Проект "Кузнечное ремесло"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Свиркова Ирина Евгеньевна

Были времена, когда мастера-кузнецы были в любой деревне. Сегодня специалисты профессии встречаются, в основном, в городах – от столицы до самых маленьких. Профессия КУЗНЕЦА по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства, но профессия кузнеца несколько утратила свои позиции, и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем необходимые предметы быта. Эта профессия с давних времен считается очень редкой и почетной, но сейчас профессия кузнец настолько редко встречается, что некоторые, наверное, полагают, что ее и вовсе уже не существует.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-_kuznechnoe_remeslo.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

«С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся».

(народная поговорка)

Актуальность проекта

Были времена, когда мастера-кузнецы были в любой деревне. Сегодня специалисты профессии встречаются, в основном, в городах – от столицы до самых маленьких.

Профессия КУЗНЕЦА по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства, но профессия кузнеца несколько утратила свои позиции, и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем необходимые предметы быта. Эта профессия с давних времен считается очень редкой и почетной, но сейчас профессия кузнец настолько редко встречается, что некоторые, наверное, полагают, что ее и вовсе уже не существует.

Поэтому нашей задачей стало познакомить детей с данной профессией, показать ее значение в жизни человека.

Цель: 

Обогащение  у дошкольников знаний о  профессии и развитие  интереса данному ремеслу.

Задачи проекта:

  • изучить историю кузнечного ремесла;
  • выявить описание кузнечного дела, отразившегося в фольклорных микротемах и художественной литературе;
  • выяснить степень значимости древнего ремесла в наши дни;
  • обогатить и уточнить знания о ремесленных профессиях;
  • формировать представления о работе кузнеца, о трудовых процессах, предметах и орудиях труда;
  • воспитать уважение к труду и к людям этой профессии.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели.)

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

       1 Этап: Подготовительный

- сбор информации, подготовка наглядного материала;

- подбор дидактических игр.

2 Этап: Основной

- работа с детьми (организация совместной  и самостоятельной деятельности)

- работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);

- пополнение  предметно — развивающей среды (оформление уголка группы в соответствии с темой).

3 Этап: Заключительный

- выставка рисунков по проекту;

                                                          Этапы проекта:

  1. Подготовительный

               Наименование мероприятия

                     Цель

1.

Изучение информации интернет- ресурсов.

   Расширение знаний детей о кузнечном ремесле.

2.

Подбор игр, познавательной литературы,  демонстрационного и раздаточного материала, создание лекотеки по данной теме  

Расширение знаний детей о кузнечном ремесле.

   Развитие речевого аппарата.

3.

 Подбор информации, литературы для родительских уголков.

Расширение знаний родителей о кузнечном ремесле.

     

 2.   Основной

Наименование мероприятия

                     Цель

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.

ТРИЗ:

- «Хорошо- плохо»

- «Что умеет делать?»

- «Раньше- позже»

- «Что будет, если...?»

- «На что похоже»

-   Развивать ассоциативности мышления, обучать детей сравнениям разнообразных систем.

-  Развивать мышления, речь, воображение, знакомить со свойствами предметов, окружающим миром.

-  Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия «сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.

2.

Дидактические игры:

- «Найди лишнее»

- «Лото»

- «Найди пару»

- Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь -
доказательство.        

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.

Беседы:

- «Кузнечное дело», 

- «Металл» 

- «Народные умельцы – это кто?»

- «Ремесло наших предков»

- Знакомить детей с новой профессией, ее историей, материалами и инструментами, необходимыми для работы; предметами, изготавливаемыми мастерами.

2.

Опыт- эксперимент

- «Свойства металла»,  «Тонет- не тонет»,  «Волшебные монетки»,  «Тонет- плавает», «Металл-дерево-стекло-камень»

 - Закрепить опытным путем знания детей о свойствах металла

- Узнавать предметы из металла, уметь сравнивать с другими предметами.

- Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево- нет и т.д..

3.

Просмотр видеофильма

- «Русские ремесла»

- «Кузнец и кузнеца»

Обогащение знаний детей о кузнечном ремесле и русской культуре.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.

Музыка

Разучивание песни «Во кузнеце», народная песня.

- Продолжать развивать эмоциональное восприятие песен.

2.

Лепка (из глины)

«Инструменты для кузнеца»

Учить детей выразительно передавать образы

3.

Рисование

 «Подкова»,

Продолжать знакомить с ремеслом кузнеца.

Образовательная область «Речевое развитие»

1.

Пальчиковые игры:

- Профессии

- Повысить речевую активность

- Тренировать память ребенка

2.

Рассматривание иллюстраций, карточек:

- Русские народные ремесла

- Росписи

- Кузнец и кузница с атрибутами

Обогащение представлений о русских ремеслах, росписях и о кузнечных изделиях.

3.

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки. 

Познакомить детей с народным фольклором.

4.

Речевые игры:

- «Народные промыслы»

- «Найди лишнее»

- «Веселые скороговорки»

- обогащать и активизировать речь детей

Образовательная область «Физическая культура»

1.

Утренняя гимнастика

«Мы кузнецы»

Развитие двигательных навыков и умений

2.

Физминутки:

- Пришел кузнец

- Молот и наковальня

Активизация внимания детей

3.

Подвижные игры:

- «У бабушки Маланьи»

Развитие общей моторики, координации движений.

Закрепление навыков выполнения основных видов движений, повышение двигательной активности.

 

3. Заключительный

Наименование мероприятия

Цель

1

Изготовление альбома о кузнечном ремесле

(коллективная работа)

 Закрепление представлений детей о кузнечном ремесле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Досуг "Возникновение ремесла в родном городе"

Представленный материал рекомендован воспитателям подготовительной к школе группе.Он поможет  педагогам успешно организовать  досуговое мероприятие, на котором дети дошкольного возраста не т...

конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"

конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...

Конспект занятия в старшей группе "Кубанские народные ремесла" Тема: Плетение из талаша.

Цель:Продолжать закрепление представлений у детей о декоративно- прикладном искусстве и народных ремеслах Кубани. Воспитывать любовь к родному краю, народным традициям и быту.  Програм...

Итоговое занятие по приобщению детей к русской народной культуре "Все ремесла хороши"

Данное занятие  является обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к русской народной культуре". Занятие для детей подготовительной группы. Использована групповая форма работы. Загадки о р...

Семинар - практикум для педагогов Курганинского района "Кубанские народные ремесла"

Тема: «Знакомство с народными промыслами и ремеслами Кубани" (в региональном компоненте).Цель: дать представление об истории развития края, его заселении казаками.расширить представление педагог...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....