Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Тайны Воронежского заповедника"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бондарева Инна Владимировна

Представленный конспект в виде квест-игры – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

Цель занятия: закреплять знания детей о Воронежском заповеднике нашей страны.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста, составлена в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с использованием ИКТ, а также технологии коллективного воспитания.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое.

Представленный конспект в виде квест-игры – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

Цель занятия: закреплять знания детей о Воронежском заповеднике нашей страны.

 Задачи:

 Образовательные:

- расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения;

- закреплять умение различать и называть части деревьев;

- формировать знания о лекарственных растениях, насекомых, животных и птицах Воронежского заповедника.

Развивающие:

- развивать мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные  уголки природы. 

- воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

-   наглядный метод (компьютерная презентация, интерактивная игра «Собери части дерева»);

наглядно-практический метод (творческие игры «Собери букет из лекарственных растений», игра «Узнай по звуку», «Вред и польза»);

- словесный метод (беседа о правилах охраны природы);

- исследовательский метод (опытно-экспериментальная деятельность:  фильтрование воды разными фильтрами);

- прием эмоциональной заинтересованности (узнать тайны заповедника  и отгадать, кто же пригласил в путешествие);

 игровой прием (проблемные ситуации);

- использование звуковых эффектов (шум леса, звуки животных, птиц, насекомых).

Образовательная деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: получили конверт с предложением погостить в заповедном лесу. Воспитатель с помощью волшебной палочки «превращает» детей в листочки и отправляются в путешествие.

Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (узнать, кто же прислал это письмо). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы  педагога, собирают карточки, лекарственные букеты, обыгрывают проблемные ситуации. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). На протяжении всей образовательной деятельности дети не сидят на месте, а передвигаются от одной тайны к другой. Использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания, чтобы узнать все тайны леса и отгадать кто же пригласил ребят в путешествие по заповеднику. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

На заключительном этапе проводится рефлексия деятельности.

Все поставленные  задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Цель: закреплять знания детей о Воронежском заповеднике нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения;

- закреплять умение различать и называть части деревьев;

- формировать знания о лекарственных растениях, насекомых, животных и птицах Воронежского заповедника.

Развивающие:

- развивать мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные  уголки природы. 

- воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Оборудование:  колокольчик; конверт с письмом; мультмидийная установка; презентации на тему «Растительный мир», «Животный мир»; аудиозапись «Шум леса»; медали.

Приветствие

Возьмемся за руки

И встанем в круг, друзья!

Вас всех приветствую –

Ребят, гостей сегодня очень рада видеть я!

Ребята, я предлагаю вам поздороваться друг с другом необычным способом – с помощью волшебного колокольчика мы устроим лесную капель! Передавайте колокольчик по кругу и говорите при этом слова приветствия. (Дети по кругу передают колокольчик, звенят им, здороваются с соседом и говорят, что рады видеть его).

Письмо «Жёлтый листок»

Воспитатель: Ой, ребята!

Кто-то прислал нам письмо.

Вот конверт,

Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт,

Нашёл ты?

Как попал в наш детский сад?

Разберёмся, но постой!

На конверте адрес наш!

А обратный чей?

Воронежский заповедник!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из заповедного леса?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо.

«Я хочу вас пригласить, в заповеднике погостить!

 Собирайтесь скорей в необычный поход –

Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовёт!

Здесь найдёте вы меня в добрый путь,

Смелей, друзья!»

А вот подписи в письме нет!

Ну, что, ребята, принимаем приглашение? Хочется вам узнать тайны лесные и встретиться с тем, кто отправил нам это письмо?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в путь!

А поможет нам попасть в лес моя волшебная палочка. Она превратит вас в листочки. Волшебство начинается.  (Звучит музыка, дети плавно кружатся)

Мы кружимся друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Воспитатель: Итак, ветер закружил вас в воздухе, поднял высоко в небо, и вы летите, летите и медленно приземляетесь на пожелтевшую траву. Вот мы и в лесу. Присядем отдохнуть и начнем отгадывать лесные тайны!

Тайна 1

Приложение 1

Воспитатель: Пришли мы к лесным воротам и что же видим?

Главные жители леса – деревья,

Самые важные и большие растения.

Что такое дерево? Как оно живет? Кто все части дерева верно назовёт?

Явились к нам деревья в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья здесь растут?

 На экране появляются силуэты деревьев.

Дети, отгадывают  дерево (дуб, сосна, береза, клён, осина и др).

Отгадав деревья,  в планшетах соединяют части дерева (игра «Собери части дерева») и рассказывают, для чего предназначены те или иные части дерева:

- по стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам;

- на ветках растут листья, цветы, плоды;

- зеленые листья поглощают свет, выделяют кислород;

- плоды с семенами падают на землю, семена прорастают в нее;

- листья падают на землю, перегнивают и снова образуют питательные вещества для дерева.

- корни поглощают воду из почвы, удерживают дерево;

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы отлично справились с этой тайной.

Тайна 2

Воспитатель: Я вам сейчас покажу картинку, а вы внимательно посмотрите, и скажите, о чем будет наша следующая тайна. (Картинки с изображением воды)

Приложение 2

Как вы думаете, от того какая вода в реках Заповедника зависит жизнь всего живого?

Дети: Воду, которую мы пьем, пьют животные, берем из рек и водоемов. И она должна быть чистой.

Воспитатель: К сожалению, многие реки загрязнены. Что же сделать, чтобы вода была чище?

Дети: ставить очистительные фильтры.

 Да, сначала воду берут из реки или  водоема. Затем она попадает на очищение водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров очищают воду от грязи, разных микробов.

У нас здесь небольшая лаборатория, где юные лаборанты покажут, как происходит очищение воды  (показ фильтрования воды разными фильтрами: марлей, марлей с ватой, угольными таблетками).

Воспитатель: правильно ребята, к воде надо относиться бережно. Самое главное – не загрязнять, потому что это смертельная угроза для всего живого. Чем чище вода – тем лучше экология и красивее природа.

Молодцы, разгадали и эту тайну!

Тайна 3

Воспитатель: Ребята, что ещё растет в заповедном лесу?

Дети: Лекарственные травы.

Приложение 3

Воспитатель: Правильно! Это тайна посвящается травам. Как вы думаете, почему их называю лекарственными?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, самая лучшая аптека – природа. Можно сказать, что мы живем в мире лекарств. На каждую болезнь здесь найдется своя лекарственная трава. Может, вы уже знаете какие-нибудь лекарственные травы, назовите их.

Ответы детей.

Молодцы! Внимание на экран. Назовите лекарственные растения, которые вы узнали по внешнему виду, расскажите, если знаете, чем они полезны (мать –и –мачеха, подорожник, крапива, ромашка, душица, чистотел).

Дидактическая игра: «Собери букет из лекарственных растений»

Воспитатель: Вот такие помощники растут в лесу, но необходимо знать, что лекарственные растения точно узнают и заготавливают для использования только взрослые, дети могут просто помогать.

Могу поздравить вас, ребята, вы разгадали эту тайну. Что же приготовила нам следующая?

Тайна 4

Следующая тайна отправляет нас в Мир звуков.

Ига «Узнай по звуку»  

Наша задача по звуку определить название животного живущего в заповеднике (волк, енотовидная собака, трещотка, дятел и др.)

Тайна 5

Приложение 4

Кто ждет нас в этой тайне (сюжетная картинка «На лугу»)

Порхает - (бабочка),

Жужжит - (жук)

Звенит - (комар)

Жалит - (пчела) и т.д.

Ползает - (гусеница)

Как одним словом назвать  муравьев, бабочек, кузнечиков? (насекомые)

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели заповедника. А почему их так называют? Кто знает? Называют потому, что  у многих из них тело разделено на несколько частей, как будто сделали насечки. Насечки - поперечные полосы на теле животных. Насекомые делятся на два вида, какие? (вредные и полезные)

Дидактическая игра: «Вред и польза» (большая карточка с насекомыми и смайлики, изображающие пользу и вред, надо правильно разложить смайлик к насекомым)

Какую пользу приносит пчела?

Какой вред приносит таракан? и т. д.

Молодцы, правильно разгадали тайну.

Тайна 6

Воспитатель: Мы побывали с вами в Воронежском заповеднике и узнали, что там много редких животных, растений, насекомых.

Приложение 5

Воспитатель: Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно охранять природу?

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы (раздать красные и зеленые фонарики)

1) рвать цветы;

2) кричать,  включать громкую музыку;

3) разорять птичьи гнезда;

4) мусорить;

5) гулять, дышать свежим воздухом;

6) подкармливать птиц, угощать белочек;

7) разорять муравейники;

8) убирать за собой мусор;

9) разводить костры;

10) обижать животных;

11) ломать деревья.

Молодцы, ребята, я надеюсь, что вы не только запомнили правила охраны природы, но и будите соблюдать их.

Мы разгадали все тайны Заповедника, я предлагаю закрыть глаза, отдохнуть немного и расслабиться.

Звучит фонограмма «Шум леса».

Итак, закрываем глаза – нам хорошо и приятно, мы дышим свежим воздухом, вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, ароматных трав. Мы защитники этой природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете, будем оберегать его вместе с друзьями. Откройте глаза.

На экране слайд с изображением Феи.

Фея: Ну что, ребята, вам понравилось в моем заповеднике?

Дети: Да!

Фея: Разгадав все мои тайны, какие выводы вы сделали для себя?

Ответы детей.

Фея: Правильно! Вот какие вы молодцы!

Воспитатель: Спасибо за это чудесное путешествие, Фея! Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Прилетели, закружились

И в саду мы очутились.

Что вы сегодня узнали нового?

Дети отвечают, делятся впечатлениями.

Вы настоящие знатоки, и я приготовила для вас настоящие медали «Знатоки  заповедника»!

Под музыкальное сопровождение детям вручают медали.

Наше путешествие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята!

Список литературы

1. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. «Золотая птица». (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. «Веселые чижи». Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. « Ребенок и окружающий мир». М. 2010г.

6. Соломенникова О. « Экологическое воспитание в детском саду».

Используемая литература. 

П.Д. Венгеров, И.Р. Хузин, Н.И. Николаева. Буклет

«Воронежский Государственный природный заповедник».

Министерство природных ресурсов РФ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»

Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми. ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Семья Степановых»

Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к защитникам Отечества, землякам, любви к Родине, к матерям и заботы о них, уважительного отношения к ветеранам войны, бережного отнош...