Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Путешествие в прошлое лампочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему:
«Путешествие в прошлое лампочки»
ЦЕЛЬ: Познакомить с историей электрической лампочки.
ЗАДАЧИ:
обучающая - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
развивающая - развивать интерес к прошлому этого предмета, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию;
воспитывающая – воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osom_2_mart.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое лампочки»
ЦЕЛЬ: Познакомить с историей электрической лампочки.
ЗАДАЧИ:
обучающая - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
развивающая - развивать интерес к прошлому этого предмета, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию;
воспитывающая – воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
МАТЕРИАЛ: свеча, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники и иллюстрации с изображением пещеры, костра, факела, лучины, свечи, керосиновой лампочки, электрической лампочки, различных светильников; альбомные листы, карандаши, фломастеры, презентация на тему «В прошлое лампочки».
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: «Ребята, что вы делаете, войдя в темную комнату? (Ответы детей). Ну, конечно же, включаете свет! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и … загадывает загадки:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
ярким пламенем зажжется.
***
Висит она без дела днем,
А ночью освещает дом.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки, это электрическая лампочка. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в прошлое электрической лампочки. А чтобы не простудиться в путешествии, нужно сделать массаж ушных раковин:
«Подходи ко мне дружок, становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
Ушко тянем в низ, ты смотри не отвались.
А потом, потом, потом, покрутили «козелком».
Ушко, кажется, замерзло, отогреть его как можно?
Вот так, вот так! 1, 2, 1, 2 вот и кончилась игра».
Воспитатель: А сейчас закройте глаза, я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. 1, 2, 3 – мы пришли! (Воспитатель снимает салфетку со стола) Что за предметы на столе?»
Дети перечисляют предметы, стоящие на столе свеча, керосиновая лампочка, спички, электрическая лампочка и называют предметы, изображенные на иллюстрациях костер, светильники и так далее.
Воспитатель: «Что общего у этих предметов?» Дети: «Они зажигаются и дают свет».
Воспитатель: «Сейчас мы поговорим о том, как человек придумал свет.
Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь (костер, на котором готовили пищу и у которого грелись. От костра в пещере становилось светло и тепло. А как вы думаете, человеку трудно было ходить ночь? Почему?» Дети: «Ничего не видно, темно».
Воспитатель: «Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей). Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. В давние времена с факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей). Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар!
Воспитатель: Затем люди придумали лучину. Что это такое? (Ответы детей). Это обыкновенная деревянная щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, так как она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? (Ответы детей). Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках».
Воспитатель зажигает лучину; дети наблюдают, как она горит. Он обращает внимание на то, что от нее мало света, она быстро сгорает и коптит.
Воспитатель: «Как вы думаете, при свете такой лучины хорошо видно? Надолго ли хватит лучины?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Прошли годы, и человек придумал свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Вы все видели свечу? Как она устроена? Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток».
Воспитатель: «Как вы думаете, чем неудобна свеча?» Дети: «Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света».
Воспитатель: «Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и придумали керосиновые лампы, которые заправляли керосином, полученного из нефти. Такие лампы ставили на стол, вещали на стены. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной». Объясняет принцип ее действия.
Воспитатель: «Кто видел керосиновую лампу? Она удобнее, чем свеча? (Ответы детей). Да, с такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер».
Проводится физкультурная минутка.
Воспитатель: «Прошло много лет, но человек продолжал искать новые способы удобного освещения своего жилища. Так русский инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку, которая горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами. Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома и квартиры. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и. загорится электрическая лампочка, свет!
Долго может гореть такая лампочка? Она удобнее, чем керосиновая? Чем? В настоящее время в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы и т. д.».
Воспитатель: «Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются фонарями улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!
А теперь давайте немного пофантазируем и нарисуем красивые светильники и люстры, от которых много яркого света».
Дети рисуют, а затем рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему "Путешествие в прошлое счётных устройств"
ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ на тему: «Теремок»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМОбразовательная область «Познавательное развитие»группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет...
Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Путешествие в прошлое одежды»
Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, что...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Российская армия»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Российская армия»Задачи: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Расска...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «В гостях у художника»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему:«В гостях у художника».Программное содержание. Формировать представления детей об общественной значимости...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Россия - огромная страна»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Россия - огромная страна»Программное содержание:- Формировать у детей представления о том, что наша огр...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением по теме "Смешной рисунок"
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением Тема: «Смешной рисунокЗадачи:Знакомить детей со свойствами бумаги,Познакомить детей с качествами разных видов бумаги (т...