 

 – Отодвиньте-ка задвижку! Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в замке – “крепкий замок”

Слева ёжик, справа волк кивают головой

Открывают теремок, теремок “Открывается замок” – разводят руки в стороны.

Физкультминутки                           Приложение № 3

По сказке «Колобок»

Непоседа – Колобок
Покатился во лесок.
Разве можно удержать
Тех, кто хочет убежать? (
имитация руками вращающегося Колобка, быстрый бег на месте)
Смотрит бабушка в окошко,
Дедушка глядит с крыльца: (
слова сопровождаются показом)
-Не видали сорванца? (
нет)
Колобок не устает,
Быстро катится вперед. (
вращение руками, бег на месте)
Впереди увидел лес, 
Где деревья до небес. (
встать на цыпочки, потянуться)
Слева- пробежал мышонок,
Справа- квакнул лягушонок. 
Трещат сороки без умолку, 
На высокой старой елке. (
все слова сопровождаются показом)
Долго глядя в чистое небо, 
Утомился шарик хлебный.
Проделал он нелегкий путь
И собрался отдохнуть. (
садятся на места)

По сказке «Теремок»

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (
присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (
поклон)
Там и мышка (
руки перед собой на носочках
И лягушка (
присели)
Зайчик (
прыжки)
С лисонькой –подружкой (
повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (
показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (
поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (
изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (
кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (
бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (
сели на стульчики)

По сказке «Кот, петух и лиса»

Жили Котик (пальцы растопырили)
С Петушком (
руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (
повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке. (
сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы  (
потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (
присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (
ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл. (
присели)
Умный Котик спас дружка (
погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка. (
сделали руками гребешок)

Живут котик с Петушком
У лесной опушки (
руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (
повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке. (
погрозили пальчиком)

 

По сказке « Репка»

В огороде дедка репку посадил   (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка , и крепка  (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья 
(руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка 
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)

Сценарий итогового развлечения по сказке «Репка»

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость, активизировать речь, учить подражать героям сказки, их голосам и действиям. Развлечь детей, поднять веселое, радостное настроение.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей принять участие в игре по сказке «Репка».

Воспитатель: 

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи!»

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди.

Загадаю вам загадку:

«Выросла она на грядке,

И тянули по порядку:

Дед сначала, потом бабка,

Потом внучка, потом Жучка,

Да, вот только, не смогли!

Слишком уж, большая штучка,

Выросла на грядке той.

А кошка с мышкою пришли, -

Сразу выдернуть смогли!

Кто из вас, ребята скажет: что же, такое, выросло на грядке у бабки с дедкой? Правильно, это репка! А теперь посмотрим наш спектакль.

Воспитатель: - Жили-были дед и баба (встают переодетые в костюмы «деда» и «бабки» двое детей, кланяются детям). Репку в землю посадили (встает один ребенок в костюме «репки» и садится на корточки в центре; «дед» с «бабкой» уходят).

Воспитатель: - Поливали и растили (встают дети без костюмчиков и начинают ходить хороводом вокруг «репки», имитируя движения ухода за «репкой»). Репка выросла большая, крепкая и удалая («репка» встает в полный рост, а дети садятся на свои места).

Воспитатель: - Вот решил дед репку вырвать (входит «дед»). Стал тянуть ее, тянуть («дед» берет «репку» за руку и делает вид, что тянет). Долго дед тянул, устал. От усталости упал («дед» садится около «репки», оборачивается и зовет «бабку»): Бабка, бабка – помоги! Репку вытащить, беги (входит «бабка», помогает «деду» подняться на ноги и становится рядом, держась за его плечо).

Воспитатель: - Бабушка за дедом встала, их теперь, уж, двое стало! Дед за репку ухватился. Потянули, потянули. Нет уж сил и у бабули. Бабка внучку позвала («бабка» смотрит на детей и машет рукой): Внучка, внучка! Выручай! Бабке с дедом помогай! (встает «внучка» и бежит к «бабке»).

Воспитатель: - Внучка быстро прибежала, внучка за бабулей встала. Дедушка за репкой, бабушка за дедкой. Вместе дружно потянули. Да, уж видно, репка вросла в землю крепко. Внучка Жучку позвала («внучка» машет рукой «Жучке», зовет к себе на помощь).

Воспитатель: - Жучка, Жучка, выручай! Нам скорее помогай! (встает «Жучка», «лает» и бежит к «внучке» на помощь).

Воспитатель: - Жучка за внучкой встала, внучка за бабулей, бабуля за дедулей. Дед за репку ухватился, стали вместе репку рвать! Но в земле она опять! Что же делать? Как достать? Нужно срочно кошку звать («внучка» машет рукой «кошке»).

Воспитатель: - Мурка, Мурка, выручай! Нам скорее помогай! (встает «кошка», «мяукает» и бежит к «Жучке»).

Воспитатель: - Мурка за Жучкой, Жучка за внучкой, внучка за бабкой, бабка за дедкой, дедка за репкой. Снова вместе потянули! Репка больно уж крепка! Все сидит в земле она! Помощь мышкина нужна («кошка» машет рукой «мышке», зовет на помощь).

Воспитатель: - Мышка, мышка, выручай! Нам скорее помогай! («мышка» встает, пищит «пи-пи-пи!» и бежит к «кошке»).

Воспитатель: - Мышка за кошкой, кошка за Жучкой, Жучка за внучкой, внучка за бабкой, бабка за дедкой, дедка за репкой. Потянули, потянули. Выдернули репку! (все хороводом идут за «репкой» по кругу).

Воспитатель: - Вот и сказочке конец, а кто слушал, молодец!

В каждой сказке есть намек, добрым молодцам урок!

В этой сказке суть одна – дружба победит всегда!

Кто дружно за работу берется, тому всегда все удается!

Дидактические игры                             Приложение № 4

Дидактическая игра  «Чудесный мешочек»

Цель игры: Учить детей доставать из мешочка героя сказки узнавать и называть его.

Дидактическая игра «Собери сказку»

Цель игры: Учить детей составлять из 4 кубиков целое изображение-иллюстрацию к сказкам и называть героев и название сказки.

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Цель: Учить раскладывать иллюстрации к сказкам в порядке развития сюжета и рассказать об этом.

 Дидактическая игра "Кто за кем?".

 Цель: Продолжать закреплять знание содержания сказок, упражнять в умении воспроизводить последовательность появления персонажей, развивать память, внимание и мышление, обогатить и активизировать словарный запас детей, развивать мелкую моторику, способствовать закреплению знаний о цвете и форме, формировать сенсорные способности детей в процессе игры.

         Дидактическая игра «Знаешь ли ты сказки?».

Воспитатель читает отрывок, или же показывает иллюстрацию к сказке и просит назвать сказку.

 Дидактическая игра “Кто спрятался?”

 Цель: Развивать зрительную память, называть кого нет, кто спрятался?

Дидактическая игра” Кто лишний”

 Цель: Учить узнавать сказку и персонажей, называть какой персонаж лишний-из другой сказки.

Дидактическая игра «Чей голос?»

Цель: Учить по голосу (аудиозаписи) узнавать и называть персонаж, которому принадлежит  голос. Развивать мышление и слуховую память.

 

Дидактическая словесная игра «Отгадай кто это?»

Цель: Учить отгадывать загадки и называть сказочный персонаж. Развивать мышление и память.

  1. Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,

      По снежочку тык-тык.      (Заяц)

  1. По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)
  2. Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
  3. Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,

     В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)

  1. Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)
  2. Серенький шарик под полом шарит-шуршит. (Мышь)

- Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»!

 Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель игры: Учить угадывать сказку, досказывать слова по смыслу, активизировать речь.

Жили - были семь ребят:

Белых маленьких ...(козлят)

Мама их любила

Молочком ... (поила)

Тут ребята щёлк да щёлк:

Появился серый ...(волк)

Шкуру белую надел

Нежным голосом...(запел)

Как коза запел тот зверь

- Отоприте детки ...(дверь)

Ваша матушка пришла

Молочка вам ...(принесла)

Мы ответим без подсказки

Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки... ("Волк и семеро козлят")

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

на окошке он студился,

По дорожке он ... (катился).

Был он весел, был он смел.

И в пути он песню... (пел).

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый ...(мишка).

И когда малыш в лесу встретил рыжую ...(лису),

От неё уйти не смог

Что за сказка? (колобок)

Маша в коробе сидит

Далеко она ...(глядит)

Кто несет её ответь

Быстрыми шагами?

А несёт её ...(медведь)

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь

Хочет Миша ..(отдохнуть)

Только Маша не дает

На пенёк (присесть)

И румяный (пирожок)

По дороге (съесть)

Провела его малышка

Будет он умнее впредь

Вот у нас какая (книжка)

Это ... ("Маша и медведь")

Из муки он был (печен) 
На сметане был (мешен) 
На окошке он (студился) 
По дорожке он (катился)
Был он весел, был он (смел) 
И в пути он песню (пел) 
Съесть его хотел (зайчишка) 
Серый (волк) и бурый (мишка) 
А потом малыш в (лесу) 
Встретил рыжую (лису) 
От нее уйти не (смог). 
Что за сказка? ….(Колобок)

Конспект театрализованной игры по сказке «Репка»

Действующие лица: Бабушка-сказочница-воспитатель, дед, бабка, внучка, собачка Жучка, кошка, мышка, репка-дети из группы

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (показывает детям маски к сказке «Репка»). Давайте сегодня поиграем вместе в эту сказку. (Да, поиграем)

(Воспитатель раздает детям пожеланию маски. )

Бабушка-сказочница: «Жили-были дед с бабкой. Как-то раз посадил дед репку» (держась за руки, выходят дед с репкой, дед репку «сажает»)

«Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет - потянет, вытянуть – не может. Позвал дед бабку»

Дед: «Бабка! Пойдем репку тянуть!» (выходит бабка, держится за поясницу, кряхтит – ой-ой)

Бабушка-сказочница: «Стали они репку вместе тянуть – дедка за репку, бабка за дедку – тянут, потянут, вытянуть – не могут. Позвала бабка внучку»

Бабка: «Внучка! Пойдем репку тянуть!» (выходит внучка вприпрыжку, ручки на юбочке, поет песенку – ля-ля-ля)

Бабушка-сказочница: «Стали они репку втроем тянуть – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку – тянут, потянут, вытянуть – не могут. Позвала внучка Жучку»

Внучка: «Жучка! Пойдем репку тянуть!» (выходит собачка Жучка, гавкает аф-аф-аф)

Бабушка-сказочница: «Стали они вчетвером репку тянуть – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку – тянут, потянут, вытянуть - не могут. Позвала Жучка кошку»

Жучка: «Кошка! Пойдем репку тянуть!» (выходит кошка, мяукает мяу-мяу-мяу)

Бабушка-сказочница: «Стали они репку впятером тянуть: дедка за репку, бабка за дедку, внучка, за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку - тянут, потянут, вытянуть – не могут. Ух, устали!» (проводят по лбу рукой, тяжело вздыхают)

«Позвала кошка мышку»

Кошка: «Мышка! Пойдем репку тянуть!» (выбегает мышка на носочках, пищит пи-пи-пи)

Бабушка-сказочница: «Стали они репку все вместе тянуть: дедка за репку, бабку за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Тянут, потянут, тянут, потянут – вытянули репку!»

Дети встают в круг, берутся за руки и водят «Хоровод» под р.н. мелодию

«Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!»

(актеры поворачиваются к зрителю лицом, берутся за руки, поднимают руки вверх - кланяются. Игра продолжается с другими желающими детьми.)

Утренняя гимнастика                        Приложение № 5

Комплекс утренней  гимнастики «Заячья зарядка»

I.вводная часть

Ходьба обычная в чередовании с ходьбой, корригирующей: зайка вышел погулять, 12345(ходьба обычная) по тропинке шел, и морковку нашел. (ходьба по дорожке с наклонами вниз) по сугробам лесным, зайчик наш шагает (ходьба, высоко поднимая колени, руки в стороны) зайчик наш боится волка, убегает прочь он ловко (лёгкий бег) по тропинке побежали, до лужайки добежали.

II. Основная часть. ОРУ

Построение в круг.

«зайка наш боится волка»

И.П. у.с. руки на пояс.

1 - 2. поворот головы в сторону. Смотрит в стороны он зорко.

3 - 4. Повторить в другую сторону.

«не растёт зимой капуста»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1. наклоны в право, пусто.

2. наклоны в лево, пусто.

 «лисица заметает хвостом следы»

И.П. стоя на коленях, руки свободно.

1 - 2. сесть на пол у правой пятки.

3 - 4. Повторить в другую сторону.

«на полянке лесной, зайки прыгают гурьбой»

И.П. руки на пояс.

1. прыжки на месте, прыг – скок, прыг – скок и за кусток.

« заячья беседа»

И.П.  о.с.

1. руки через стороны вверх. Глубокий вдох через нос.

2 – 3. Выдох с произношением звука «м» при закрытом рте.

III Заключительная часть.

Вместе мы домой идём не спешим, не отстаём. Руки вверх, руки вниз, на носочках подтянись.

Здоровье в порядке, спасибо зарядки!

Взаимодействие с родителями             Приложение № 7

Консультация для родителей

«Значение сказок в жизни ребенка»

   Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. В течение тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Она воспитывала, помогала становиться мудрее, добрее. Формировала основы нравственности, морали, по законам которой предстоит жить детям. Сказки учили и учат детей любить и уважать своих родителей.

  Сегодня потребность в сказке особенно велика. Ребенка буквально захлестывает все увеличивающийся поток информации. И хотя, восприимчивость психики у детей велика, она все же имеет свои границы. И тогда только сказка освобождает его подсознание от всего неважного, необязательного, переключает внимание на простые действия сказочных героев, объясняя, почему происходит так, а не иначе.

   Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время, когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Сказку можно читать перед сном, когда особое состояние перехода ко сну сочетается с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Не бойтесь одну и ту же сказку читать несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть сказки, в его воображении еще ярче возникают красочные образы персонажей.

   Такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» в обработке К. Ушинского, «Петушок и бобовое зернышко» необходимо рассказывать маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить. Слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова и выражения.

Сказки позволяют детям различать добро и зло: ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и понимает, что зло наказуемо.

Из сказок дети черпают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности, способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма.

   В речевом развитии - обогащается словарь ребенка, корректируется мышление, внимание, память, воображение, мимика лица и жесты.

   В эмоциональном развитии сказка дает утешение, облегчение, помогает малышу увидеть путь выхода из эмоционального тупика.

   То есть, сказка, ко всему прочему, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. И, хотя, советы сказки скрыты, все же сказка учит ребенка самостоятельно выбирать правильное решение.

   Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Постарайтесь понять эмоциональную проблему вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

    Помните, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, родители которых читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности, некая картотека жизненных ситуаций.

Читайте детям как можно больше, а главное, говорите с ними о том, о чем прочитали, обсуждайте проблемы сказки.

Рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Читайте, либо сочиняйте только такие сказки, которые близки и понятны именно вашему ребенку.

Консультация на тему:

"Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!                                                           С. И. Мерзлякова

    Для детей раннего возраста 2-3 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.

    Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

    Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для малышей. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

    Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно  взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

   В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.

   Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

     Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Подвижные игры                              Приложение № 6

Цель подвижных игр:

Развивать двигательную активность, учить выполнять игровые правила, упражнять в беге, прыжках и прочих видах движений, убегать от догоняющего, развивать ловкость, быстроту реакции и т.д.

Мыши водят хоровод

Мыши водят хоровод,

На скамейке дремлет кот.

Тише мышее, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот

Разобьет ваш хоровод!

(дети водят хоровод вокруг одного ребенка - «кота», на последней строчке кот просыпается, мышки убегают от него)

Гуси

Гуси, гуси! - Га-га-га.

Есть хотите? - Да-да-да.

Так летите же домой!

Нет-нет-нет,

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Зубы точит,

Съесть нас хочет.

Ну летите как хотите,

Только крылья берегите!  (На последних словах дети машут руками – «крыльями» и бегут к воспитателю, уворачиваясь от «волка»)

«Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (дети подносят ладони к голове, шевелят ими, поворачиваясь вправо и влево)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть! (дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать! (Все прыгают на одном месте)

Зайку волк испугал! («волк» рычит)

Зайка тут же убежал! (Дети разбегаются врассыпную)

У медведя во бору

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И меня рычит!

Лукошко опрокинулось

(дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко)

Медведь за нами кинулся!  

(Дети разбегаются, а "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем")

Лиска-лиса

Лиска-лиса,                      (водят хоровод вокруг «лисы», дразнят ее)

Лисонька- краса!

Рыжий хвост,

Долгий нос!

Ну-ка, поймай меня!       (убегают от лисы)

Хороводные игры: «Заинька попляши»

Цель: Развитие движений, учить держаться за руки, ходить по кругу, повторять движения за воспитателем; доставить детям радость.

«Заинька, походи, серенький, походи»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

движения по тексту

Загадки по сказкам                               Приложение №8                                            

1. Курочка Ряба

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! 

(Курочка Ряба)

2. Репка

Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?

Отгадай-ка ты загадку. (Мышка)

3. Колобок

Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)

 4.Теремок

В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышь Норушка,
Лягушка Квакушка,
Лиса и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик тот зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — … (Теремок)

5. Маша и медведь

А дорога далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

Что за сказка та дружок? ( Маша и медведь)

6. Заячья избушка

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок. (Заюшкина избушка)

7.Три медведя

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Маша и три медведя)

8. Петушок золотой гребешок

Унесла его лиса

За далёкие леса.

Но придёт на помощь кот,

Своего дружка спасёт!

Открывай, лиса, мешок-

Ты свободен, петушок!

Петя, Петя, петушок,

Золотой… (гребешок)

9. Волк и семеро козлят

Ждали маму с молоком, 

А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей раннего возраста на тему: "К нам в гости сказка пришла"

Проект для детей раннего возраста на тему: "К нам в гости сказка пришла"...

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию « Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к Сказке»

ВоспитателиМБДОУ №24 "Солнышко"Мякишева Оксана Константиновна; ОД провела : Ганина Марина Александровна...

Познавательно- игровая деятельность в группе раннего возраста "Дикие животные"

Познавательно- игровая деятельность в группе раннего возраста "Дикие животные"...

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к сказке»

Цель: Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора.Задачи:1.      Продолжать формировать у детей интерес к театрализованной игре.2....

Познавательная игровая ситуация для детей раннего возраста 2 – 3 г. «Где живет водичка?» март 2022г.

Цель: формирование первичных представлений о воде, создание положительного эмоционального настроя малышей.Задачи:Образовательные: формировать у детей элементарные знания о воде.Развивающие: развивать ...

«Чудесный сундучок!» познавательно – игровой проект в группе раннего возраста.

laquo;Чудесный сундучок!»познавательно – игровой проект в группе раннего возраста....

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей раннего возраста группы №1 «Колобки». Тема: «В гостях у сказки».

Цель: развивать и активизировать речь детей через рассказывание знакомой сказки.Образовательные задачи:- продолжать учить рассказывать знакомую сказку вместе с педагогом;- учить слушать и слышать восп...