Конспект занятия по познавательному развитию: "Народная игрушка - свистулька". Старший дошкольный возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ключникова Александра Васильевна

В группу внесли неизвестный предмет - старинный портфель.В нём находились коробочки, шкатулка,конверты. А главное - всё было пронумеровано. открывая цифру за цифрой, ребята узнали о народной игрушке - свистульке. Рассмотрели как её делали своими руками. узнали от куда появляется звук у свистульки. Сами поиграли на свистульке. А в конце занятия обнаружили в портфеле ещё один красочный конверт - подарок с раскрасками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_svistulka._konspekt.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: «Народная игрушка - свистулька»

Старший дошкольный возраст

        

Подготовила: воспитатель А.В. Ключникова

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23, корпус 1

Цель: Знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой.

Задачи:

  • Познакомить с русскими традициями на Руси.
  • Познакомить с духовым музыкальным инструментом.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
  • Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.

Материал: старинный портфель, коробочка, конверты, шкатулка, свистульки, мольберт, картинки – схемы, раскраски, музыка «Кострома»

Внесли портфель: рассмотрели (какой старинный, для чего он, что на нём(заклёпки).

В: Кто передал – не знаю. Вам интересно, что внутри? Что нужно сделать? (открыть). Кто поможет… Открыли. Выложили на пол: коробочки, шкатулки, конверты.

(На всём стоят цифры).

В: Сколько цифр? С какой цифры нужно начать! С № 1.

- Что под № 1 (коробочка). Тут записка. Что нужно сделать с запиской? Прочитать.

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!              О чём речь, как догадались, почему так думаете

Хотите посмотреть? Открываем коробочку. Дети рассматривают. Что это? (птичка – свистулька).     Стихотворение.

-«Ой, свистулечка какая,

Глиняная птичка,

Необычная, смешная

Птичка невеличка».    (обследование: форма, величина, материал, расцветка).

Ребята, это свистульканародная игрушка. В далёкие времена, на потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также всадников, барышень и т. д. Делали их из дерева или из глины и расписывали красками.

В: Ребята, а вы хотели бы знать, как делали свистульку?

Я тоже хотела бы узнать, как изготавливают эту игрушку.

Но в этой шкатулочке больше ничего нет. Может нам поможет следующая цифра?

№ 2 (конверт с рисунками). На конверте написано.

Расскажу я вам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

В: ребята, я открою конверт? (Достаю картинки).

Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек. Но не все могли купить такие игрушки. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки сами из дерева или глины.

(Первая картинка: схема изготовления свистульки).

Беседа «История возникновения свистульки» (имитация движений по тексту).

А начиналось всё с куска глины. Мастер садился за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было.

(Вторая картинка: как появляется звук в свистульках?) В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха. В свистульке струи воздуха обегают камеру изнутри, и выходят наружу через дырочки. Здесь и возникает звуковая волна, и мы слышим звук.

Свистульки изготавливаются не только из глины, но и из дерева. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы или берёзы.

(Третья картинка: свистульки разных местностей).

Во многих городах России существует своя, традиционная глиняная свистулька.

Давайте рассмотрим их.

В: вот картинки рассмотрели. Что же делать дальше будем?

 «А теперь мы отдохнём».

Динамическая пауза «Жмурки со свистулькой».

Один ребенок берет в руки свистульку и отходит в один из углов комнаты. Остальные дети встают и закрывают глаза. Ребенок начинает издавать звуки. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание свистульки, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как свистулька перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего. Сели на ковёр.

В: по древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие.

Может, откроем следующую цифру? № 3. (свистульки в шкатулке на всех).

Ой, да тут на всех свистулек хватит.

На свистульке можно играть. А как? Что надо делать? Дуть-свистеть в неё сможет даже ребёнок. Хотите попробовать? (дети разбирают свистульки из шкатулки).

 Упражнение «Поиграй на свистульке».

У детей в ладошках птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.

Получился настоящий оркестр.

(Включить музыку «Кострома», дети играют на свистульках).

Рефлексия:

- Какая веселая игрушка. Подняла настроение, повеселила. Вам понравилось, ребята?

- Какой сегодня у нас необычный гость - портфель, столько интересного мы узнали.

- О чем рассказал портфель? Что вы запомнили? Давайте сложим всё аккуратно назад.

Да тут еще что-то есть.

№ 4. (Конверт, а в нём раскраски, как подарок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дома в нашем городе»

Цель: Уточнить, насколько дети различают здания по их функциональной принадлежности....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Герб родного города»

Цель:дать детям знания о том, что такое герб, познакомить с историей его возникновения, объяснить символику герба....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором мы живем»

Познакомить детей с историей возникновения родного города, его достопримечательностями....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды  для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Удивительные свойства воздуха».

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.Задачи: «Познание»1. ...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей старшего дошкольного возраста "От зернышка к столу"

Данный конспект разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР, ОНР). Занятие проводилось в рамках краткосрочного проекта "От зернышка к столу"...