Сценарий игровой образовательной ситуации для детей 5-6 лет в группе комбинированной направленности по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Масакова Светлана Александровна

Сценарий игровой образовательной ситуации для детей 5-6 лет в группе комбинированной направленности по теме «Зимующие птицы»

Расширение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.Уточнить и расширить представление о зиме, зимующих птицах, их образе жизни. Обогащать словарь по лексической теме и развивать связную речь детей. Развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления, познавательных интересов.Воспитывать у детей бережное отношение к природе, заботу к пернатым друзьям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игровой образовательной ситуации для детей 5-6 лет в группе комбинированной направленности по теме «Зимующие птицы»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

 

Задачи: Уточнить и расширить представление о зиме, зимующих птицах, их образе жизни. Обогащать словарь по лексической теме и развивать связную речь детей. Развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления, познавательных интересов.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, заботу к пернатым друзьям.

 

Оборудование: картины с изображением перелетных птиц, аудиозаписи с голосами зимующих птиц, мяч, конверты с разрезными картинками по теме, Картина с изображением птиц и их теней, маркер, рисунки с недорисованными птицами, простые карандаши, мольберт.

 

Предварительная работа: беседы о перелетных и зимующих птицах, о зиме, рассматривание энциклопедий по теме «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулки, изготовление с детьми кормушек для птиц, развешивание их на участке, подкармливание птиц.

 

Ход.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

 

Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

 

Дети: Зимой.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки зимы?

Дети: Деревья оголились, исчезла листва, становится холодно, появляются частые заморозки, идет снег, солнце светит, но не греет, день короче , ночи длиннее, облака стали серыми, низкими, исчезли насекомые, некоторые птицы, цветы, животные меняют «шубки» на более теплые, а серый заяц становится белым, чтобы сливаться со снегом и маскироваться таким образом от хищников, некоторые животные впадают в спячку, люди надевают теплую одежду.

Воспитатель: Вы сказали, что исчезли некоторые птицы. А куда же они делись?

Дети: Улетели в теплые страны.

Воспитатель: Верно. Как называются такие птицы?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? Дети: Зимующие.

Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, загадки (отгадки – картинки дети вешают на магнитную доску):

 

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

 

Снег засыпал все тропинки.

Отдыхал я у осинки.

Вдруг на ветку села птичка,

В жёлтом платьице… (Синица)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)

 

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

 

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)

 

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)

 

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)

 

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. 
(Сова)

 

Сизый - дикий, каждый знает.
И почтовым он бывает!
Очень нежный, очень смелый
Символ мира – это белый. 
(Голубь)

 

Воспитатель: Каких еще вы знаете зимующих птиц?

Дети: Филин, глухарь, сойка, свиристель, галка, щегол, тетерев, глухарь.

Воспитатель: Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

Дети: У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному. Как же они их различают?

Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, поиграть в игру и узнать птиц по их тени.

Игра «Угадай мою тень» (Дети маркером соединяют на картине изображение птицы с её тенью)

Воспитатель: Ребята, предлагаю стать в круг и поиграть в игру «Четвертый лишний» (Воспитатель бросает каждому ребенку мяч с заданием)

Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец. (скворец, т.к. он перелетная птица)

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

 

Воспитатель: Хотите еще поиграть?

Упражнение «Отгадай и присядь».

Воспитатель: Сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. (Ворона, соловей, дятел, скворец, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, снегирь, аист, воробей, журавль, сова, цапля.)

Воспитатель: Продолжим наши игры? Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

Упражнение «Скажи одним словом»

  • У сороки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
  • У сороки белые бока, поэтому её называют …. (белобокая).
  • У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … (желтогрудая).
  • У вороны чёрные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая).
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).
  • У голубя сизые крылья…(сизокрылый) и др.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столах в конвертах лежат разрезные картинки.

Игра «Собери картинку».

Воспитатель: Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Воспитатель: Расскажите, чьи изображения вы сложили.

Ребенок: Это сова - зимующая птица.

Воспитатель: Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д. Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание.

Упражнение «Выпусти птицу».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и «выпускать» птицу, произнося слова: «Я из клетки выпущу ….».

Игра повторяется с обеими руками поочередно.

Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такие картинки. Посмотрите, на этих птиц. Что не так? (Ответы детей.)

Упражнение «Чего не хватает?»

Я думаю, что у художника не хватило времени и он не закончил свои рисунки. Предлагаю вам их закончить.(Дети дорисовывают свои картинки, где у птиц не хватает клюва, хвоста, крыла, ног)

Воспитатель: Отгадайте мою последнюю загадку?

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Дети: Кормушка

Воспитатель: Верно! Тяжело зимовать нашим пернатым зимним друзьям - птицам, когда за окном крепкие морозы и много снега. Как мы можем им помочь пережить долгую зиму?

Дети: Сделать кормушки и подкармливать птиц зимой.

Воспитатель: Чем их можно кормить?

Дети: Семечками, пшеном, крошками хлеба, салом, кормом для птиц и т.д.

Воспитатель: Мы с вами пойдем сегодня на прогулку, возьмём крупу и обязательно покормим птиц.

 

Итог.

Воспитатель: Вспомните, о чём мы сегодня говорили?

В какие игры вам понравилось играть?

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, проявили старание при выполнении разных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы комбинированной направленности ТЕМА: «Водоплавающие птицы»

Цель: расширить знания о птицах.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить и расширить представления о птицах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Водоплавающие птицы»;- совершенствовать ...

Сценарий игровой образовательной ситуации "Страна профессий" (младшая группа)

Цель: расширять и обогащать представления о трудовых действиях врача, шофера, повара и  результатах их труда....

Тематический контроль по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическом воспитанию и образованию в группах комбинированной направленности детей 6-7 лет № 1, № 2 в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Тематический контроль по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическом воспитанию и образованию в группах комбинированной направленности детей 6-7 лет № 1, № 2 в МБДОУ №...

Конспект игровой обучающей ситуации «Проблема в стране доктора Зелёнкина». в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №6 (подготовительный возраст)

Возрастная группа: подготовительнаяТема игровой обучающей ситуации: «Проблема в стране доктора Зелёнкина».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие», ...

Конспект игровой образовательной ситуации по пластилинографии «Пластилиновая копилка» в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Авторская разработка предназанчена для повышения уровня финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через технику пластилинографию....

Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Театральное закулисье»

Задачи:вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка...

Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет c применяем технологии ТРИЗ Тема: «Секреты дружбы»

Цель: Формирование опыта социального взаимодействияЗадачи:- расширять знания детей в области бесконфликтного общения;- совершенствовать умения высказываться и слушать высказывания собеседника;- развив...