Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Казакова Ольга Павловна

Данная консультация содержит информацию для родителей о формировании основ личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отношение к окружающему миру17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Дошкольник в 4-5 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Ребенок и окружающий мир

Ознакомление ребенка с окружающим миром и социальной действительностью – сложная и злободневная проблема. Как же познакомить с окружающим миром детей? Какое отношение  к нему следует сформировать у маленького ребёнка? С какими представлениями о мире  познакомить? Что же ребенку необходимо знать из огромного количества информации об окружающем мире?

Важнейшими особенностями восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста являются наблюдательность и эмоциональность. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают, и часто эмоциональные оценки опережают верные, объективно существующие.

Поэтому педагог должен обеспечить каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит  необходимый опыт.

Одной из составляющих, лежащих в основе формирования уверенности в себе,  является воспитание  привязанности  к своей семье,  любви к близким, гордость за принадлежность к своему роду. Конечно, проблема ознакомления дошкольников с семьёй  достаточно сложная, требующая от воспитателя  большого такта и успешное её решение невозможно  без тесного взаимодействия  педагогов с семьёй.

История каждой семьи  связана с историей страны, родного края и родного  города,  является её частью. Нужно помочь дошкольникам увидеть своеобразие своего родного края, его природы с её притягательной красотой, познакомить с достопримечательностями родного города и др.

Для этого вместе с детьми можно составить «социальный портрет» того окружения, в котором находится дошкольное учреждение. Сюда входит: -описание близлежащих социальных объектов (школа, магазин, библиотека); -перечень близлежащих улиц с указанием названий и кратким их объяснением;

-события, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и группе детского сада (озеленение участка детского сада, уборка территории и т. п.).

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный опыт, получать информацию из книг и окружающего мира, идти путем экспериментов. Важно, чтобы как можно чаще у ребёнка случались свои озарения и «эврика».

У каждого человека, который приходит в этот мир, есть пять инструментов восприятия, а, следовательно, и пять механизмов познания этого мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Существует метафора: «мир наваливается, обрушивается всем многообразием на новорожденного». Однако природа мудра и избирательна. Кто-то начинает больше слышать, кто-то — больше видеть, кто-то — больше чувствовать. Так развиваются каналы восприятия, так появляются аудиалы, визуалы и кинестетики.

Кем является ваш ребенок?

Это легко проверить.

Аудиал. Такой ребенок любит слушать: музыку, сказки, взрослые разговоры. Доводы и объяснения всегда на него действуют.

Визуал. Такому ребенку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Кинестетик. Этому нужно, прежде всего, потрогать руками, и только потом он слышит и видит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"

Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...

"Ростовая игрушка- средство формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к познанию и преображению окружающего мира"

"Ростовая игрушка- средство формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к познанию и преображению окружающего мира"  Содержание:1.История кукол2.Актуальность приобщения ш...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.«ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ ЧУВСТВА БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА».Сегодняшни...

Формирование основ толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (краткосрочный проект)

В современном обществе дух нетерпимости, неприязни к людям «не таким как все», к их образу жизни и привычкам всегда существовал и, к сожалению, продолжает существовать как в обществе в цел...

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края....

Конспект развлечения в подготовительной группе с применением культурных практик по формированию поведения и отношения к окружающему миру Тема: « Весна - Красна пришла!

Cоздать  у детей радостное настроение с приходом весны, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру....