Проект «Лекарственные растения. Зеленая аптека»
проект (старшая группа)

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направленность: экологическое воспитание через познавательную деятельность.

Вид проекта: познавательный, краткосрочный, 2 недели (.28.06-09.07.)

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, двигательная.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Многие из них занесены в Красную книгу и  охраняются законом, так как находятся на грани исчезновения.

Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения. Зеленая аптека». Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях, на осознание их значимости для здоровья человека, на бережное отношение к растениям.

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность. В процессе познавательно – исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

 Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.

Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе. Стимулировать и поощрять добрые поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлением разного отношения людей к природе.

Этапы осуществления проекта: 

1.    Организационный этап.

2.    Основной этап.

3.    Обобщающий этап. 

Продукт проекта: лэпбук "Лекарственные растения"
Организационный этап.

  • Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Подбор методической и художественной литературы.
  • Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  • Изготовление пособий.
  • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • Разработка бесед, викторины.
  • Составить перспективный план мероприятий.

Основной этап. Работа с детьми

Познавательное развитие:

  • Беседа « Как природа может быть доктором?».
  • Беседа на тему: «Лекарственные растения»
  • Познавательное мероприятие  «В гостях у Доктора Айболита»
  • Наблюдение «Подорожник»
  • Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
  • Разгадывание простейшего кроссворда “Лечебные травы”
  • Подготовка к проведению итогового мероприятия. Систематизация знаний.  В игровой деятельности в форме "Вопрос-ответ"

Художественно-эстетическое развитие:

  • Творческая мастерская. Рисование  «Лекарственные растения на участке детского сада»
  • Творческая мастерская. Аппликация «Ромашка»
  • Раскраски

Речевое развитие:

Чтение литературных произведений:

  • Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
  • Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?»
  • Лесная аптека. Тамара Крюкова
  • Н. Павлова «Загадки цветов»,
  • А. Плешакова «Зеленые страницы»,
  • С. Есенина «Берёза»,
  • А. Лопатина «Сказки о цветах и деревьях»,
  • В. Бианки “Лесная газета”
  • А. Онегова «Тропинка полевая»,
  • Заучивание загадок и стихов о растениях,
  • Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…».

Игровая деятельность. .Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

  • Дидактическая игры:
  • «Узнай растение по картинке»,
  • «Встреча с растением»,
  • «Холодно-горячо»,
  • «Расскажи о лекарственном растении»,
  • «Скорая помощь»,
  • «Аптека Айболита».
  • Подвижные игры:
  • «Цветы и ветерок»,
  • «Цветок-имя»,
  • «Узнай по описанию»,
  • «Садовник у нас на участке»,
  • «Бал цветов».

Поисково – исследовательская деятельность

  • Следопыты « Ищем полезные растения и рассказываем о нем»
  • Рассматривание растений , растущих на клумбах и на территории детского сада.
  • Составление рассказов совместно с родителями "Зеленая аптека" (рассказ о том, как в современное время человек использует лекарственные растения в лечебных целях). Презентация рассказов.
  • Итоговое мероприятие: Викторина «Лекарственные травы»

Работа с родителями

  • Рисование лекарственных растений детьми (подготовка к выставке рисунков), заучивание стихотворений о них наизусть, совместное  составление рассказов.
  • Консультация для родителей «Использование лекарственных растений для оздоровления ребенка»
  • Индивидуальные рекомендации родителям по чтению книг о лекарственных растениях леса и луга.

Обобщающий этап

Презентация проекта.

Выставка детских рисунков совместно с родителями «Зеленая аптека»

Презентация продукта проекта: лэпбук "Лекарственные растения"

Результаты реализации проекта:

  • Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
  • У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
  • Сформировались знания о лекарственных растениях.
  • Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
  • Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.
  • Изучены правила поведения в лесу.
  •  Развит интерес к природе.

Список использованной литературы

  1. Зеленые сказки. Т.А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
  2. Цветы. Какие они? Т.А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
  3. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  4. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
  6. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
  7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
  9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
  10. Прогулки в детском саду. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект: «Лекарственные растения»

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.Участники проекта: дети,...

информационно-исследовательский проект "Лекарственные растения"

Презентация для старших дошкольников "Лекарственные растения"...

Проект "Лекарственные растения нашего края"

Прект по экологии для детей подготовительной группы детского сада...

Проект "Лекарственные растения"

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет сущес...

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Беседа о лекарственных растениях "Зелёная аптека"

Беседа о лекарственных растениях "Зелёная аптека"...