Конспект занятия по познавательному развитию "Животные севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Животные севера».

 

Цель: расширить представление детей об образе жизни животных на Северном и Южных полюсах.

 

Задачи:

Образовательные:

- обогащать знания детей о животных живущих на Северном и Южном полюсах;

- расширить знания об образе жизни животных Арктики и Антарктики.

- систематизировать представления детей о способах приспособления животных к климатическим условиям;

- дать представление о том, что пингвин и белый медведь живут на разных полюсах.

Развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

Материалы: иллюстрации животных Севера, глобус или карта с изображением животных, музыкальное сопровождение, загадки, полоски обычной бумаги, масло, емкость для воды.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте слова песни.
(Включается отрывок из песни «Песня про медведей»)

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз, 

Трутся спиной медведи,

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи – 

Вертится Земля!

 

Воспитатель: ребята, про кого поется в песне.

Дети: В песне поется про медведей.

Воспитатель: про обычных медведей, которые живут в наших лесах?

Дети: нет! Про белых мишек.

Воспитатель: правильно, ребята! Мы сегодня поговорим о животных, которые живут далеко – далеко на Севере.

Воспитатель: ребята, а давайте посмотрим, где находится Северный полюс. (рассматривание глобуса/карты)

Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на Северный полюс, согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: ребята, а как мы можем добраться до Севера?

Дети: Можно долететь на самолете. Можно отправиться на корабле.

Воспитатель: Хорошие идеи. Предлагаю полететь на самолете, чтобы как можно скорее попасть к жителям Севера.

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.

 

Воспитатель: вот мы и прилетели в царство льдов. Северный полюс является самым удивительным местом на планете.  Климат здесь очень холодный. На Северном полюсе длинная и холодная зима длится целых полгода, а лето здесь очень холодное. Летом здесь полярный день. Несколько месяцев круглые сутки тут светло. А зимой –  долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается. Кругом снег и ледники. Но, несмотря на такие условия, в этих краях обитают интересные животные.

Воспитатель: ребята, посмотрите нас встречает один из главных жителей – Белый Медведь! Расскажите, что вы о нем знаете? (демонстрация изображения белого медведя)

Дети: у него белая шерсть.

Воспитатель: ребята а вы знаете какого цвета кожа у медведя?

Дети: черная.

Воспитатель: правильно! Ребята, а вы знаете зачем это?

Дети: чтобы медведю было тепло.

Воспитатель: правильно! . Кожа под белой шерстью черная и помогает аккумулировать тепло.

А как вы думаете, белые медведи впадают в спячку?

Дети: нет, они не боятся холода и у них всегда есть еда.

Воспитатель: все правильно. Ребята, а чем питаются медведи?

Дети: рыбой!

Воспитатель: правильно, ребята! Он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

А еще белые медведи умеют плавать и нырять, проводя под водой до 7 минут и совсем не мерзнут.

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам провести опыт и узнать почему северные жители не мерзнут, даже когда находятся в воде.

Воспитатель: ребята, перед вами лежат 2 полоски обычной бумаги, но одна из них пропитана жиром.

Давайте опустим в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.

Воспитатель: что произошло с полосками? 

Дети: Полоска, смазанная жиром, не намокает.

Воспитатель: Молодцы ребята! Значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.

Воспитатель: ребята, мы с вами в царстве льдов, становится очень холодно. Давайте погреемся?

Физкультминутка «Арктика»

Здесь всюду холод, лед и тень

(Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь,

(Закрывают глаза ладонями)

Полгода – день,

(Открывают глаза ладонями)

Из льда здесь люди строят дом,

(Выпрямляются, поднимают руки вверх)

И океан покрыт весь льдом.

(Соединяют руки над головой – «крыша

Зверей ты здесь почти не встретишь.

(Разводят руки в стороны)

И птиц ты в небе не заметишь.

(Ставят ладони козырьком над глазами)

Лишь мишка, белый, словно иней,

(Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

(Руки на поясе стоят смирно)

 

Воспитатель: мы погрелись и теперь я предлагаю вам познакомиться с другими обитателями севера.

Внимательно слушайте загадки.

 

Нос как уголь, хвост пушистый,
Шерсть густая, словно снег.
На охоту в Заполярье
Вышел, крадучись …
(писец)

 

Жиром тело набролося,
Не страшны ему морозы.
Бивни грозные имеет,
Плавать в проруби умеет.
(морж)

 

Он в воде плывёт как рыба
И порой лежит весь день.
Не страшны ему морозы
Потому что он…
(тюлень)

 

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...

(Олень)

 

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,

Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? - Морской... 

(Котик)

 

Воспитатель: молодцы! Ребята, а скажите кого мы не встретили на своем пути? (ответы детей)

Воспитатель: я вам загадаю загадку, и вы мне скажите про кого идет речь.

 

Пускай морозы, льды и ветры,
Они одеты для концерта:
Всегда во фраках и манишках
И мама с папой, и детишки. (Пингвины.)

 

Воспитатель: да, ребята, пингвинов на Северном полюсе мы не встретили. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: мы их не встретили, так как они живут на Южном полюсе. Дети, а что вы знаете о пингвинах? (ответы детей)
Воспитатель: Пингвины не летающая, а водоплавающая птица. Пингвины живут на самом южном материке - Антарктиде. Несмотря на то, что материк находится на Южном полюсе, там царит вечная мерзлота и весь он покрыт многометровым слоем льда. Пингвины селятся большими колониями на берегу моря и большую часть жизни проводят в воде, у них даже крылья превратились в ласты, с помощью которых эти птицы плавают и ныряют.

На суше пингвины очень неуклюжи, медленно ковыляют на своих красных перепончатых лапах, а воде настолько ловкие и быстрые, что без труда могут догнать и поймать рыбу, которой питаются.
Строго следовать по маршруту им помогает солнце, если оно скрывается за тучами, пингвины могут сбиться с пути.
Окраска пингвина помогает ему маскироваться в воде: если посмотреть сверху, темная спина сливается с темной поверхностью воды, а если смотреть снизу, его бело брюхо «исчезает» в лучах солнца.

Под кожей у пингвина находится толстый слой жира, согревающий их в ледяной воде, оперенье не намокает в воде.
Самка откладывает яйцо и вылупляется маленький …пингвинёнок. Высиживать яйцо помогает отец – пингвин, он меняет самку и сам его высиживает. Затем пингвинчика выращивают оба родителя, заботятся о нём – кормят, оберегают от врагов. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание.

Воспитатель: давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов)

Ребята, мы с вами так долго путешествуем по Северному полюсу и нам уже пора возвращаться домой, чтобы не простудиться. Я предлагаю в следующий раз отправиться в гости к пингвинам, согласны?

Дети: да!

Воспитатель: а сейчас пристегните ремни, расправляем крылья и наш самолет отправляется в наш садик.

Воспитатель: какое интересное у нас было путешествие! Ребята вам понравилось? (ответы детей)

А где мы сегодня побывали? Как выглядит белый медведь? Чем питается? Пингвины – это животные или птицы? Как своего детёныша выводят пингвины? А какие еще обитатели Севера нам встречались?
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivotnye_severa.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животные севера».

Цель: расширить представление детей об образе жизни животных на Северном и Южных полюсах.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать знания детей о животных живущих на Северном и Южном полюсах;

- расширить знания об образе жизни животных Арктики и Антарктики.

- систематизировать представления детей о способах приспособления животных к климатическим условиям;

- дать представление о том, что пингвин и белый медведь живут на разных полюсах.

Развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

Материалы: иллюстрации животных Севера, глобус или карта с изображением животных, музыкальное сопровождение, загадки, полоски обычной бумаги, масло, емкость для воды.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте слова песни.
(Включается отрывок из песни «Песня про медведей»)

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз, 

Трутся спиной медведи,

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи – 

Вертится Земля!

Воспитатель: ребята, про кого поется в песне.

Дети: В песне поется про медведей.

Воспитатель: про обычных медведей, которые живут в наших лесах?

Дети: нет! Про белых мишек.

Воспитатель: правильно, ребята! Мы сегодня поговорим о животных, которые живут далеко – далеко на Севере.

Воспитатель: ребята, а давайте посмотрим, где находится Северный полюс. (рассматривание глобуса/карты)

Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на Северный полюс, согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: ребята, а как мы можем добраться до Севера?

Дети: Можно долететь на самолете. Можно отправиться на корабле.

Воспитатель: Хорошие идеи. Предлагаю полететь на самолете, чтобы как можно скорее попасть к жителям Севера.

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.

Воспитатель: вот мы и прилетели в царство льдов. Северный полюс является самым удивительным местом на планете.  Климат здесь очень холодный. На Северном полюсе длинная и холодная зима длится целых полгода, а лето здесь очень холодное. Летом здесь полярный день. Несколько месяцев круглые сутки тут светло. А зимой –  долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается. Кругом снег и ледники. Но, несмотря на такие условия, в этих краях обитают интересные животные.

Воспитатель: ребята, посмотрите нас встречает один из главных жителей – Белый Медведь! Расскажите, что вы о нем знаете? (демонстрация изображения белого медведя)

Дети: у него белая шерсть.

Воспитатель: ребята а вы знаете какого цвета кожа у медведя?

Дети: черная.

Воспитатель: правильно! Ребята, а вы знаете зачем это?

Дети: чтобы медведю было тепло.

Воспитатель: правильно! . Кожа под белой шерстью черная и помогает аккумулировать тепло.

А как вы думаете, белые медведи впадают в спячку?

Дети: нет, они не боятся холода и у них всегда есть еда.

Воспитатель: все правильно. Ребята, а чем питаются медведи?

Дети: рыбой!

Воспитатель: правильно, ребята! Он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

А еще белые медведи умеют плавать и нырять, проводя под водой до 7 минут и совсем не мерзнут.

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам провести опыт и узнать почему северные жители не мерзнут, даже когда находятся в воде.

Воспитатель: ребята, перед вами лежат 2 полоски обычной бумаги, но одна из них пропитана жиром.

Давайте опустим в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.

Воспитатель: что произошло с полосками? 

Дети: Полоска, смазанная жиром, не намокает.

Воспитатель: Молодцы ребята! Значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.

Воспитатель: ребята, мы с вами в царстве льдов, становится очень холодно. Давайте погреемся?

Физкультминутка «Арктика»

Здесь всюду холод, лед и тень

(Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь,

(Закрывают глаза ладонями)

Полгода – день,

(Открывают глаза ладонями)

Из льда здесь люди строят дом,

(Выпрямляются, поднимают руки вверх)

И океан покрыт весь льдом.

(Соединяют руки над головой – «крыша

Зверей ты здесь почти не встретишь.

(Разводят руки в стороны)

И птиц ты в небе не заметишь.

(Ставят ладони козырьком над глазами)

Лишь мишка, белый, словно иней,

(Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

(Руки на поясе стоят смирно)

Воспитатель: мы погрелись и теперь я предлагаю вам познакомиться с другими обитателями севера.

Внимательно слушайте загадки.

Нос как уголь, хвост пушистый,
Шерсть густая, словно снег.
На охоту в Заполярье
Вышел, крадучись …
(писец)

Жиром тело набролося,
Не страшны ему морозы.
Бивни грозные имеет,
Плавать в проруби умеет.
(морж)

Он в воде плывёт как рыба
И порой лежит весь день.
Не страшны ему морозы
Потому что он…
(тюлень)

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...

(Олень)

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,

Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? - Морской... 

(Котик)

Воспитатель: молодцы! Ребята, а скажите кого мы не встретили на своем пути? (ответы детей)

Воспитатель: я вам загадаю загадку, и вы мне скажите про кого идет речь.

Пускай морозы, льды и ветры,
Они одеты для концерта:
Всегда во фраках и манишках
И мама с папой, и детишки. (Пингвины.)

Воспитатель: да, ребята, пингвинов на Северном полюсе мы не встретили. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: мы их не встретили, так как они живут на Южном полюсе. Дети, а что вы знаете о пингвинах? (ответы детей)
Воспитатель: Пингвины не летающая, а водоплавающая птица. Пингвины живут на самом южном материке - Антарктиде. Несмотря на то, что материк находится на Южном полюсе, там царит вечная мерзлота и весь он покрыт многометровым слоем льда. Пингвины селятся большими колониями на берегу моря и большую часть жизни проводят в воде, у них даже крылья превратились в ласты, с помощью которых эти птицы плавают и ныряют.

На суше пингвины очень неуклюжи, медленно ковыляют на своих красных перепончатых лапах, а воде настолько ловкие и быстрые, что без труда могут догнать и поймать рыбу, которой питаются.
Строго следовать по маршруту им помогает солнце, если оно скрывается за тучами, пингвины могут сбиться с пути.
Окраска пингвина помогает ему маскироваться в воде: если посмотреть сверху, темная спина сливается с темной поверхностью воды, а если смотреть снизу, его бело брюхо «исчезает» в лучах солнца.

Под кожей у пингвина находится толстый слой жира, согревающий их в ледяной воде, оперенье не намокает в воде.
Самка откладывает яйцо и вылупляется маленький …пингвинёнок. Высиживать яйцо помогает отец – пингвин, он меняет самку и сам его высиживает. Затем пингвинчика выращивают оба родителя, заботятся о нём – кормят, оберегают от врагов. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание.

Воспитатель: давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов)

Ребята, мы с вами так долго путешествуем по Северному полюсу и нам уже пора возвращаться домой, чтобы не простудиться. Я предлагаю в следующий раз отправиться в гости к пингвинам, согласны?

Дети: да!

Воспитатель: а сейчас пристегните ремни, расправляем крылья и наш самолет отправляется в наш садик.

Воспитатель: какое интересное у нас было путешествие! Ребята вам понравилось? (ответы детей)

А где мы сегодня побывали? Как выглядит белый медведь? Чем питается? Пингвины – это животные или птицы? Как своего детёныша выводят пингвины? А какие еще обитатели Севера нам встречались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Беседа о диких животных севера. Чтение рассказа "Как заяц зимует"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область ...

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

КОНСПЕКТ Занятия по познавательной деятельности в выпускной группе «Север и юг»

Задачи1. Обеспечить активизацию разных видов восприятия: зрительного (при восприятии видеоряда), тактильного (при практическом манипулировании с разнофактурными игровыми дидактическими материалами), с...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Животные Севера"

Дать детям первоначальное представление о животных Севера....