СОЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОВОЛОНТЁРСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
статья по окружающему миру

Афанасьева Наталия Александровна

В статье описана деятельность дошкольной образовательной организации по созданию новой педагогической модели экологического образования, основанной на объединении детских эковолонтёрских движений дошкольных образовательных организаций города и области в единую детскую экологическую организацию с целью сетевого взаимодействия внутри неё.

 

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, взаимодействие, сетевое взаимодействие, юные волонтеры, природоохранные акции, детские эковолонтёрские движения, экологический театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afanaseva_n.a.-statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОВОЛОНТЁРСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Наталия Александровна Афанасьева

старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 131»

e-mail: detsad131saratov

В статье описана деятельность дошкольной образовательной организации по созданию новой педагогической модели экологического образования, основанной на объединении детских эковолонтёрских движений дошкольных образовательных организаций города и области в единую детскую экологическую организацию с целью сетевого взаимодействия внутри неё.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, взаимодействие, сетевое взаимодействие, юные волонтеры, природоохранные акции, детские эковолонтёрские движения, экологический театр.

CREATING A CHILDREN'S ENVIRONMENTAL ORGANIZATION AS FORMS OF IMPLEMENTATION OF NETWORK INTERACTION OF ECO-VOLUNTEER MOVEMENTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS 

N.A.Afanasieva 

senior teacher of MDOU " Kindergarten of combined type No. 131» 

e-mail: detsad131saratov

Abstract. The article describes the activities of a preschool educational organization to create a new pedagogical model of environmental education, based on the unification of children's eco-volunteer movements of preschool educational organizations in the city and region into a single children's environmental organization, with the aim of networking within it. 

Key words: ecological education, ecological culture, interaction, network interaction, young volunteers, environmental actions, children's eco-volunteer movements, ecological theater. 

В современном мире перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит множество новых задач, одна их которых  направлена на поиск эффективных форм, методов, приёмов для взаимодействия не только внутри своей организации, но и организаций других коллег. Взаимодействие помогает обобщать и распространять свой  педагогический опыт, перенимать опыт других педагогов [Бычкунова 2018]. В то же время, одной из важнейших проблем современности остаётся экологическая ситуация [Масленникова 2009]. И мы понимаем: чтобы улучшить будущее, надо решать проблемы сегодня. Поэтому педагоги детских садов, решая задачи экологического воспитания детей, понимают важность и необходимость зарождения в детской душе семени экологической культуры [Горбатенко 2007]. Ведь из самого маленького ростка может вырасти огромное дерево, которое будет приносить пользу окружающему миру.

Это понимание привело педагогов нашего дошкольного учреждения к созданию детской экологической волонтёрской организации, которая вот уже на протяжении двух лет является очень эффективной формой сетевого взаимодействия между дошкольными учреждениями и иными образовательными и природоохранными организациями города и области, в рамках городской научно-методической лаборатории на базе нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №131» Кировского района г. Саратова «Создание детской экологической организации «ЭкоЛяндия-планета дошколят» [Деркунская 2018]. Работа над проектом началась в 2019-2020 учебном году; деятельность лаборатории рассчитана на 3 года.

Основными задачами нашей детской экологической волонтёрской организации являются:

- объединение детей дошкольного возраста в детские экологические волонтёрские движения на основе экологических проектов группы или сада для привлечения к практико-ориентированной природоохранной деятельности [Деркунская 2018];

- объединение детских волонтёрских движений дошкольных учреждений города и области в единую детскую экологическую волонтёрскую организацию, созданную на базе нашего детского сада, для реализации экологообразовательной, волонтёрской, природоохранной деятельности, а также взаимодействия внутри этой организации [Гришаева 2015];

- дальнейший поиск и внедрение новых инновационных форм, методов, и приёмов, способствующих формированию у детей дошкольного возраста экологического мышления, культуры в процессе взаимодействия внутри  волонтёрской организации;

- формирование новых педагогических компетенций в вопросах экологического образования дошкольников у педагогов и родителей в условиях взаимодействия внутри детской экологической волонтёрской организации;

- развитие сотрудничества детской экологической волонтёрской организации с социально значимыми партнёрами, природоохранными и иными образовательными организациями [Бычкунова 2018];

- обобщение и распространение опыта работы на совместно организованных семинарах, конференциях, а также в виде публикаций, видеоматериалов и др.

Первый подготовительный (организационный) этап был направлен на привлечение к сотрудничеству дошкольные образовательные учреждения (района, города, области), разработку пакета документов, составление плана реализации лаборатории, сетевого взаимодействия с детскими садами и другими организациями и начало реализации планов. Так, 21 ноября 2019 г. на базе нашего детского сада прошёл районный семинар на тему: «Эковолонтёрское движение в дошкольной образовательной организации как аспект всестороннего развития детей дошкольного возраста», направленный на распространение опыта работы педагогов по данной теме, привлечение к сотрудничеству дошкольных учреждений района. Также была проведена аналитическая работа направленная на выявление проектной деятельности экологической направленности в дошкольных образовательных организациях района, города, области, налаживание внешних связей с организациями-участниками проекта
[Масленникова 2009]. Далее была проведена работа по оформлению пакета документов  сотрудничества в рамках лаборатории. И на данный момент в нашу детскую экологическую организацию «ЭкоЛяндия-планета дошколят» входят 17 детских садов города и области. Успешно реализуется план сетевого взаимодействия, который включает в себя такие мероприятия как: экологические акции, совместные праздники, тематические недели, конкурсы, фестиваль мастерства, викторины,  семинары, конференции.

Второй основной (внедренческий) этап начался в феврале 2020 года и продлится до января 2022 года. Началом его стало праздничное мероприятие «День рождения «ЭкоЛяндии-планеты дошколят» для организаций-участников, на которое были приглашены представители от каждого дошкольного учреждения и природоохранной организации: государственного бюджетного учреждения Саратовской области дополнительного образования «Областного центра экологии, краеведения и туризма», «Центра социально — правовых природоохранных инициатив», экологического движения «Зелёный бык», Библиотеки №32 Кировского района для торжественного вручения пакета документов о сотрудничестве. С этого дня началась реализация плана по сетевому взаимодействию. Для того, чтобы все участники детской экологической организации «ЭкоЛяндия-планета дошколят» могли делиться опытом работы по реализации плана сетевого взаимодействия и своих эковолонтёрских движений, были созданы группа коллег в соц сетях ВК «ЭкоЛяндия-планета дошколят» и профиль в Инстаграм. Разработан и оформлен единый бренд детской экологической организации «ЭкоЛяндия-планета дошколят»: эмблема, девиз, гимн. Все участники дошкольных образовательных учреждений приняли участие в записи общего клипа с исполнением девиза и гимна. В феврале 2020 года во всех садах-участниках сетевого взаимодействия прошёл праздник посвящения воспитанников в Юные волонтёры планеты ЭкоЛяндии. У каждого детского эковолонтёрского движения появились свои волшебные герои — жители, хранители планеты ЭкоЛяндии - ЭкоДошки, которые являются помощниками юных волонтёров; большую помощь в их создании оказали родители.

Одной из важнейших форм сетевого взаимодействия всех участников планеты ЭкоЛяндии является участие в природоохранных акциях, приуроченных, как правило, к экологическим праздникам [Деркунская 2018]. Такие, как: «Покормите птиц», «Смастерим домик для птиц» - приуроченные ко дню орнитолога в России; природоохранные акции в защиту леса «Берегите лес!», «Поздравление работникам леса» - приурочены к экологическому празднику «Российские дни леса»; «Экологический субботник» - приуроченный к Всероссийскому экологическому субботнику; «Посади дерево» - приуроченная к Всероссийскому дню посадки леса, «Чистый берег Волги» - приуроченная ко Дню Волги; и другие.

При поддержке природоохранных организаций, таких как: государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма», «Центр социально-правовых  природоохранных инициатив», волонтёрское экологическое движение «Зелёный бык» для участников сетевого взаимодействия детской экологической организации «ЭкоЛяндия-планета дошколят» проходят конкурсы, квесты, семинары и другие формы взаимодействия, которые помогают педагогам делиться опытом, учиться друг у друга. Так, в марте 2020 года, прошел конкурс «Мастерская Метеодошки» по изготовлению метеоприборов своими руками из разных материалов, приуроченный к Всемирному метеорологическому дню. В сентябре 2020 года для участников сетевого взаимодействия «Планеты ЭкоЛяндии» прошёл региональный конкурс видео-презентаций «Очистим планету от мусора», приуроченный к Всемирной акции «Мы чистим мир», в котором приняли участие 15 детских садов города и области и были представлены 35 работ. Особенно приятно то, что все участники  от мала до велика вложили свою душу и сердце в заботу об окружающем мире, проявили свои экологические знания и культуру.

И в продолжение темы защиты планеты от загрязнения 27 октября 2020 года при поддержке ГБУ СОДО «ОЦЕКИТ» состоялся дистанционный региональный семинар - практикум «Чистая планета. Сохраним Землю вместе», направленный на обсуждение вопросов воспитания экологического мировоззрения, ответственного поведения дошкольников в природе, экологическое просвещение родителей и педагогов.

Работа в данном направлении познакомила нас с эковолонтёрским движением «Зелёный бык», целью которого является популяризация  экологической культуры, разумного потребления и ответственности за сохранение природных ресурсов. Педагоги нашего детского сада и семьи воспитанников неоднократно принимали участие в акциях движения «Зелёный бык» по раздельному сбору отходов: «Добрые крышечки», «Сдай батерейки на переработку». В мае 2020 года юные волонтёры «Планеты ЭкоЛяндии» принимали участие в конкурсе «Мы живём на Волге», который был организован волонтёрским экологическим движением «Зелёный бык», приуроченному ко Дню Волги. В своих конкурсных работах участники рассказывали не только о красоте реки, но и проблемах замусоривания берегов, возникших по вине безответственных жителей, помогая очистить Волгу там, где живут и отдыхают со своей семьёй.

Для участников сетевого взаимодействия разработаны новые формы, дающие возможность общения внутри детской экологической организации такие как:

«Экочаты» в сети интернет для публикаций о реализации плана сетевого взаимодействия и проектной деятельности;

«Экокроссинг» направлен на дружескую переписку и общение между участниками, обмена опытом, информацией о деятельности экологических движений внутри сетевого взаимодействия «Планеты ЭкоЛяндии» по тематическим интересам экологических движений. Переписка осуществляется в форме писем, открыток на бумажном носителе и по электронной почте.

Эковолонтёрская деятельность нашей детской экологической организации реализуется совместно с родителями воспитанников [Морозова 2018]. Они принимают участие вместе со своими юными волонтёрами в экологических субботниках на территории детского сада, дома, дачи, на берегу рек, в лесу, показывая своим ответственным поведением в природе пример своим детям. Изготавливают и помогают распространить плакаты с призывом не мусорить в природе, сортировать бытовой мусор и сдавать его на переработку, и, конечно, в первую очередь, уменьшать использование одноразовых предметов, заменяя на многоразовые.

Третий заключительный (обобщающий) этап будет реализовываться с января по май 2022 года. Направлен он будет на подведение итогов работы городской научно-методической лаборатории «Создание детской экологической организации «ЭкоЛяндия-планета дошколят», организацию отчётных мероприятий по представлению инновационного опыта работы педагогов - участников проекта.  

Мы очень надеемся, что эколого - просветительская и природоохранная деятельность нашей детской экологической организации «ЭкоЛяндия-планета дошколят» заложит росток экологической культуры в сердцах наших воспитанников, из которого в будущем они смогут вырастить настоящее дерево добра. И пример наших юных волонтёров не останется неоцененным и многие взрослые, увидев его, сами станут более ответственными по отношению к окружающей нас природе.

Библиографический список

1. Бычкунова Е.Б., Жулидова О.Н., Костин А.М., Наумова А.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций. Саратов: «Амирит», 2018. 48 с.

2. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработка занятий по разделу «Мир природы», викторин, игры / автор – О.Ф. Горбатенко, - Волгоград: Учитель, 2007. 285 с.

3. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Москва: Издательский центр Вентана—Граф, 2015. 184 с.

4.  Деркунская В.А., Воронина Н.А., Агабекян С.С. Социальные акции и волонтёрское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие.  М.: Издательство Центр педагогического образования, 2018. 240 с.

5. Зенина Т.Н. Экологическая гостинная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников. Учебное пособие. М.: Издательство Центр педагогического образования, 2008. 48 с.

6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009. 232 с.

7. Морозова Е.Е., Макарова Л.Н., Иванова Е.В., Марченко Н.А., Вестернина Н.В., Поплавская Н.В. Развитие инновационной деятельности ДОУ средствами экологического взаимодействия в системе: воспитанники, родители, педагоги, научная общественность. Методическое пособие для педагогов дошкольного и начального образования. Саратов: Амирит. 2018. 116 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический компонент при реализации программы «Сообщество» в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональн...

Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей....

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

Методический материал, отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.

Представлен практический материал для воспитателей детских садов по реализации принципов системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях. Материал прдставлен в форме непосред...

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Задача детского сада "повернуться" лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка....

Успешные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современной педагогической теории и практике.

Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы. Способность к педагогич...