Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух. Что это такое?»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Мария Николаевна Загородняя

Актуальность:
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Цель:
формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия154.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 92 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию

на тему:

 «Воздух. Что это такое?»

Разработала: воспитатель Загородняя М.Н.

Санкт-Петербург

2023

 «Воздух. Что это такое?»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

- Систематизировать и закрепить представления детей о свойствах воздуха;

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- Формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов, соблюдая правила безопасности;

- Учить детей находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром;

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха;

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;

- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование:

- ноутбук, колонки, проектор;

- шкатулка;

- ширма;

- духовые музыкальные инструменты, 2 свистка;

- самодельные весы, 2 надутых воздушных шара;

На каждого ребёнка:

- одноразовый фартук;

- целлофановый пакет, зубочистка, одноразовый стакан с кипяченой водой, коктейльная трубочка, коробочки от киндер-сюрпризов с кусочками лимона, чеснока, лука, кофе;

- жидкая гуашь разных цветов, кисточка, лист бумаги А4.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

(дети стоят в кругу)

(Игра на общение)

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО! (Дети садятся полукругом на стульчики)

В: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (шкатулка) Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

В: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

В: Правильно, это воздух!

 (Из-за двери раздаётся голос)

СЛАЙД №

Воздушный человечек: Ой, ой, ой, помогите, спасите, лечу!

В: Кто это там кричит?

(Слад 1: залетает Воздушный человечек - сделан из шариков)

В: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

В: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Воздушный человечек: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

В: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

В: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек: Хорошо, ребята! Я останусь!

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

В: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: (СЛАЙД №) соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня мы для вас организовали небольшую лабораторию в группе.

(«Лаборатория» представляет собой ширму, за которой стоят столы по количеству экспериментов)

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

(Дети вместе с воспитателем идут за ширму, надевают фартуки и встают вокруг стола №1)

(Стол №1)

В: Ребята, вы знаете, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас). Как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: воздух можно почувствовать.

Эксперимент № 2 «Слышим воздух»

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

В: Сейчас мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах, а двоим подуть в свисток (дети играют, дуют).

В: Что мы слышим? (Ответы детей-звуки)

В: Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой). Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

(Стол №2)

Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Вывод: воздух можно увидеть.

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

В: Продолжаем экспериментирование. А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

В: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Ответы детей-нет)

В: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. 

В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (в коробочку от киндер-сюрприза положить по кусочку лимона, лук, чеснока, кофе и дать детям понюхать).

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: чистый воздух собственного запаха воздух не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества.

 Вы замечательно справились. Молодцы.

(Стол №3)

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»

В: Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика и самодельные весы.

На середине палки длиной 60 сантиметров укрепим веревочку, а к обоим ее концам привяжем два одинаковых/разных воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку и увидим, что она висит горизонтально. Если теперь проткнуть иголкой один из надутых шариков, из него выйдет воздух, и тот конец палки, к которому он был привязан, поднимется вверх. Если проколоть и второй шарик, то палка снова займет горизонтальное положение.

Это происходит потому что воздух в надутом шарике плотнее, а значит, и тяжелее, чем тот, что находится вокруг него. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: воздух имеет вес.

https://thepresentation.ru/img/tmb/6/536991/7c7c59f6888f73f3fc9c78afb7f77002-800x.jpg

(дети уходят из лаборатории и возвращаются на стулья, которые стоят полукругом, садятся.)

Рефлексия:

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. Скажите вам понравилось? (ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

     Какой был самый трудный?

     Воздушный человечек, понравилась тебе наша лаборатория?

СЛАЙД №

Воздушный человечек: Ребята мне очень понравилась работа в вашей лаборатории, теперь я точно знаю, что воздух есть, он имеет вес, его можно увидеть и услышать, а чистый воздух не имеет запаха.  Спасибо Вам, ребята. На память я дарю вам воздушные шары, они будут ждать вас в раздевалке. До свидания. (конец презентации)

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно ещё и рисовать? (ответы детей)

Эксперимент № 6 «Кляксография»

В: Эта техника называется кляксография. Сейчас я вас с ней познакомлю.

В: Хотите попробовать?

В: Итак, при помощи воздуха, красок и трубочки будем пробовать рисовать волосы мультяшным героям. (показываю технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)). 

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk7-jX2Xv69qh3rTQazt6leaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Анализ работ:

В: Ребята, кто запомнил, как называется техника рисования воздухом?

    Молодцы!!!

    Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.     Спасибо вам!

(Детям вручаются в подарок воздушные шарики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Космос»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Космос» приоритетная ОО «Речевое развитие» ...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»

Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовителбной группы по теме экспериментирование «Свойства воды»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы детского сада по теме экспериментирование.Задачи:1. Уточнить представление детей о свойствах воды: вода не имеет цвета, запаха, вкуса, ...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы " Первые шаги в стране МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ"

Ребята подготовительной группы полгода осваивали азы мультипликации. В течение первого полугодия происходило оборудование собственного простейшего мультстанка из старого стула, состоялось знакомство и...