конспект по окружающему миру в старшей группе:Тема: « Прощай – зима! Здравствуй, весна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Активизировать словарь детей: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями: подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно  ласкательные существительные.
Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложносочиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Прощай – зима!
      Здравствуй, весна!» 
 

Образовательная область: «Познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма деятельности: совместная взрослого и детей.
Виды деятельности:  игровая, музыкальная, познавательная, коммуникативная.
 
Цель: Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.
Задачи:
Образовательные:  
Обобщать представления детей о временах года зима, весна; , называть признаки и приметы зимы, весны; знание зимних и весенних месяцев.
Развивающие:
Активизировать словарь детей: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями: подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно  ласкательные существительные.
Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложносочиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
Воспитательные:
 Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
Способствовать формированию у  детей бережное отношение, любовь к природе, интерес к художественному творчеству.
Словарная работа: зима- волшебница, художница, кружевница; весна – красна, капель, ручьи, проталина,  просыпаются от спячки.
Предварительная работа: наблюдения детей в прогулке, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций,  прослушивание классических произведений: Чайковского «Времена года», Г.В.Свиридова «Вальс».К.А.Дебюсси «Прекрасный вечер», загадывание загадок.
 
Материал: Зимние  и весенние пейзажи, аудиозапись звуков зимы и весны, картинки для загадок, игрушка  «Медвежонок», эмблемы- солнышко, тучка, нарисованное  голубое небо, мяч, капелька.
Оборудование:  экран, мольберт, магнитики. Ход занятия

В: - Здравствуйте, ребята! поприветствуем друг друга, для этого поиграем! (организационная игра)

Тому, кто справа, улыбнись, (выполнить движения по тексту.)

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева поклонись,

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай,

Тому, кто справа подмигни,

Тому, кто слева, подмигни!

И скажем вместе: ты и я-

Вместе дружная семья,

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся!

Здравствуйте, гости!

В: - Какой дружный круг у нас получился! Вы чувствуете тепло рук ваших товарищей? Вам приятно? Отлично! И постарайтесь сохранить тепло и поддержку рук ваших друзей до конца нашей встречи. Можете садиться на стулья.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Благининой:
                          - Если ветер злющий кружит,
                          - Застеклились за ночь лужи,
                          - А меня упаковали
                          - В сто одежек неуклюжих,
                          - На деревьях, на картинках
                          - Кружева да бахрома,
                          - Это значит – на снежинках
                          - Опустилась к нам …….(Дети Зима)
Правильно ребята это время года зима?  Ребята, с приходом зимы, что происходит в природе? Как вы думаете?  (Предполагаемые ответы детей -  становится все вокруг белым, чистым, искрящимся, все становится  как в сказке). Ребята, народная мудрость гласит: «Зима – владыка». Как вы думаете, почему так говорят? (Предполагаемые ответы детей - владыка трёх зимних месяцев.) Правильно, словно верные стражники стоят они на страже ее покоя.  (Воспитатель предлагает детям  подойти  к  экрану).

Воспитатель: Ребята, послушайте  загадку.
Декабрь.

На поля и на луга

 До весны легли снега.

 Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.      (Декабрь)
Дети: Декабрь. (На экране картики  Декабря месяца).
-  Правильно – это декабрь. Ребята, а что вы знаете о Декабре? (Предполагаемые ответы детей - первый зимний месяц; сильные  морозы; год кончает, зиму начинает). А кто из вас скажет, какое древнерусское его название? (Студень /
–   Почему так назвали декабрь? (Предполагаемые ответы детей: стынет всё от мороза; не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь).

2.По счёту первым он идёт,

 С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

 Читай! Написано — … (Январь)

Дети: Январь. (На экране картинки  Января месяца).
Правильно – это Январь. А что вы знаете об этом месяце?
(Предполагаемые ответы детей: месяц январь – зимы государь; продолжает зиму и начинает новый год.) А какое у этого месяца древнее имя – «Просинец». Кто знает почему? (Предполагаемый ответ детей: потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву).

3.По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?      (февраль)
Дети: Февраль. (На экране картинки Февраля месяца).
Воспитатель: Вьюги да метели под февраль полетели. Кто из вас помнит, как в народе называют февраль? (Предполагаемые ответы детей: снежень -самый снежный; переменчив; он дружит с метелями, буранами). А  знаете, как ещё называют февраль? «Бокогрей»? Кто нибудь из вас знает почему? Так как все животные дикие и домашние выходили греть  бока на солнце, которое начинало сильнее пригревать, да и люди не прочь были погреться  днем. Выходили  на улицу, чтобы порадоваться  первому теплу, а вечерами грелись  возле печки.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами вспомнили обо всех зимних месяцах. Теперь вы знаете, какая бывает зима. А чтобы подтвердить свои знания, предлагаю поиграть в игру «Волшебница зима». 
Правила игры: надо подобрать слово определение к слову –ЗИМА.
(Нужно передать снежинку соседу и сказать какая зимушка зима – снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, метельная, ворчливая, ледяная, ворчливая..)

Воспитатель. Какие же вы все молодцы! Ребята, сейчас мы с вами вспомнили о зиме, дали характеристику какой она бывает. А скажите, почему же мы все- таки одеваемся в теплую одежду? (Предполагаемые ответы детей).  Давайте мы в этом убедимся?
Предлагаю вам перейти в лабораторию.
Опыт со снегом.
Воспитатель: Ребята, перед занятием я положила два снежка: один на тарелку, другой в стакан, укутала его шарфом. И что же мы с вами видим? (Снежок, лежащий на блюдечке, растаял  значительно больше). Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажгу свечу и попробую подержать над ней ладонь. Горячо?
- Что нужно сделать, чтобы не жгло? (Или убрать ладонь или заслонить её чем-нибудь от огня, например дощечкой).
- Почему теперь ладони  не горячо? (Дощечка не пропускает  тепло от свечки к руке, задерживает его).
- Почему не растаял завёрнутый в шарф комочек снега? (Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку).
- Зачем человек зимой надевает шубу? Мы ещё говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь. Почему же нам в ней тепло? Как вы думаете? (Предполагаемые ответы детей : просто шуба не  выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод). Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами немного разомнемся.

Воспитатель: Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок) .

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Воспитатель:  Ребята, мы сейчас с вами немного размялись, что мы с вами делали? (Предполагаемые ответы детей). А как  всё это можно назвать? (Зимние забавы).
Да, ребята это «Зимние забавы». Вот, чем хороша «Зимушка – зима!»
На экране  дети видят «Зимние забавы».
Возникновение проблемной ситуации.
Звучат звуки  капели. Раздаётся звук рева медведя.
Воспитатель. Слышите, ребята?  Что-то происходит. Пойду  я, посмотрю.
Воспитатель вносит медвежонка.
Воспитатель Смотрите  ребята, Мишутка. Как  вы думаете, что произошло?  (Предполагаемые ответы детей: капель его разбудила, он испугался). Как вы думаете, почему зазвенела капель? (Предполагаемые ответы детей: стало теплее, снег  тает, медведи в это время еще спят.) Правильно, медведи еще должны спать. Давайте  расскажем медвежонку о том, что происходит в природе и почему он так рано проснулся.
Восприятие нового.
На экране появляется «тучка». Тучка по небу гуляла,
                                                            Тучка бусы растеряла.
                                                             Как хрустальные горошки,
                                                             Закатились к нам в окошко.
Воспитатель  -  О чем же она нам хочет рассказать? (Воспитатель подходит к экрану и имитирует  снятие капельки, на которой написано «Весенняя сказка».
Воспитатель -- Тучка предлагает нам с вами послушать   сказку. Мишутка, послушай вместе с детьми  сказку.  Слушайте!
Воспитатель  рассказывает  сказку.
«Жили – были четыре времени года. Вы их узнали(На мольберте  времена года»).
_ Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили  под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
(На мольберте  картинки -  КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет  ВЕСНЕ?  А чтобы ответить, отгадайте загадку:
Загадка: Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
                Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.
                В дверь, в окно стучать не будет,
                А взойдет, и всех разбудит.
Правильно. Это СОЛНЦЕ!
(На экране появляются картинка СОЛНЦА).
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что происходит в природе с появлением теплых лучей солнца? (Предполагаемые ответы детей: солнце поднимается выше, светить ярче, сильнее; становится теплее; снег начинает таять,  звенит капель.)  Как вы думаете, что же наступает в природе с приходом тепла? (Ответы детей – ВЕСНА.)
Ребята,  кто из вас знает приметы  ВЕСНЫ. (На экране появляются картинки).
Дети: - тает снег
            - потекли ручьи
            - звенит капель
            - появились сосульки
Воспитатель. Как, вы думаете, приметы какого периода весна вы только что назвали?  (Ранней весны.)
-  Правильно, приметы ранней весны.
 Ребята, а  как вы думаете, у весны есть помощники? (Ответы детей).  Давай те подойдем к экрану и посмотрим что же  это-то за помощники.
Дети подходят к экрану.
Воспитатель : послушайте  загадку:
1. Снега меньше, он уж тает

, И подснежник расцветает.

 Открывать весну он рад.

Радостный, журчащий… (Март)
Дети: МАРТ!
(На экране появляется картинка  МАРТА месяца)

Март- весну открывает! Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют «капельником» и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется.
Воспитатель: Ребята, может быть кто ни будь из вас знает, как еще в народе называют МАРТ? ( Протальник).  Правильно протальник. А  почему его так называют? (Ответы детей). Что такое проталины?  (Проталинки – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли.  Ребята, а вы думаете, кого  в народе называют вестниками весны?  (Грачей). Почему?  (Ответы детей). Ходят они, не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда стоят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач – зиму расклевал».
Миша! Ты теперь понял, что произошло  в природе?  Ты проснулся  от звонкой капели,  которая сообщает нам о приходе  ранней весны.
Ребята, а может кто-то из вас знает, когда должен проснуться Мишутка? (Предполагаемые ответы детей: в апреле.)
Правильно  в апреле месяце!  (На экране картинка апреля месяца.) Вот Мишутка когда ты должен был проснуться. Ребята, а после апреля  какой месяц наступает?  (Май) Молодцы!
Воспитатель: Ну что же,  Мишутка   пора тебе возвращаться домой к своей маме. Ребята, давайте простимся с Мишей, До свидания, Миша!  (Миша прощается и уходит).
Итог занятия.
Вопросы к детям: - Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами вспоминали?
- Что интересного вы узнали после проведенного опыта?
- С каким временем года спорит зима?
- Какая разница между зимой и ранней весной?
- Какой вывод вы, сделали посмотрев опыт?
-  Кому помогли мы сегодня и как?
- Что узнал Мишутка, и какой он сделал вывод  для себя и для нас?                                 
Рефлексия.  –  Ребята,  мы сегодня с вами много узнали о временах года «зиме», «ранней весне». И мне хочется узнать, с каким настроением заканчивается для вас занятие? Выберите значок на падносе.
(Вывешивается на мольберте  голубое небо).
Варианты значков:  - «Солнышко» - на душе светло, радостно.
                                       - «Тучка» - на душе пасмурно и грустно.
Теперь я вижу, что у всех настроение, весеннее, радостное, светлое.
Сегодня вы все  МОЛОДЦЫ! Занятие  закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру в средней группе тема: "Весна пришла, весне - дорогу"

Весенние месяцы, первые признаки, изменения происходящие ранней весной в природе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»....

Самоанализ НОД по ознакомлению м окружающим миром в старшей группе. Тема: «Здравствуй, Зимушка – Зима!»

Самоанализ открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема:  "Здравствуй, Зимушка - Зима!"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Лесные звери зимой»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: "Лесные звери зимой"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема:«Ранняя весна»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема:«Ранняя весна»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...