Краткосрочный проект "Как живут дикие животные и птицы зимой"
проект по окружающему миру (младшая группа)

  • Развитие у детей  устойчивый познавательного интереса к жизни диких животных и птиц.
  •  Создание в группе условий для расширения знаний детей о жизни диких животных и птиц в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zhivut_dikie_zhivotnye_i_ptitsy_zimoy.docx268.04 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

Дети любят сказки. А в любой сказке главными героями являются животные и птицы. Они умеют разговаривать, носят одежду, едят ту пищу, которую готовят, как люди. В жизни все по-другому. Звери и птицы живут в лесу. По-разному приспосабливаются к жизни, особенно в зимний период. Маленькие дети в силу возраста плохо знают, а некоторые и совсем не знают о жизни диких животных. В программе детского сада «От рождения до школы» в разделе «Ознакомление с миром природы» говорится о необходимости учить детей узнавать в натуре, на картинках, в игрушках некоторых диких животных и птиц.

Таким образом, в ходе бесед, проведения дидактических игр было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представления о жизни диких животных и птиц в зимний период. Важность и необходимость ознакомления детей с жизнью диких животных и птиц недостаточный уровень знаний привели к выбору темы проекта.

Данный проект предназначен для детей младшего возраста. Он содержит практический материал по формированию у детей представлений о жизни диких животных и птиц в зимний период. Проект включает в себя познавательные и творческие занятия, беседы, игры, развлечения.

Проект «Как живут дикие животные и птицы зимой»

Срок: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.

Вид проекта: групповой.

Цель проекта:

●  Развитие у детей  устойчивый познавательного интереса к жизни диких животных и птиц.

● Создание в группе условий для расширения знаний детей о жизни диких животных и птиц в зимний период.

Задачи:

С детьми:

  • Формирование представлений детей о том, как живут дикие животные и птицы зимой. Учить узнавать их на картинках.
  • Развитие речевой активности, расширение словарного запаса детей через дидактические игры, чтение произведений, беседы.
  • Развитие двигательной активности, мелкой и крупной моторики через подвижные, пальчиковые, хороводные игры.
  • Формирование бережного отношения к животным, птицам отзывчивости.

         

     

Для воспитателя:

              Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы и материалов из периодической печати, самообразования.

  • Разработать конспект НОД, картотеки с играми, презентации, консультаций для родителей.
  • Обогащение предметно - развивающей среды в группе.

        Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформируются представления о жизни диких животных и птиц зимой, научатся узнавать их на картинках. Словарный запас по теме пополнится новыми словами. Улучшатся двигательные навыки.
  2. Повысится собственный уровень компетентности по теме. Систематизация методических разработок (НОД, картотеки).

        Продукт  проекта:

Совместное создание макета «Дикие животные и птицы зимой».

       

Этапы реализации проекта:

        1 этап. Организационно-подготовительный.

  • Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта (художественной литературы, подвижных, пальчиковых  хороводных игр, настольно-печатных и дидактических игр, иллюстраций, настольного театра, материалов для творческой деятельности);
  • Изучение методической литературы;
  • Пополнение предметно-развивающей среды.

        2 этап. Рефлексивно – диагностический.

  • Выявление познавательного интереса и знаний детей по теме проекта  через беседы.

        3 этап. Практический.

Мною был разработан перспективный план работы  на 1неделю, куда вошли практические мероприятия с детьми, работа с родителями.

Перспективный план работы:

1.Содержание и реализация проектной деятельности с детьми:

Срок реализации проекта

Формы работы

Задачи

Первая неделя

Понедельник

1. Беседа «Кто живет в лесу?»

2. Рассматривание картинки с изображением снегиря.

3. П/И «Зайка беленький сидит»

4. Пальчиковая игра «Сидели два медведя»

5. Чтение Е. Чарушин «Большие и маленькие»

1. Уточнить знания детей о животных. Дать понятие «дикие животные»

2. Побуждать детей узнавать диких животных, птиц называть.

3. Учить детей выполнять движения по тексту.

4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

5. Закрепить названия животных и их детенышей.

Вторник

1. Чтение Р.Н.С. «Теремок»

2. Рассматривание картины «Птицы зимой»

3. П/И «Зайцы и волк»

4. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»

5. С/Р игра «Теремок»

1. Учить слушать сказки. Отвечать на вопросы по тексту.

2. Учить различать и называть птиц.

3. Учить имитировать движения животных.

4. Развивать крупную моторику.

5. Обучать игровым действиям, учить здороваться, использовать игрушки заместители.

Среда

1.Д/И «Кто где живет?

2. Д/И «Кого не стало?»

3. Хороводная игра «Мы на луг ходили»

4. Беседа «Как животные готовятся к зиме»

5. Д/И «Кто как ходит?»

1. Учить называть жилище животных

2. Развивать логическое мышление, учить согласовывать слова в Р.П.

3. Учить ходить по кругу, выполнять движения по тексту.

4. Познакомить детей с сезонными особенностями жизни животных и птиц.

5. Учить имитировать движения животных.

Четверг

1. П/И «У медведя во бору»

2.С//Р игра «Мишка в гости к нам пришел»

3. Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

4. Пазлы «Собери животное»

5. Д/И «Чей хвост?»

1. Развивать ловкость

2. Обучать игровым действиям. Воспитывать вежливость.

3. Развивать крупную моторику.

4. Учить собирать целое из частей.

5. Учить подбирать хвост к животному по внешнему виду.

Пятница

1.Лепка «Лесенка для бельчонка»

2. П/И «Лиса и зайцы».

3. Д/И «Чей малыш?»

4. Пальчиковый театр «Заюшкина избушка»

5. Изготовление макета «Дикие животные и птицы зимой»

1. Закрепить умение раскатывать столбики.

2. Учить имитировать движения животных.

3.Учить называть детенышей животных.

4. Учить слушать сказку, воспитывать доброту.

5. Пополнить уголок природы

 

2.Реализация через взаимодействие  с родителями:

-      Выставка детских творческих работ.

-      Папка – передвижка « Дикие животные и птицы зимой».

-   Консультация «Как и что рассказывать детям о жизни диких зверей зимой».

3.Обобщение и распространение опыта работы по проектной деятельности:

        Систематизация методических разработок – конспекты НОД, картотеки  «Пальчиковые игры и игры с движениями», «Подвижные игры», «Дидактические и настольно-печатные игры».

         Выпуск папки – передвижки для родителей «Дикие животные зимой».

        Размещение опыта работы на интернет-сайтах.

3 этап. Заключительный.

        Результаты проектной деятельности:

  1. Дети имеют представления о жизни диких животных и птиц в зимний период, могут их узнавать на картинках. Расширился словарный запас детей. Выполняют движения в соответствии с текстом во время проведения пальчиковых игр, игр с движениями.
  2. У родителей повысился интерес к жизнедеятельности своих малышей в детском саду. Разучивают и играют с детьми в предложенные игры дома.
  3. Созданы необходимые условия для знакомства детей с темой (подобраны и систематизированы конспекты НОД, картотеки, наглядный материал, художественная литература).

        Обобщение и распространение опыта работы по проектной деятельности:

        Систематизация методических разработок – конспекты НОД, картотеки  «Пальчиковые игры и игры с движениями», «Подвижные игры», «Дидактические и настольно-печатные игры».

         Выпуск папки – передвижки для родителей «Дикие животные зимой».

        Размещение опыта работы на интернет – сайте ДОУ.

        

Список литературы:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 года – М.: Мозаика-Синтез. 2015. – 112 с., цв. вкл.
  2. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2004. - 269 с.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: «Карапуз», 2010. -144с.
  4. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 368 с.
  5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64с.

     

Приложение

  Пальчиковая игра

На поляне дом стоит.

Изобразить руками крышу над головой

Ну, а к дому путь закрыт.

Руки перед собой соединить

Мы ворота открываем,

Руки развести в стороны

Зайку в гости приглашаем:

Кулачки сгибаются и разгибаются

- Зайка, зайка приходи ,

вместе с нами попляши!

Танцевальные движения

Заинька-зайка, беленький зайка,

Руки на поясе, наклоны в стороны

Длинные ушки, быстрые ножки.

Изображают уши, топают ногами

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть -  надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять -  надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал, зайка прыг -  и убежал!

                                                                                             

Игра с зайцем.

На земле снежок лежит, зайка по снегу бежит.

Бегают на носочках по кругу

Прыг-скок, прыг-скок, зайка по снегу бежит.

прыгают

Мерзнут ушки,

Гладят ушки

Мерзнут лапки

Гладят ручки

Без сапожек и без шапки.

Показывают

Скок-поскок, скок-поскок,

Прыгают

Зайка спрятался в сугроб.

Присели на корточки

                                                                                                 

Дидактические игры для младшей группы по теме «Дикие животные»

«Назови, кто это?»

Цель: Учить детей узнавать на картинке животных, правильно называть.

Материал: набор картинок с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, а дети называют животное.

«Кто как ходит?»

Цель: Учить детей имитировать движениям животных.

Материал: картинки с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, а дети изображают особенности передвижения животного.

«Чья мама, чей малыш?»

Цель: Учить детей подбирать животных, называть взрослых животных и их детенышей.

Материал: Набор картинок с изображением животных и их детенышей.

Ход игры: На столе лежат картинки с изображением животных.

1 вариант. Воспитатель предлагает найти детенышей животных, поставить их рядом с взрослым животным и назвать.

2 вариант. Воспитатель предлагает найти животное, поставить их рядом с детенышем и назвать.

3 вариант. Воспитатель предлагает найти «семью» животного и назвать.

«Чей дом?»

Цель: Учить подбирать и называть жилище животных.

Материал: Картинки с изображением животных и их местом обитания.

Ход игры: Дети подбирают картинки парами.

 «Угадай, чья шубка?»

Цель: Учить детей угадывать животных по цвету, называть, учить согласовывать слова в роде и падеже (заячья, волчья и т.д.)

Материал: Коробочка с меховыми лоскутками или карточками определенного цвета (оранжевый, серый, коричневый, белый и т.д.)

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и спрашивает у детей: «У кого шубка такого цвета?»

«Чей хвост?»

Цель: Учить детей подбирать хвост к животному по внешнему виду, развивать внимание, активизировать речь.

Материал: Карточки с изображением животных без хвоста и карточки с изображением хвостов.

Ход игры: Ребенок подбирает к животному нужный хвост, ориентируясь на внешний вид.

«Кто что ест?»

Цель: Ознакомить детей с особенностями питания животных. Учить подбирать карточки.

Материал: Карточки с изображением животных и пищи для них.

Ход игры: Ребенок подбирает соответствующие карточки.

«Кто где живет?»

Цель: Учить детей группировать животных по месту их обитания, называть (лесные животные, домашние животные, водные обитатели)

Материал: 3 большие карточки с изображением места обитания, карточки с изображением животных.

Ход игры: Дети, ориентируясь на место обитания подбирают соответствующих обитателей.

«Кого не стало?»

Цель: Развивать внимание, учить называть животных в родительном падеже.

Материал: Игрушки-животные

Ход игры: Воспитатель выставляет на стол игрушечных животных. Дети называют их и запоминают. Потом воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет одну игрушку. А дети должны догадаться, кого не стало и назвать животное.

                                                                                                  Приложение 4.

Пальчиковые игры, игры с движениями.

Сидели два медведя

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Руки на поясе, дети покачиваются из стороны в сторону

Один читал газету,

Изображают чтение газеты

Другой молол муку.

Постукивают кулачками

Раз ку-ку, два ку-ку,

Ударяют по правой и левой ноге

Оба шлепнулись в муку.

Покачиваются в стороны

Нос в муке,

Пальчиком дотрагиваются до носа

Хвост в муке,

Показывают на хвостик сзади

Ухо в кислом молоке,

Дотрагиваются до уха

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Хлопают ладонями

Продает она орешки:

кулачками друг о друга попеременно

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке, Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Загибают пальцы по одному начиная с большого

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Ритмично хлопают ладонями и ударяют кулачками

Животные зимой

Спят зимой барсук и ёжик,

И медведь зимой спит тоже.

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних теплых дней.

Дети поочередно загибают пальцы

Прыг-скок

Зайчик прыг, зайчик-скок

Показываем зайку, сгибаем и разгибаем пальчики

Спрятался он под кусток

Кулачок обнимаем ладошкой, прячем

Под кусточком - молчком,

Подносим палец ко рту

Только ушки – торчком.

Показываем зайку

У кого какая шуба

Шуба серая у волка,

Шуба ёжика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя - бурая.

Поочередно загибают пальцы на руке

Не страшны ему дожди

И погода хмурая

Качают головой из стороны в сторону

БДОУ г. Омска «Детский сад №198»

Проект с детьми  младшей группы «Как живут дикие животные и птицы зимой»https://pic.rutubelist.ru/video/01/ee/01ee1fda0d9c5f4ee43e0e866a253d7d.jpg

Выполнил воспитатель: Поморгайло Н. А.

Омск- 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дикие животные и птицы зимой" конспект занятия

Конспект интегрированного занятия  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада....

Календарный план воспитательно-образовательной работы для второй младшей группы на основе циклограммы деятельности на тему: "Дикие животные и птицы зимой"

Календарный план воспитательно - образовательной работы для 2 младшей группы на основе циклограммы деятельности детей в течение дня при изучении лексичесокй темы : «Дикие животные и птицы з...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дикие животные и птицы зимой»

Закрепить знания детей об известных им диких животных степи и зимующих птицах, изучить их особенности  поведения в зимний период; развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, мышление; вос...

Конспект НОД по окружающему миру с элементами аппликации в подготовительной группе «Дикие животные и птицы зимой»

Цель:  Формирование представлений об обитателях живой природы  родного края в зимнее время.Задачи: Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни ж...

Проект «Дикие животные и птицы зимой» Тема: «Зимовье зверей»

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой)»....

Проект по экологии "Жизнь диких животных и птиц зимой"

Данный проект помогает детям закрепить и пополнить знания о жизни диких животных и птиц в зимний период....