Исследовательский проект "Наша спутница - вода"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Карманова Светлана Юрьевна

Научиться ведать природу – значит  приобщаться к ней, 

быть ей не чужим,  а близким, своим…

Д.М. Кайгородов

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,  родители.

Цель: сформировать представление у детей знания о значении воды в жизни всего живого на Земле. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, т.е. воспитание экологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

«Наша спутница

 вода»

руководитель проекта

Карманова С.Ю.

г. Заводоуковск, 2021г.

Научиться ведать природу – значит  приобщаться к ней,  

быть ей не чужим,  а близким, своим…

Д.М. Кайгородов

Планета земля – наш дом. Земля красива и многоцветна. Сама она и все, что на ней, называется природой. Древние философы выделили четыре природные стихии нашей планеты Земля. Вода – одна из них.

Вода – это жидкость, способная приобретать любой цвет и вкус. Она может течь, капать, брызгать, переливаться. Проявление этой природной стихии многообразно, целесообразность  в жизни людей и планеты Земля огромна. Начинается «вода» с понятия – капля и заканчивается понятием «океан». Взаимосвязи человека с водой многообразны. От воды зависит жизнь людей, растений, животных. От человека – судьба воды на планете. Вода присутствует в таких природных явлениях, как гроза, метель, радуга, лед. Они имеют свою значимость и красоту. Человек должен  обладать обширными знаниями о природе, научиться  видеть ее красоту, уметь беречь ее богатства.

 Воспитание экологической культуры начинается с раннего детства. Понимание элементарных связей между живой и неживой природой, восприятие красоты природы, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать, оберегать – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения к природе, в частности показать значимость воды на планете Земля.

1 ЭТАП - ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Актуальность: 

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он голубого цвета. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской на глобусе изображается вода. Она занимает в два раза больше места, чем суша. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но, к сожалению, на долю пресной, питьевой воды приходится всего 2% от всего объёма воды на планете. Поэтому воду нужно беречь!  

Цель: сформировать представление у детей знания о значении воды в жизни всего живого на Земле. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, т.е. воспитание экологического сознания.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
  2. Через опытно – исследовательскую деятельность ознакомить со свойствами воды,  научить устанавливать сходства и различия свойств воды в разных агрегатных состояниях. Дать представление о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации.  Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке.
  3. Дать представление о некоторых видах природных водоемов, о загрязнении воды промышленными и бытовыми отходами. Выявить особую значимость по охране пресных вод, используемых человеком для жизни.

Формы и методы работы:

  1. Экспериментально – поисковая работа;
  2. Беседы с детьми;
  3. Познавательная образовательная деятельность;
  4. Совместная и самостоятельная деятельность детей;
  5. Игры, наблюдения.
  6. Чтение художественной литературы;
  7. Творческая деятельность детей;
  8. Рассматривание глобуса иллюстраций, презентации.
  9. Консультации для родителей, совместная творческая деятельность и родителей и детей;

Продолжительность реализации проекта: февраль – апрель 2021г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,  родители.

2 ЭТАП – РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.

  1. Сформировать интерес детей к данной теме.
  2. Подобрать методическую, научно – познавательную, художественную литературу, иллюстративный и игровой материал по данной теме.
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
  4. Приготовить презентации к теме.
  5. Составить перспективный план работы.
  6. Разработать итоговое мероприятие по проекту.

3 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Познавательная деятельность:

«Вода в жизни человека» (природное окружение)

«Круговорот воды в природе» (природное окружение)

«Вода вокруг нас» (социальный мир)

«Вода нужна всем» (природное окружение)

Экспериментально – поисковая работа:

  • «Какая бывает вода» - уточнить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, не имеет формы, имеет вес)
  • «Вода – растворитель» - выявление веществ, которые растворяются в воде.
  • «Очищение воды» - познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
  •   «Такая разная вода» - выявление трех агрегатных состояний воды: жидкое, твердое, газообразное.
  • «Что плавает, что тонет»

Наблюдение на прогулке:

  • «Иней на деревьях»
  • «Сосульки» (образование, таяние сосулек)
  • «Снег» (цвет снега в разное время года;  как хрустит снег под ногами;  в какой снег легче провалиться; сколько сугробов на игровой площадке; наблюдение за снегопадом; рассматривание снежинок и их таяние на ладошке; таяние снега)
  • «Морозные узоры»
  • «Лед» (ледяная горка, каток)
  • «Ледоход на реке»
  • Целевая экскурсия к реке Ук.

Беседы с детьми:

  • «Вода вокруг нас»
  • «Эта волшебница вода»
  • «Ходит капелька по кругу»
  • «Какой бывает вода»
  • «Вода нужна всем»
  • «Почему воду нужно беречь»
  • «Жизнь воды и жизнь в воде»
  • «Зачем зимой снег»
  • «Кто живет в реке и озере»
  • «Откуда в наш дом приходит вода»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение детям:

Сказка «Жила – была река» Н.А.. Рыжова  

рассказ «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжова

 «Сказки о капельках» Т.И. Попова

«Горка» Н.Носов

«Про снежный колобок» Н.Калинина

«Живая вода» (сказка народов Сибири)

Стихотворения:  «Речка» Э. Мошковская, «Дождик» Б. Заходер, «Что случилось с рекой» Б. Заходер, «Водопровод» С. Маршак, «Весенние воды» Ф. Тютчев

Заучивание наизусть стихотворения «Волшебница  вода» Н.А. Рыжовой.

Пословицы и поговорки о воде:

Под лежачий камень вода не течет;

Крепкую дружбу и водой не разольешь;

Вода камень точит;

По капле дождь, дождь реки поит, реками море стоит;

Не зная броду,  не суйся в воду;

Воды жалеть – кашу не сварить;

Отгадывание загадок о воде;

Рассматривание энциклопедий.

Продуктивная деятельность

Конструирование из бумаги «Кораблики»;

Аппликация «Ручеек»

Рисование по наблюдениям «Такая разная вода», «Три состояния воды», «Разноцветная речка»; «Бригантина поднимает паруса», «Снежинки», «Узоры на окнах»;

Лепка – макет «Откуда течет вода»; «Сосульки на крыше».

Коллективная работа «Вода – это жизнь»

Рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукции картин русских художников.

Игровая деятельность

Игры – моделирование:  «Рождение реки», «На болоте», «Водоемы».

Подвижные игры:  «Море волнуется», «Мы – капельки», «Морские обитатели»,  «Ручеек», «Водяной», «Рыбак и рыбки»

Речевые игры: «Сохраним чистую воду на планете», «Морское путешествие», «Третий лишний», «Какая бывает вода», «Что вода делает», «Когда это бывает?», «Круги на воде», «Съедобная жидкость», «Придумай рассказ по серии картинок», «Вода не вода».

Упражнения на релаксацию «Полет высоко в небе», «Ручеек – полноводная вода».

Физкультминутки «Дождик, лей веселей», «Снежинки», «Веселые капельки»

Музыкальное воспитание 

Слушание «Голоса окружающего мира» (журчание ручья, звуки дождя, водопада).

Сочинение танца снежинок, веселого ручейка.

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей

  • «Значение воды в природе»,
  • «Вода – самое драгоценное ископаемое»

Изготовление плакатов  

  • «Как человек использует воду»,
  • «Где в природе есть вода»,
  • «Вода в природных явлениях»,
  • «Кому нужна вода».

Оформить в родительском уголке:

  • Рубрика «Проект «Наша спутница – вода»
  • Выставка детских работ.

Предполагаемые результаты:

  1. Вода в окружающей среде бывает разной: это и дождь, и снег, и туман, и иней, и роса, и лед, и морозные узоры.
  2. Вода совершает круговорот в природе. Она выпадает из туч в виде дождя или снега, путешествует по земле, а затем под лучами солнца возвращается обратно. Вода не исчезает, а превращается из одного состояния в другое и путешествует.
  3. Вода – это чудо, которое дала нам природа. Она обладает определенными свойствами: из бесцветной превращается в цветную, принимает определенную форму, растворяет некоторые вещества, может находиться в жидком, твердом и газообразном состоянии, в воде есть воздух, но мы его не видим, тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плавают.
  4. В воде живут животные и растения, которые устроены так, что без воды могут погибнуть. Необходимо бережно относиться ко всем водным обитателям и охранять их и «дом», в котором они проживают: моря, реки, озера.
  5. Всем живым существам на суше тоже нужна вода.  Люди часто не задумываются о своем отношении к рекам, «обижают» их, уничтожают водных жителей. Мы, люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают, и платить им тем же – хорошим, бережным отношением. К воде, которую мы используем в быту тоже нужно относиться бережно, экономно. Чем меньше мы будем тратить воды в своих домах, тем больше ее будет оставаться в реках, озерах.

4 ЭТАП - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  • Оформление

выставка детских работ; плакаты, поделки, фотогазеты:

  • проведение развлечения «Праздник волшебной воды» с привлечением родителей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.А. Рыжова. «Волшебница вода» новые материалы к программе «Наш дом – природа»
  2. Н.А. Рыжова. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002г.
  3. О.А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.
  4. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999г.
  5. С.Н. Николаева. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников. – М.:Мозаика – синтез, 2002г.
  6. Н.Н. Кондратьева. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство – пресс», 2000г.
  7. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – Пресс», 2007г.
  8. Т. И. Попова. Мир вокруг нас. Материалы комплексно программы культурно – экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – «Линка – Пресс», 1998г.
  9. «Вода». Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – Издательство «Сова»,1998г.
  10.  Н.Н.Авдеева. кто живет в воде. Река, озеро: Учебное наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ДиК; Дрофа, 1998г.
  11.  Г.П. Тугушева, Е.А. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша спутница - вода"

В конспекте в ировой форме представлена экспериментальная деятельность с водой....

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования "Наша спутница вода" подготовительная группа

Цель: Подведение детей к решению проблемы: как помочь загрязнённой реке.Задачи.Научить понимать необходимость бережного отношения к воде и последствия экологически неграмотного поведения.Прививат...

Презентация на тему "Наша спутница вода"

Презентация на тему "Наша спутница вода"  состоит из 3 частей т.к. объем большой...

План конспект открытого занятия «Наша спутница Вода»

Развитие познавательной активности детей к окружающему миру, в процессе исследовательской деятельности....

Самоанализ открытого занятия в средней группе«Наша спутница - Вода».

Организованная деятельность по окружающему миру в средней группе«Наша спутница - Вода»...

Опытно –Экспериментальная деятельность Тема: «Наша спутница вода»

ПрезентацияОпытно –Экспериментальная деятельностьТема: «Наша спутница вода»...