Конспект занятия по экологическому воспитанию в младшей группе на тему: "Зимующие птицы"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Кудрявцева Оксана Сергеевна

Методическая разработка в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс среди классных руководителей/ воспитателей ДОУ/ педагогов дополнительного образования на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий 

 

«Экологическое воспитание»

Тематическое направление

«Зимующие птицы»

Тема методической  разработки

Автор: Кудрявцева Оксана Сергеевна, воспитатель,

Муниципальное дошкольное учреждение

Приморский детский сад «Солнышко»

Разделы методической разработки воспитательного мероприятия 

1. Пояснительная записка 

1.1 Тематическое направление 

1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) 

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) 

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) 

1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия 

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора 

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов 

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) 

1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей 

2.Основная часть 

2.1Описание подготовки воспитательного мероприятия 

2.2

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.) 

                

1.Пояснительная записка.

1.1Тематическое направление

«Экологическое воспитание».

1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) 

«Зимующие птицы"

В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников стала  очень актуальна. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней. Научить беречь окружающий мир. Именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится меньше, но потребность в ней возрастает. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их образе жизни, создать условия для общения с миром природы.

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) 

Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) 

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия 

Цель занятия: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.

Задачи:

 - расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании);

 - развивать умение устанавливать элементарные связи;

 - развивать логическое мышление;

 - закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы";

 - воспитывать бережное отношение к природе;

 - воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Планируемые результаты:

1.     Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах.

2.     Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

3.     Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой.

4.     Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи.

5.     Обогатить словарный запас детей.

6.     Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

7.     Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

8.     Приобщить к совместной деятельности родителей.

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора 

Конспект  занятия по развитию речи для младшей группы «Зимующие птицы». Представленный конспект занятия способствует приобретению воспитанниками знаний о зимующих птицах, развитию умений и навыков, необходимых для заботы о птицах в зимнее время года.

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов 

 Наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц;  беседы о птицах; рассматривание картинок,  иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов «Снегирь».


1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) 

Методическая литература:

1). Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2017г.

2) О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». 2018г.

3) В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации

4) Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» 2012г.

5) «Времена года» Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева 2005г.

6) О. С. Ушакова «Знакомство детей с литературой» 2016г.

7) О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2019г.

8) Ю. А. Акимов «Знакомство дошкольников с окружающем миром» 2017г.

Использование колонки для прослушивания записи голосов птиц.

  • Предметные картинки:  воробей, ворона, голубь, снегирь, синица. Картина с изображением зимующих птиц на кормушке. Магнитная доска;
  • Панно с изображением дерева на зимнем фоне, маленькие предметные картинки птиц: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица;
  • Пакетики  с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, ягодами рябины;
  • Звукозапись «Пение птиц в лесу»;
  • Загадки о птицах. Стихотворения: Г. Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»;
  • Раскраски «Птицы» по количеству детей.

1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей 

Данный конспект занятия может использоваться как обмен опытом  работы в ДОУ.

2.Основная часть 

2.1Описание подготовки воспитательного мероприятия

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.

Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию; подвижные игры «Воробушки и автомобиль».

Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока»; А. Барто «Синица».

Изготовление с детьми кормушки, подкормка птиц на участке детского сада.

2.2

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.) 

                

Конспект  занятия по развитию речи для младшей группы «Зимующие птицы».

Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательная область « Познание»

  • расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании);
  • развивать умение устанавливать элементарные связи;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы";
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

  •  - расширять, уточнять и активизировать словарь по теме;
  •  - развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  •  - упражнять в подборе родственных слов;
  •  - развивать логическое мышление, память, воображение
  • - развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление.
  •  - продолжать знакомить детей со словообразованием

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • формировать умение выражать свои эмоции;
  • развивать воображение, подражательность;
  • формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
  • побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
  • Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Образовательная область Физическое развитие

Задачи:

  • Развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторик

Предварительная работа:

1. Беседа о птицах.

2. Чтение энциклопедий о птицах, как выглядят, чем питаются.

3. Рассматривание альбомов о птицах

4. Разучивание с ребенком стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (отрывок)

В НОД использованы: (методы и приёмы)

  • Метод демонстрации (приёмы: показ действий, демонстрация иллюстраций)
  • Метод разговора (беседы), рассказ воспитателя
  • Метод игры (приёмы: постановка задания, анализ результатов)

Материал:  картинки с зимующими птицами – синица, воробей, дятел, снегирь, картинки для игры «Назови ласково»,снежинка, мяч, магнитная доска, магниты, запись голосов птиц.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель.

-Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения на целый день и давайте пожелаем друг другу доброго утра. 

 (дети встают  и читают стихотворение).

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем.

С добрым утром, с новым днем!

Вот как весело живем.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Раздается стук в дверь, появляется  Маша (кукла из мультфильма «Маша и медведь») и просит помочь понять ей, что происходит с птицами, почему нет скворцов и грачей, ласточек.

Воспитатель:

- Ребята, поможем  Маше понять в чем же дело?

 Наступила зима, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера.

Игровое упражнение со снежинкой "Назови признаки зимы".

Дети по очереди  называют признаки зимы.

- Сейчас вы по очереди будете называть признаки зимы и передавать снежинку соседу.

3има какая:

*если снег - снежная

*если мороз - морозная

*если ветер - ветреная

*если вьюга- вьюжная

*если лёд- ледяная

*если как сказка – сказочная

*если холод- холодная

Физминутка Речь с движением «Зима»

Раз — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть правой ногой)

Два — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть левой ногой)

Вьюги да метели- (руки вверх, раскачивать)

Птицы улетели («крылья»)

Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

-Как мы их называем? - (Перелетные)

-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие)

Воспитатель: показывает дерево в снегу, на которое по очереди прилетают зимующие птицы.

Ребята, сегодня к нам, на нашу ветку,  прилетят птицы, которых вы можете видеть на улице, во время прогулки.

 Посмотрите на ветку села птица – это воробей!

Повторите все вместе.

Давайте рассмотрим воробья, что у него есть?

Воспитатель спрашивает индивидуально. Ребёнок показывает голову, глаза, клюв, крылья, хвост, ноги. Какого цвета его пёрышки? Дети называют цвета  с помощью воспитателя. А ещё воробей смелый, шустрый, быстро подлетает и улетает. Все слова дети повторяют хором и индивидуально. – Послушайте, я про него расскажу стихотворение. Читает стих-е В.Стоянова «Воробей».

Я - весёлый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен, и болтлив, и пуглив. Чив! Чив!

Мне едою служат мошки
 Мна едою служат крошки,

 Я хитер и шаловлив, суетлив. Чив! Чив!

Дни мои зимой тяжки

- Нет ни крошки, ни букашки,

Вот когда я молчалив, еле жив. Чив! Чив!

Как кричит воробышек? Дети повторяют хором – чив,чив.

 

Ой, посмотрите! На ветку села другая птица – это синица.

Рассматривание идет так же.

Воспитатель читает стих-е А.Барто «Синица».

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку

Причесала клювом грудку

И с дорожки на плетень

Тири-тири,тень_тень_тень.

Как поет синичка? Дети повторяют.

 

Воспитатель читает

А на ветку посмотри –

 Прилетели снегири!

Снегири – лесные птицы,

 прилетают к нам зимой,

 очень трудно прокормиться

 в стороне глухой лесной!

Ребята - это снегирь. Повторите все вместе

 Снегирь прилетает  к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Давайте рассмотрим снегиря, что у него есть?

Воспитатель спрашивает индивидуально. Ребёнок показывает голову, глаза, клюв, крылья, хвост, ноги. Какого цвета его пёрышки? А какого цвета грудка и щеки? А хвост? Дети называют цвета  с помощью воспитателя. Снегирь - красивая, спокойная птица. Все слова дети повторяют хором и индивидуально .Ребята, какую ягоду очень любят снегири? (Рябинку) Все слова дети

повторяют хором и индивидуально.

Игра с мячом "Один-много"

Снегирь  -  снегирей

Синица – синиц

Воробей – воробьев

Дятел – дятлов

Игра «Скажи правильно»

Воспитатель:

-Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать (на примере снегиря)

• Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

Если у птицы жёлтая грудка, она какая? (желтогрудая)

• Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

• Если у птицы длинная шея? (длинношеяя)

• Если у птицы черная голова? (черноголовая)

• Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая)

Воспитатель. Молодцы! А теперь хотят птички с вами поиграть!

Вы закроете глазки, а одна птичка улетит. Откроете, и должны будете отгадать, какая птица улетела (снегирь, синица или воробей).

По очереди «улетают» все птицы. Дети называют индивидуально и все вместе.

  Воспитатель. Молодцы! А теперь, вы все будете птички. Я буду говорить слова,  а на слово «ай» быстро улетайте в домики. Птички сидят, клюют и улетают.

Села птичка на окошко:

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела птичка – ай!

Игру повторяем 2-3 раза.

Воспитатель:  Ребятки, птички  хотят с вами поиграть!  Попробуем отгадать голоса птичек, которые сегодня прилетели к нам в гости.

 Упражнение на слуховое восприятия  «Голоса птиц» 

(дети слушают голоса птиц и отгадывают, чей голос).

Воспитатель обращается к Маше, помогли ли дети ей своими знаниями. Маша благодарит детей за помощь.

Воспитатель.

-Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)

Воспитатель.

- У нас тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц.

Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!" (ребенок)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Воспитатель показывает кормушку Маше и детям,  предлагает на прогулке повесить кормушку на прогулочном участке детского сада.

Рефлексия:

Воспитатель:

 - А каких зимующих птиц вы видели?

-А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть и видели в садике, около дома?

-Вы сегодня просто молодцы: отгадали загадки о птицах, поиграли, выполнили очень много сложных заданий и рассказали о том, что о зимующих птицах надо заботиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в младшей группе

Закрепить у детей элементарные представления о некоторых свойствах воды, расширить представления о необходимости воды, о ее значении для всех живущих на земле, закрепить гигиенические навыки, создать ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в младшей группе Тема: «Кто там прячется в болоте?»

Занятие рассчинано для детей младшей группы. При проведении этого занятия, мы ставим следующие задачи: познакомить детей с тем, как зимует лягушка и с процессом её появления, познакомить с речными рыб...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для младшей группы "Посадим яблоньку"

Программное содержание:Расширять знания детей о растениях;дать представления о посадке деревьев;фор­мировать бережное отношение к объектам живой природы;формировать трудовые навыки....

Конспект занятия по экологическому воспитанию (вторая младшая группа) «Красная книга Природы»

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Красная книга Природы», разработан для подготовительной группы (дети 6-7 лет). Цель конспекта - формирование экологической кул...