План-конспект ООД по развитию речи детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рыбас Екатерина Владимировна

Цель: Учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине. интерес к жизни диких животных, желание им помогать.

Расширять знания детей о внешнем виде, жизни ежа в лесу, чем питается, каков его образ жизни Развивать умение произносить чистоговорки с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Детский сад 18 «Гармония» станицы Подгорной»

План-конспект ООД

 по развитию речи

 детей старшей группы

 на тему: 
«
Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории Рыбас Е.В

Георгиевский городской округ

2021 г.

Цель: Учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине. интерес к жизни диких животных, желание им помогать.

Расширять знания детей о внешнем виде, жизни ежа в лесу, чем питается, каков его образ жизни Развивать умение произносить чистоговорки с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», игрушка ёж, , картина-схема по описанию животных.

Раздаточный материал:

тарелочки с разрезными деталями ежа на каждого ребёнка.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

 Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:
ВСЕЯДНЫЙ, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, ГРИБ - ПОРАЗИТ, СЕМЕЙСТВО, СЕМЬЯ

Ход нод

Организационный момент:

Вы ребята проходите,

Друг на друга поглядите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем составлять рассказы по картине.

 Вы любите гулять? Ребята, давайте отправимся с вами в осенний лес. На чем можно туда добраться?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться пешком. Надевайте рюкзачки  и отправляемся в путь.

Вот мы с вами и в лесу. Как же здесь красиво! Ребята кто-то оставил под деревом письмо. Интересно от кого оно? Узнать это нам поможет загадка.

Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик

Дети: (ответы)

Воспитатель: « Ребята пишет нам маленький ежик Егорка. Мне всего 1 год и я потерялся в лесу. Сейчас наступила осень и все ежи готовятся к спячке. А я еще маленький и ничего не знаю. Расскажите мне все что вы знаете о ежах.

Ребята посмотрите, кто это здесь спрятался?

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа).

Основная часть.

  1. Беседа о ежике

Воспитатель: Посмотрите, да это же ежик.

Расскажите, какой ёжик.

Дети: (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный).

Воспитатель:  Что может делать ёжик?

Дети: (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

Воспитатель: Назовите семью ежей.

Дети: (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это поддеревом?

Дети:(Ежи)

Воспитатель: Послушайте чистоговорку

Чистоговорка:  жи-жи-жи - Под деревом сидят ежи.

                           же-же-же-иголок много на еже

                           жу-жу-жу- песню я спою ежу

                           жа-жа-жа- очень любим мы ежа.

Повторите чистоговорку вместе со мной, тихо теперь громко, сейчас шепотом:

Ребята давайте присядем и рассмотрим ежей.

Рассказ по картине-схеме.

Воспитатель: Ребята посмотрите на картину-схему, она поможет нам в нашей работе.

Воспитатель: Как вы думаете ежи дикие или домашние животные?

  Какого он цвета? Все ли ежи одинаковые? Скажите, какие ежи?

Дети: (колючие, забавные)

Воспитатель:Как можно сказать про ежиху? Какая ежиха?

Дети: (большая, крупная, смелая, сильная, осторожная)

Воспитатель: Какие ежата?

Дети: (маленькие, забавные трусливые, хорошие, трусливые)

Воспитатель:Как вы думаете мама ежиха заботится о своих ежатах? Как?

Дети: (кормит их, учит добывать в лесу корм).

Воспитатель: Какие части тела есть у ежей?

Дети: ответы

Воспитатель: Чем покрыто тело ежа? Для чего ежам нужны иголки?

Дети: Иглами. Иголки нужны чтобы, защищаться.

Воспитатель: Какой голос издают ежи? Чем они питаются?

Где живут ежи?

Дети: Ежи гнѐзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях

Воспитатель: Что делают ежи зимой?

Дети: Спят.

Воспитатель: Какую пользу ежи приносят людям?

Дети:  Еж полезен уничтожением вредных насекомых. На участках, где живет еж, никогда не увидите слизней, мышей и змей. Такое вот доброе полезное животное.

2.Рассматривание картины

Ежи говорят, что хотят нам подарить в картинку с изображением своей семьи.

Воспитатель выставляет картину «Ежи».   Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья) Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?

3. Игра «Самый внимательный» А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т.д.

4. Физ. минутка «Ежи на полянке»

 5.  Составление рассказа по картине

Ребята я предлагаю вам послушать мой рассказ, а затем вы будете составлять рассказ по цепочке: начинает один, продолжает другой. Чтобы было легче рассказывать, используйте план: Где происходит действие? Кто изображён на картине? Опишите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает. Как можно закончить рассказ? Ребята, вам нравятся ежиха и ежата? Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой? Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания. 

6.  Игра «Собери ежа»

А сейчас я предлагаю вам собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат тарелочки с деталями ежа. Правильно располагайте все детали. Проверьте правильно ли вы собрали изображение. А теперь наш ежик тоже пройдет и посмотрит.  

Воспитатель: Ребята а какие интересные факты вы знаете из жизни ежей?

Дети: Рождаются голыми без колючек, готовят запасы на зиму, готовят постельку из листьев, спят ежи всю зиму как и медведи, рождаются ежи только весной.

7. Рефлексия .

Ребята, а теперь нам пришла попращаться с ежами и отпускать их в лес, чтобы они успели подготовиться к зиме.

А мы с вами дожны вернуться в наш детский сад. Надеваем рюкзачки и отправляемся в путь.

Вот мы и в группе. Ребята вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали на занятии? Если вам было интересно- выбирайте солнышко, если вам было трудно и скучно, возьмите тучку. Почему ты выбрал тучку, солнышко?

Кто выбрал тучку тому  я дарю солнышко, чтобы в следующий раз у тебя всѐ получилось. Я выбираю солнышко, потому что мне было приятно с вами общаться, вы молодцы!

Наше занятие закончено, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для педагогов по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине "Куры".

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине"Куры"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда» Задачи: - Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять коро...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...