Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Познавайки"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Саакян Ванда Левановна

Прежде чем давать знания, надо научить  думать, воспринимать, наблюдать.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

 В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

 Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде

 

 Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. 

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

 

Цель программы:

развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- развитие представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- развитие познавательного интереса к экспериментальной деятельности;

- включение в познавательную деятельность;

- приобретение умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

Развивающие:

- развитие мотивации к познавательному виду деятельности,

- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности;

- развитие умственных способностей;

Воспитательные:

- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavayki_2022-2023.docx300.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №11»

Принято на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 11»

Протокол №__

от «___»________2022г.

Утверждено:

Заведующий

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

 вида № 11»

__________О.С.Арустамова

Приказ № _____

от «___»________2022г.

Рабочая программа

по кружковой работе

 «ПОЗНАВАЙКИ»

(по познавательному развитию)

для детей 4-5 года

2022-2023 учебный год

Руководитель кружка:

Саакян Ванда Левановна

воспитатель

г.Майкоп

№п/п

Содержание

№ страницы

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1.

Актуальность

3

1.2.

Цель, задачи

4

1.3.

Сроки реализации кружковой программы

4

1.4.

Формы организации образовательной деятельности

4

1.5.

Методы обучения

4

1.6.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

5

1.7.

Планируемые результаты

5

2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

2.1.

Учебно- тематический план

6

2.2.

Календарно-тематическое планирование

6

3.

МОНИТОРИНГ

30

4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

32

5.

СПИСОК ДЕТЕЙ

33

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прежде чем давать знания, надо научить  думать, воспринимать, наблюдать.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

 В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

 Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде

  1. Актуальность

 Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.  

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

  1. Цель и задачи

Цель программы:

развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- развитие представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- развитие познавательного интереса к экспериментальной деятельности;

- включение в познавательную деятельность;

- приобретение умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

Развивающие:

- развитие мотивации к познавательному виду деятельности,

- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности;

- развитие умственных способностей;

Воспитательные:

- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

  1. Сроки реализации кружковой программы

Программа кружка «Познавайки» предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Познавайки», проводится во вторую половину дня, 2 раза  в неделю.

Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей  25 минут. Количество часов за год обучения – 30 часов.

1.4.  Формы организации образовательной деятельности

    Формы организации деятельности обучающихся- групповая. На занятиях      применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы – 15 человек.

1.5. Методы и приемы  обучения

Традиционные методы:

Словесные:

Рассказы воспитателя(«Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)

Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)    

Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.).

Практические:

Опыты(«Свойства воды», «Солнечные, зайчики,», «Мы фокусники» с магнитом и т.д.  )

Игры (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т.д.; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители» и т. д.)

Инновационные:

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

 В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

1.6. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение выставок детских работ;

- поделки для подарков;

- мастер-класс для родителей.

1.7. Планируемые результаты: 

- имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- имеют представления об основных явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва);

- имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину;

- сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- проявляют любознательность, фантазию, воображение;

- имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план

Тема

Общее количество занятий в месяц

Продолжительность занятия

Блок «Почва»

8 занятий

25 минут

Блок «Камни»

8 занятий

25 минут

Блок «Вода»                        

8 занятий

25 минут

Блок «Воздух»        

8 занятий

25 минут

Блок «Магниты»        

8 занятий

25 минут

Блок «Растения»        

8 занятий

25 минут

Блок «Дерево»        

8 занятий

25 минут

Блок «Металл»        

8 занятий

25 минут

Блок «Бумага»        

8 занятий

25 минут

Итого:

72 занятия

30 часов

2.2. Календарно-тематическое планирование

Содержание раздела

Тематика занятий

Задачи занятий

Развивающая среда

Метода и приёмы

Результат освоения

БЛОК «ПОЧВА»

БЛОК «ПОЧВА»

БЛОК «ПОЧВА»

«Знакомимся с песком и глиной»

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа.

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты

«Свойства песка и глины»

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины

На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки.

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

«Откуда берется песок»

Показать детям как при трении двух камней сыплется песок.

Дать знания об образовании песка в природе.

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Такой разный песок»

Познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской

Средней величины камни, листы бумаги на каждого, стаканчики с разными видами песка, лупа

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Животные и песок»

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Иллюстрации пустыни, объекты живой и неживой природы пустыни. Кактус для эксперимента, DVD диск

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Для чего человеку песок и глина»

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

«Как устроена «Волшебная кладовая»

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина). Дать понятие «гумус», рассмотреть состав

Стакан с разными слоями почвы, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей формируется знание о почве и о её составе, а так же о песке и глине. Дети знакомятся с различными природными материалами. Активно участвуют в экспериментальной и практической деятельности.

«Песок – природный материал. Песочные чудеса»

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с песчаником, который образуется путем скрепления зерен песка любыми другими частицами.

Песок в чашечках на каждого, лупы, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

БЛОК «КАМНИ»

БЛОК «КАМНИ»

БЛОК «КАМНИ»

БЛОК «КАМНИ»

«Какими бывают камни»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей формируются представления о камнях, о их свойствах, о горах и вулканах. Развиваются навыки экспериментирования.

«Что такое горы»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.

Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, Камни для создания модели горы, пластилин, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Почему разрушаются горы»

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы.

2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Дымящиеся горы»

Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.

Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Как человек использует камни»

Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. Ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

Иллюстрации профессии скульптора, строителя, архитектора, листочки с заданиями, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Такие разные камни»

Опытным путем выявлять свойства различных камней: соль растворяется в воде, выращивание кристаллов соли; пемза легче воды.

Вода, щепотка соли на каждого, пемза, иллюстрации соляных пещер, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей формируются знания о разнообразии камней, природных ископаемых, с помощью исследовательской деятельности дети узнают о разрушении камней, об образовании янтаря. Дети учатся анализировать и сравнивать, обобщать.

«Сравнение свойств камней»

Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.

Уголь, мрамор, мел, иллюстрации различных камней, листочки с заданиями, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Янтарь и его свойства»

Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства.

Янтарные изделия, другие виды камней, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

БЛОК «ВОДА»

БЛОК «ВОДА»

«Вода – самое удивительное вещество на Земле»

Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей формируется представление о воде, о ёё трёх состояниях. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле.

«Кожа» воды»

Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.

Модели свойств воды, мыльная вода, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Впитывание воды»

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.

Тарелочки с водой на каждого ребёнка, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Замершая вода»

Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.

Лёд в грелке, вода в стакане, спиртовка, спирт, колбочки, штатив, стекло, листочки с заданиями, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Вода – растворитель»

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей продолжается накоплена и закрепление знаний о веществе – вода. Дети активно и самостоятельно учатся проводить опыты и делать выводы. Формируются знания о явлениях природы, в которых содержится три состояния воды.

«У воды температура»

Познакомить детей с тем, что вода может иметь температуру. Видеть изменения воды при сильном изменении ее температуры.

Вода, лёд, штатив, пробирка с водой и спиртовка, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Неутомимая путешественница»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Плакат круговорота воды в природе, модели, предметы для опытов, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Что такое пар?»

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

Иллюстрации природных явлений, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

БЛОК «ВОЗДУХ»

БЛОК «ВОЗДУХ»

БЛОК «ВОЗДУХ»

«Воздух – первое знакомство: вдох – выдох»

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом.

«Воздух есть везде»

Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. Д.)

Вода, трубочка, почва, губка, различные ёмкости, листочки с заданиями, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов

Модели свойства воздуха, спиртовка со спиртом, колбочка, штатив, бумажная спиралька, воздушный шарик, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов

Модели свойства воздуха, спиртовка со спиртом, колбочка, штатив, бумажная спиралька, воздушный шарик, DVD диск

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

Цветная бумага, ножницы, нитки, листочки с заданиями, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Раздувайся пузырь»

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Выяснить, что происходит при нагревании воздуха и охлаждении.

Иллюстрации природных явлений, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей закрепляются о пополняются знания о воздухе. Учится самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их.

«Чем пахнет воздух?»

Познакомить со свойствами воздуха присваивать запахи. Познакомить с веществами – поглотителями запахов.

Модели свойства воздуха, различные предметы, которые могут выделять запах.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Дыхание и горение»

Познакомить детей с тем, что воздух необходим для горения. Учить самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их.

Приборы для опыта, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

БЛОК «МАГНИТЫ»

БЛОК «МАГНИТЫ»

БЛОК «МАГНИТЫ»

«Магниты»

Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.

Магниты на каждого, коллекция металлов, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Формируются представления о магните, из чего сделаны магниты, как они действуют и в каких целях человек их использует.

«Сила притяжения»

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

2 магнита на каждого, листочки с заданиями, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Притягивание через предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.

Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Как человек использует магниты»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

DVD диск, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Магнит и его свойства»

Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей продолжаются формироваться знания о магните, его свойствах, из чего изготавливается магнит. Формируется понятие о магнитном поле Земли. Дети активно экспериментируют, самостоятельно выполняют практическую деятельность и выдвигают свои гипотезы.

«Вокруг твоего магнита»

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Игры с магнитами»

Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

Бумага, ножницы, нитки, магниты, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Игры с магнитами»

Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

Бумага, ножницы, нитки, магниты, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

БЛОК «РАСТЕНИЯ»

БЛОК «РАСТЕНИЯ»

БЛОК «РАСТЕНИЯ»

«В маленьком семени прячется растение»

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Формировать представления о царстве растений, познакомить с растениями, встречающимися в нашей республики и за её пределами. С помощью опытов и наблюдения научиться распознавать семена, как они перемещаются и созревают, развивать практические умение в посадке семян и выращивании растений.

«Способы размножения растений»

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

Иллюстрации разных растений и плода, горшки с цветами для наблюдения, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Условия, необходимые для роста растений»

Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.

Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Посадим огород»

Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком.

Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Рассматривание плодов и семян»

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.

Иллюстрации различных растений, их частей, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

У детей формируется знание о строении различных растений, о плоде, о семени. Развивается активность и наблюдательность. Дети знакомятся с таким прибором для исследования как с микроскопом. У детей формируются знания о труде хлебороба, о хлебе. С помощью практических навыков дети учатся сажать растения.

«Для чего растению нужны семена»

Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян.

Коробочки с различными семенами, DVD диск, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Сравнение ржаного и пшеничного хлеба»

Познакомить с особенностями злаковых культур, с использованием их плодов. Сравнивать продукт переработки – хлеб – по внешним признакам, запаху, вкусу.

Кусочки ржаного и пшеничного хлеба на каждого ребёнка, иллюстрации работы хлебороба, различных хлебобулочных изделий, колосья злаков.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Живая» коллекция»

Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать желание вырастить необычное растение.

Семена тропических плодов: цитруса, хурмы, манго, вишни, DVD диск.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

БЛОК «ДЕРЕВО»

БЛОК «ДЕРЕВО»

«Свойства дерева»

Формировать знания о  лёгкости дерева, о его способности удерживать тепло.

Деревянная пластинка, ёмкость с водой, деревянная и металлические ложки.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Свойства дерева»

Формировать знания о  прочности дерева, и способности его обрабатывать.

Деревянная палочка, металлическая проволока, точилка, карандаш

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, дидактические игры, просмотр DVD фильмов

«Дерево пьёт воду»

Формировать знания о  способности всасывать влагу.

Спичка или зубочистка, блюдце, зеленка.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Сколько лет дереву»

Формировать любознательность, знания о способе распознать возраст дерева.

Спил дерева, карандаш, лист бумаги

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Тёплое дерево»

Закрепить и обогатить знания о возможности дерева давать и сохранять тепло.

Иллюстрации горящих поленьев, горящего леса и камина, две кружки деревянная и стеклянная с тёплой водой.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Чудесные спички»

Дать представление о способности дерева впитывать влагу (каппилярность)

5 спичек, вода, пипетка

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Прочная кора»

Дать общее представление о прочности коры, способности определенных видов дерева не пропускать воду.

Кора берёзы, кора клёна, ёмкость с водой.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Мягкое дерево»

Дать представление том, что дерево мягче метала.

2 гвоздя, деревянный и металлический брусок.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

БЛОК «МЕТАЛЛ»

БЛОК «МЕТАЛЛ»

«Тёплый металл»

Дать представление о теплопроводимости металла.

Ёмкость с кипятком, деревянная и металлическая ложка.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Цветной металл»

Рассказать как окрашивается металл

Краски, кисть, металлический брусок

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Прочный гвоздь»

Дать представление о том, что металл прочнее дерева

Гвоздь, шпажка.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Магнетизм»

Закрепить знания о магнитных свойствах металла

Тарелка с металлическим предметами: гвоздики, скрепки, гайки, магнит

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Металл в воде»

Закрепить знания о свойстве металла: тяжесть.

Ёмкость с водой и разные предметы: перо, спичка, скрепка, бусина, конфета.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Звук металла»

Рассказать о звучании металла, о том, что многие инструменты сделаны из металла и почему.

Металлический брусок, деревянная и металл, е кая палочка, разные музыкальные инструменты.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Тяжёлый металл»

Определить опытным путем, что металл тяжелее.

Металлический шарик, деревянный шарик, ёмкость с водой.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Волшебная рукавичка»

Закрепить знания о свойстве металла магнититься.  Дать детям возможность почувствовать себя волшебниками в этой рукавичка.

Рукавица, большой магнит, металлические предметы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

БЛОК «БУМАГА»

БЛОК «БУМАГА»

«Свойства бумаги»

Дать представление о том, что бумага боится воды потому что впитывает её и если воду окрасить бумага впитает ее и тоже станет цветной.

Ёмкость с водой, листы бумаги, краски разных цветов.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Каппилярность бумаги»

Дать детям возможность самим проверить такое свойство бумаги, как каппилярность- впитывание жидкости

Стакан, салфетка, вода, ножницы, фломастеры.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Бумажный мост»

Дать представление о прочности бумаги в зависимости от формы.

Два стакана, два листа бумаги.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Шпионское послание»

Дать представление о том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал, а при взаимодействии с лимоном он впитывает сок. При помощи окрашивания тайная надпись не окрашивается, но становится видимой, поскольку бумага вокруг текста окрашивается.

Сок лимона, вода, кисточка, раствор йода с водой в ёмкости или акварельные краски.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Бумажный звук»

Дать представление о том, что бумага тоже способна  издавать звуки.

Несколько пар листов разной бумаги.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Бумажные ножницы»

Дать представление о том, что бумагу можно не только резать, но и резать бумагой.

Мягкий пластилин, бумага разной плотности: салфетка, принтер ная, цветная, картон.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Бумажная переноска»

Активировать логику детей и дать представления о плотности бумаги и способности переносить с помощью неё вещи.

Картонная коробка, фасоль или горох, листы бумаги, две ёмкости.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

«Танцующие конфетти»

Дать первоначальное представление о статическом электричество и причине, почему бумагу оно притягивает.

Дырокол, цветная бумага, шарик.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

  1. МОНИТОРИНГ

Цель мониторинга:

- выявление исходного уровня сформированности исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать исследовательскую деятельность.

ФИО ребенка

Показатели и критерии

Уровни

Методы отслеживания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).

Самостоятельно видит проблему

Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.

Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.

Наблюдение в процессе выделения проблемы.

2.Формулирование вопросов.

Формулирует вопросы.

Формулирует вопросы.

Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).

Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя.

Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

4.Выдвижение гипотез и решения проблем.

Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.

Наблюдение.

5.Способность описывать явления, процессы.

Полное, логическое описание.

Не совсем полное, логическое описание.

Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

6.Формулировка выводов и умозаключений.

Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

Анализ высказываний, отчетов.

7. Степень самостоятельности при проведении исследования.

Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;

- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 2 балла; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;

- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Ковинько Л. В. Секреты природы – это интересно. М - Линка-Пресс., 2004

2.  Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. – СП. б.,2010

3.  Дмитиева Н. Я. Естествознание. М.- Просвещение.,1991

4.  Потапова Л. М. Детям о природе, экология в играх. Ярославль.,1998

5.  Левитман М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? СП. б.,1998

6.  Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение. М., 1997

7.  Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». М.: 2003

8.  Блинов Г. Сказки без слов (о народной игрушке). Тула.: 1974

9.  Воспитываем дошкольников самостоятельными. СП. б., 2000

10.  Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркаами.-М.,1999

11.  Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010

12.  А. И.Савенков. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.

13.  Т. А.Кандала, И. А. Осина, Развернутое перспективное планирование. Старшая группа. По программе под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Волгоград. Учитель,2009 г

14.  Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002

5. СПИСОК ДЕТЕЙ

Фамилия, имя ребенка

1.

Акушев Алим

2.

Ганзикова Ева

3.

Гончаров Ярослав

4.

Кайтмесова Дарина

5.

Клязьмина Ангелина

6.

Копьева София

7.

Ляпорова Мирослава

8.

Нашеба Кира

9.

Семенихин Иван

10.

Субботовская Эвита

11.

Таганова Елена

12.

Тлишева Альбина

13.

Тришкина Алина

14.

Чеботарев Михаил

15.

Яновская Анастасия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Проект экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Отправляемся в страну Эксперименталию»

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейших проблем современности.Детское экспер...

Презентация «Экспериментально – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Конспект развлечения по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Песочные фантазии".

Игры с песком доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком  очень полезны для здоровья.  Это благотворно влияет на психику, успок...