Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья»
проект по окружающему миру (средняя группа)

 Основанием для разработки проекта «Деревья-наши друзья» послужили наблюдения  за детьми, беседы  с  ними, которые  показали, что воспитанники группы не знают деревьев, растущих в нашем крае, часто ломают их, не понимают, какую пользу приносят деревья. Насторожили и  результаты   анкетирования  родителей по экологическому воспитанию.  Многие семьи мало уделяют внимание данной проблеме

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей  средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная ещё с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_osnovnoy.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

Познавательно-исследовательский      проект

«Деревья - наши друзья»

в средней группе «Радуга»

                        Выполнила:

                                        Версина Вера Семеновна

                                                        

2019 г

Актуальность проекта: Деревья окружают нас с детства. Мы так привыкли к ним, что порой и не задумываемся, насколько они загадочные создания природы. Например, как они вырастают такими огромными из маленького семечка? Как в маленьких  деревьев помещаются большие, вырастающие из них листья? Каким образом корень дерева выкачивает воду из земли – ведь внутри у него нет насоса? Список подобных вопросов неисчерпаем.
Растут деревья, с ними растут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они не передвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Не смотря на это, деревья являются важной частью живой природы и играют большую роль в нашей жизни.

 Основанием для разработки проекта «Деревья-наши друзья» послужили наблюдения  за детьми, беседы  с  ними, которые  показали, что воспитанники группы не знают деревьев, растущих в нашем крае, часто ломают их, не понимают, какую пользу приносят деревья. Насторожили и  результаты   анкетирования  родителей по экологическому воспитанию.  Многие семьи мало уделяют внимание данной проблеме

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей  средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная ещё с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Формулировка проблемы: «Что дают деревья для жизни людей: пользу или вред?

«Нужны ли деревья вообще?»
Вид проекта:
познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта:
краткосрочный

Сроки проведения:

август-ноябрь
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.

Возраст: 4-5 лет
Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое воспитание»

Цель проекта:

Формирование у детей представлений о деревья, как о живых объектах и объектах необходимых для жизни человека, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные:
• формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;

расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
• вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
• учить различать и называть деревья и плоды;

повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми
Развивающие:
• развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать любознательность, фантазию, воображение;
• развивать интерес к окружающему миру;
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы и беречь ее.

Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта предполагается, что

дети:
• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
родители:

повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

Этапы проекта.

I. Подготовительный этап:

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; 
  • выявление уровня имеющихся представлений дошкольников  по теме проекта. (диагностика детей);
  • выявление роли родителей в экологическом воспитании  детей  (анкетирование родителей);
  • разработка   перспективного плана работы по  теме проекта;
  • подбор методической и художественной литературы для реализации проекта;
  • организация предметно-развивающей среды в группе.

Основной этап:

  • сбор информации о деревьях;
  • опытно – экспериментальная деятельность;
  • проведение мероприятий по теме проекта: непосредственно – образовательная деятельность; совместная образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников.

Реализация проекта охватывала все образовательные области и  проходила через различные виды деятельности детей и формы организации:

- наблюдения,

- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

- беседы,

- чтение художественной литературы,

- заучивание стихов, пословиц,

- игры,

- экскурсии,

      - опыты

Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира.

НООД: «Деревья, которые нас окружают»,  «Что растет в лесу?», «Как появляются деревья» (презентация),  «Строение дерева»,  «Почему нужно беречь и охранять деревья»,  «Деревья в жизни человека», «Деревья на групповой площадке ДОУ»,  «Как нужно ухаживать за деревьями?»

Опытно - экспериментальная и исследовательская деятельность.

Опыты:  «Кора разных деревьев», «Кораблик путешествия» (свойства дерева), «Ветка тополя в воде», «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла),

 опыты с различным материалом (дерево, резина, стекло, железо, пенопласт, пластик)  

Исследование «Измеряем толщину дерева»  

Экскурсии и целевые прогулки: по территории детского сада, в парк, по улице Энгельса.

Дидактические игры.

  «Угадай дерево», «С какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Детки с какой ветки?», «Так бывает или нет?», «Подбери пару».

Образовательная область «Речевое развитие» 

Беседы: «Как родился листок у дерева», «Соседи деревьев - грибы».

 «Что необычного в жизни деревьев вы заметили на экскурсии в парке?»

«Какую пользу приносят деревья человеку»

Беседа по картине И. Грабарь «Рябина»

Рассматривание картин с изображением деревьев  и их описание.

Речевые упражнения «Найди дерево по описанию» , «Опиши, я отгадаю»

  Творческое рассказывание детей по темам

«Моё любимое дерево»

«Деревья на нашем участке»

«Что я видел в парке?»

Словесные игры

«Опиши, я отгадаю»

«Вспомни – назови»

«Один – много»

«Подбери действие»

Ознакомление с художественной литературой

Знакомство детей с пословицами и поговорками о деревьях.

Загадывание загадок о деревьях.

Чтение стихотворений» и беседа по содержанию

П. Воронько «Зелёный город»

И. Токмакова «Ива»,

П. Воронько «Липка»; 

И. Семенова «Березка»,

О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,

А. Прокофьев «Наш лесок»,

М. Ивенсен «Ёлочка»,

Заучивание: П. Воронько «Берёзка», Воронько «Липка».

Образовательная область « Социально – коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры

 «Магазин семян»

«Путешествие в лес»

Игры – драматизации

«Лесная история»

«Сказки старого дуба»

«Волшебный лес»

Настольно – печатные игры

«Времена года»

«Деревья наших лесов»

«С какого дерева листок»

«Ветки и детки»

«Сложи дерево»

Трудовая деятельность

- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке

- уборка опавшей листвы

Беседы по ОБЖ

«Когда опасно находиться под деревьями?»

 «Как вести себя в лесу?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Чего нельзя делать в лесу?»

 Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

 «Осенние листья»

«Золотая осень»

«Кисть рябинки, гроздь калинки».

«Листопад»

  «Обведи по трафарету и раскрась листья».

Лепка

Декоративная лепка «Гроздь рябины спелой»

«Листья разных деревьев» (пластилинография)

 «Грибы на полянке».

Аппликация

«Осенние листья»

Коллективная аппликация «Осеннее дерево»

 Образовательная областьФизическое развитие

Подвижные игры

«Поймай листок»

«1,2,3 к дереву беги»

«Найди пару»

«Кто быстрее добежит через препятствие к дереву»

Физкультминутки

 «Ветер тихо клён качает»

«Листопад»

«Ветер дует нам в лицо»

Пальчиковая гимнастика

«Листья»

«Деревья»

«Елка»

«Собираем листики»

Мероприятия по работе с родителями:

  1. Стендовая информация для родителей по теме проекта
  2. Рекомендации: «Чем занять ребенка на прогулке?»
  3. Консультации: «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Влияние природы на духовное развитие ребенка», «Будем любить, и беречь природу»
  4. Совместная творческая деятельность: выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия».
  5. Акция «Подари книгу о природе»
  6. Папки – передвижки : «Развитие познавательной активности средствами общения с природой» , «Прикоснись к природе сердцем», «Роль семейных прогулок в экологическом воспитании  детей»
  7. Издание мини –книжки «Узнай дерево»
  8. Создание коллекции «Семена деревьев»
  9. Привлечение родителей к акции «Наш лес. Посади свое дерево»

III. Заключительный этап:

  • выставка предметов из дерева
  • фото-выставка «Деревья нашего края»
  • выставка творческих работ детей;
  • проведение развлечения «Знаешь ли ты деревья?»;
  • создание презентации работы над проектом 


ПЛАН ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Цель

 

ПОДГОТОВИ-

ТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

АВГУСТ

 

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.

Организация предметно-развивающей среды в группе.

ОСНОВНОЙ

ЭТАП

Наблюдения за деревьями на прогулке. Тема: «Деревья на групповой площадке ДОУ»

Учить постепенно запоминать названия деревьев на групповой площадке, находить их отличительные признаки (цвет ствола, форма листьев, плодов).

Беседа «Как появляются деревья?»

Уточнить знания детей о вырастании дерева из семени или посадки саженца.

Беседа «Как нужно ухаживать за деревьями?»

Выявить объем знаний детей по уходу за деревьями (на примере работы взрослых в семье), уточнить их представления.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Развивать наблюдательность, зрительную память.

НООД «Чего нельзя делать в лесу».

Знакомить с правилами поведения людей на природе.

Чтение стихотворения П. Воронько «Зелёный город» и беседа по содержанию.

Формировать гражданственность, воспитывать патриотические чувства: желание приумножить природную красоту своего края и в целом Родины.

Совместная трудовая деятельность: уход за молодыми деревьями: полив, подвязывание к колышку, рыхление почвы.

Показать образец правильного ухода за деревьями; воспитывать бережное отношение к деревьям.

Беседа по картине И. Грабарь «Рябина».

Развивать эмоционально-эстетическое восприятие, связную речь дошкольников.

Слушание в записи «Песни о деревьях», слова Л. Чадовой, музыка Н. Лукониной.

Дать образец художественного чтения стихов.

Физминутка «Дует ветер нам в лицо».

Развивать умение перевоплощаться.

Заучивание  наизусть стихотворения П. Воронько «Липка».

Воспитывать бережное отношение к деревьям и всей природе. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения наизусть.

Прослушивание в аудиозаписи художественного чтения стихотворений И. Токмаковой «Берёза», «Дуб».

Показать образец выразительного чтения стихов наизусть.

НОД. «Чтение стихов об осени» (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Ознакомление с художественной литературой. Занятие № 2, стр.142).

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений об осенних деревьях, листьях; развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Знакомство детей с пословицами и поговорками о деревьях.

Познакомить с фольклорными формами выражения своих мыслей, впечатлений от наблюдений за окружающей действительностью. Перенос жизненных ситуаций людей на образы растений (деревьев).

Консультация для родителей. Тема «Экологическое воспитание детей в семье».

Разъяснить родителям важность экологического воспитания в семье, помочь определить направления для воспитательной деятельности по бережному отношению к природе.

Речевая игра «Путаница»

Развивать связную доказательную речь.

Чтение серии рассказов А. Смирнова «Кто на яблоньку похож» и беседа по содержанию.

Воспитывать интерес к окружающим нас растениям, желание беречь родную природу.

Поручение родителям: подготовить с ребёнком рассказ на тему «Моё любимое дерево».

Познакомить родителей с приёмами работы по составлению рассказа по плану. Поощрять совместное творчество родителей и детей.

Свободное рисование детей кистью и губкой «Деревья осенью».

Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

Игровое упражнение на прогулке «Найди своё дерево».

Развивать внимание, наблюдательность, сосредоточенность, развивать умение анализировать.

Загадывание загадок о деревьях.

Развивать наблюдательность, внимание.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку дерева из частей».

Упражнять в составлении картинки целого дерева из отдельных частей и называть его.

Беседа «Когда опасно находиться под деревьями?»

Познакомить с ситуациями, представляющими опасность для жизни людей от близости деревьев (гроза, сильный ветер, налипание снега, обледенение).

Игровое упражнение на прогулке «Найди такой же лист».

Развивать наблюдательность, зрительную память, умение образовывать прилагательные (кленовый, дубовый и т.д.)

 Дидактическая игра «Раз, два, три, дерево назови».

Закрепить знание названий деревьев, развивать речь, быстроту реакции, зрительную память.

Самостоятельная трудовая деятельность: сбор веток на групповой площадке.

Формировать у детей навыки соблюдения элементарной безопасности, трудовые навыки, навыки гигиены.

Опытно - экспериментальная деятельность. .
«Кора разных деревьев».

Просмотр серии «Теперь деревья будем поливать» из цикла обучающих музыкальных мультфильмов «Три котёнка» и беседа по содержанию.

Активизировать познавательный интерес к окружающей природе, обогащать личный опыт в познавательно – исследовательской деятельности

Развивать мышление, внимание, экологическое чутьё, умение в увлекательном сюжете заметить примеры неправильного, недопустимого поведения персонажей в природе и объяснить, как действительно нужно поступать.

Свободная лепка на тему «Грибы на полянке».

Закрепить технику лепки гриба, воспитывать интерес к познанию природы.

Речевые упражнения «Найди дерево по описанию» и «Опиши, я отгадаю».

Развивать внимание, наблюдательность, умение употреблять наиболее точные видимые признаки дерева для его описания (цвет ствола, форма листа и плода).

Чтение стихотворения М. Исаковского «Вишня» и беседа по содержанию.

Показать образец стихотворения – размышления автора. Воспитывать желание бескорыстно совершать добрые поступки по улучшению природного ландшафта.

Самостоятельная трудовая деятельность: сбор природного материала для поделок.

Закрепить знание принадлежности плодов и листьев к конкретному дереву, называть его. Познакомить с эстетической ценностью природного материала для художественного творчества (изготовление поделок, изделий и т.д.).

Чтение отрывка стихотворения З. Александровой «Нас много, ребята!» и беседа по содержанию.

Показать образец выразительного чтения стихотворения детям. Воспитывать любовь к своей Родине, родной природе, вызвать желание принимать активное участие в приумножении наших природных богатств, в частности – в посадке деревьев.

Опытно - экспериментальная деятельность. 
 «Кораблик путешествия» (свойства дерева).

 Активизировать познавательный интерес к окружающей природе, обогащать личный опыт в познавательно – исследовательской деятельности, формировать навыки сравнения свойств различных материалов.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Развивать внимание, аналитическое мышление, умение по отдельным признакам узнавать дерево.

Пластический этюд «Берёзка» (релаксационное упражнение).

Выполнить расслабляющие движения, выразить эмоции в пластике тела.

Составление  букетов из осенних листьев во время прогулки (самостоятельная деятельность детей).

Пробудить в детях эмоции восторга, радости, восхищения.

Дидактическое упражнение  «Обведи по трафарету и раскрась листья».

Развивать умение правильно выполнять штриховку (однородно, в одну сторону, не вылезая за границы рисунка).

Заучивание наизусть отрывка стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую».

Продолжить учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтического произведения.

Беседа «Что необычного в жизни деревьев вы заметили на экскурсии в парке?»

Тренировать зрительную память, мышление.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Закрепить знание основных признаков деления растений на группы: деревья кустарники и травы.

Беседа «Какую пользу приносят деревья человеку».

Расширить представления детей об использовании древесины в жизнедеятельности человека и об эстетической ценности дерева.

Разучивание песни «Во поле берёза стояла».

На примере произведения народного фольклора показать трепетное отношение русского человека к берёзе, использование её древесины для изготовления музыкальных инструментов.

Беседа «Как птицы помогают деревьям».

Показать взаимосвязь сосуществования растений и птиц.

Беседа по картине И.И. Левитан «Берёзовая роща».

Учить воспринимать красоту природы, изображенную художником.

Беседа «Соседи деревьев - грибы».

Показать взаимозависимость произрастания растений.

Загадывание загадок о грибах.

Развивать внимание, быстроту мышления, способность по признакам узнать объект.

Физминутка «Ветер тихо клён качает».

Развивать согласованность движений и речи.

Речевое упражнение «Назови станцию».

Учить из существительных (названий деревьев) образовывать прилагательные (названия станций: берёзовая, кленовая и т.д.)

Чтение стихотворения М. Садовского «Осень», беседа по содержанию.

Уточнить представление детей об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

НОД «Осень золото роняет» экскурсия в осенний парк. (А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Ознакомление с окружающим миром. Занятие № 8, с. 207)

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Консультация для родителей по теме «Прогулки с детьми осенью. Советы родителям».

Информировать родителей о правильном планировании полезных, развивающих прогулок с детьми на природу.

Дидактическая игра «С какой ветки эти детки?»

Учить называть плоды и соотносить их с деревьями.

Игровое упражнение «Раз, два, три, к тополю (акации, липе, клёну и т.д.) беги!»

Упражнять детей в быстром беге по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга. Закреплять знание деревьев на групповой площадке.

Заучивание наизусть стихотворения А. Ерикеева «Наступила осень…».

Расширить представление детей о характерных признаках осени в жизни деревьев и птиц. Развивать память и выразительную интонацию.

Опытно - экспериментальная деятельность. 

 «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла)

НООД «Музыкальная капель»

Формировать навыки сравнения свойств различных материалов.

Познакомить с некоторыми музыкальными инструментами, сделанными из древесины, их названием, внешним видом и звучанием.

НОД «В лес за грибами и ягодами». (А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Ознакомление с окружающим миром. Занятие № 9, стр. 210).

Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; расширить их представление о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

НОД «Мухомор». Лепка предметная по представлению. (И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.

Занятие № 15, с. 44).)

Учить детей лепить мухомор из четырёх частей. Показать рациональный способ изготовления крапин (украшения ) для шляпки.

НОД «Кисть рябинки, гроздь калинки». Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками). (И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.

Занятие № 16, стр. 46).

Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок - приёмом ритмичного примакивания ворса кисти.

«Помоги птицам сейчас и они спасут наши деревья от вредителей летом». Практическая деятельность родителей по изготовлению скворечника и кормушек для зимующих птиц.

Привлечь родителей к практической деятельности по экологическому воспитанию детей в ДОУ, на их личном примере показать детям важность мероприятия по проявлению заботы о птицах и деревьях.

Совместное творчество детей и родителей: изготовление поделок из природного материала для выставки «Наедине с природой».

Объединить усилия родителей и детей, сблизить их  в совместной творческой деятельности; развивать художественно-эстетический вкус, воспитывать бережное отношение к природе.

Создание родителями совместного со своими детьми образа любимого дерева на плоскости (формат А-4, в любой технике) для оформление альбома «Деревья нашего края».

Способствовать выражению личного восприятия природы в художественно-эстетической деятельности.

Разучивание наизусть стихотворения о любимом дереве родителями со своим ребёнком.

Способствовать выражению личного восприятия образа любимого дерева  средствами поэтических произведений.

ЗАКЛЮЧИ-

ТЕЛЬНЫЙ ЭТПА

Выставка поделок из природного материала на тему «Наедине с природой».

Объединить и показать результаты совместного творчества детей и родителей; развивать у них интерес к объектам живой природы, показать возможность использования этих объектов при создании художественно-эстетических композиций; воспитывать эстетические чувства, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Создание альбома «Моё любимое дерево».

Объединить творческие работы детей в единый альбом, обобщить и систематизировать знания о деревьях, полученные в ходе работы над проектом.

Экологическое развлечение «Знаешь ли ты деревья?»

Закрепить знания детей о деревьях, об их красоте и пользе.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать её.

Акция по благоустройству территории детского сада «Посадите дерево!»

Личным примером привлечь внимание общественности к восстановлению природного богатства, к необходимости компенсировать утраченные по той или иной причине объекты природы – деревья.

 

Выставка предметов

из дерева

 

 

Результаты проекта.

 

Работая над проектом,  мы добились того, что у детей повысился уровень осведомлённости о деревьях и их окружении: кустарниках, травах, грибах, птицах и их существовании в природе.

Воспитанники научились различать деревья (берёзу, клён, ель, сосну, липу, дуб) и распознавать их среди других объектов природы.

Дошкольники познакомились со строением дерева, научились отличать его от кустарников и трав.

Наши дети знают о значении деревьев и других растений в жизни человека, у них сформированы элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Положено начало формированию у них эстетического восприятия окружающего мира – у них преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, в частности к деревьям, как объектам живой природы. У них совершенствуется связная речь, обогатился словарь, развивается образное мышление, фантазия, воображение, творческие способности.

Дети умеют отразить свои впечатления от наблюдений за изменениями, происходящими в жизни деревьев и других растений с приходом осени в разных видах деятельности: художественном чтении стихов, составлении описательных рассказов, в изодеятельности, в пении и танцевальных импровизациях на фоне музыкальных произведений, подвижных и дидактических играх, физкультминутках.

Литература.

  1. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ М.А. Виноградова, Е.П. Панкова.-М.: Айрис – пресс, 2008.-208с.- (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Современные подходы. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва 2013г.
  3. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй мир!». Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 3013 г.
  4. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «Карапуз»,2010г.
  5. И.Л. Саво. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. Санкт-Петербург «Детство - Пресс» 2010г.
  6. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2010г.
  7. А. Смирнов. Кто на яблоньку похож? Издательство «Малыш», М. 1988г.
  8. Т.Б. Ладыгина. Стихи к осенним детским праздникам. – М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
  9. Дошкольное воспитание № 4, 2008г. С.77.
  10. Дошкольное воспитание № 3, 2011г. С.36.
  11. В. Степанов. Учебник для малышей «Родная природа». ООО, Фолиант Пресс, 2005.
  12. В. Степанов. Учебник для малышей «Родная природа». ООО, издательство «Фламинго». 2003.
  13. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгов. Прогулки в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Деревья- наши друзья" конспект НОД в форме занятия

Непосредственно образовательная деятельность в форме занятия в соответствии с ФГТ и Сан Пин с использованием игровых компьютерных технологий по ознакомлению дошкольников с природой в старшем дошкольно...

Проект "Деревья-наши друзья"

проект во второй младшей группе по лексической теме "Деревья"...

"ДЕРЕВЬЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ!"

Экологический проект...

Деревья - наши друзья!

Занятие «Деревья-наши друзья»Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнео...

Деревья - наши друзья

Конспект занятия в старшей группе«Деревья – наши друзья»...

Проект «Деревья - наши друзья»

Проект «Деревья - наши друзья»...

Экологический проект "Деревья наши-друзья"

Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность....